Чемпионы мира Андре Шюррле и Лукас Подольски сбежали из Англии, подчеркнув тенденцию - немецким футболистам не место в АПЛ.
Почему у Германии получается, и что мы делаем не так? С этими вопросами бьются не только в России, но и в других странах, где победой на чемпионате мира даже не пахнет. Чтобы залезть в загадочную немецкую душу, британские журналисты обратились к Дитмару Хаманну - гордости «Ливерпуля» и памятнику германской несгибаемости из футбола нашего детства.
«Если англичанин получит дисквалификацию на финал чемпионата мира, он заплачет. Если то же самое случится с немцем, он вылезет из кожи и забьет победный гол. Разница в том, что один думает о себе, а другой о команде», - подытожил Хамман, 10 лет вылезавший из кожи в Премьер-лиге.
В образе, нарисованном Дитмаром, четко просматривается силуэт Михаэля Баллака - силуэт в меру эгоистичного лидера, вписавшегося в рамки командной стратегии. В 2002 году гол Баллака в ворота Южной Кореи вывел Германию в финал мундиаля, хотя за мгновение до него хавбек получил тот самый роковой горчичник.
Коллективизм. Когда-то он образовал в Германии одну из самых страшных тоталитарных систем в истории, но затем нашел лучшее применение в молодежном спорте и возродил из пепла Бундестим. Откуда берется это удивительное чувство плеча? Вдыхается с эфирно-идеологическим духом «Манншафт», который в чем-то даже важнее кислорода, и закаляется с помощью тактических методик детских тренеров, завязанных на круговой поруке. За местоимение «я» иногда можно получить по губам - в команде нет «я», есть«мы».
Гуру молодежного футбола Германии Хорст Хрубеш уверен: команда формирует игрока, а никак не наоборот. Примером заурядного нападающего, талант которого раскрыли партнеры, 63-летний специалист называет себя - главные успехи в карьере чемпиона Европы и обладателя Кубка европейских чемпионов пришли только к 30 годам.
- Скорость, техника, обработка мяча - это простой набор навыков. Гораздо важнее другое - насколько хорошо игрок вписывается в тактику, видит поле и оценивает ситуацию. Если в вашей команде 11 индивидуалистов, она не будет играть. Ребята должны постоянно общаться, чтобы выяснять слабые места и совершенствоваться. Каждый обязан понимать - команда важнее личности. Если у игрока сложный характер, даже самый большой талант в мире его не спасет.
Это слова человека, который своими глазами видел каждую восходящую звезду Германии последнего тысячелетия, вращаясь в системе немецкого футбола на протяжении последних 15 лет, и человека, чью заслугу в последнем триумфе Бундестим сравнивают с вкладом Йоахима Лёва.
Вот почему с пеленок молодые футболисты все делают вместе: вместе ходят в школу и обсуждают девчонок, играют в приставку и плюются обедами на тренировочном сборе, побеждают и проигрывают на турнирах. Вы уже наверняка слышали, что состав чемпионов мира 2014 года на четверть состоял из игроков, победивших на молодежном Евро в 2009-м. И это снова горячий привет господину Хрубешу.
Вся система подготовки футболистов в Германии нацелена на формирование командного взаимодействия. Развитие индивидуальности отходит на второй план и становится для игрока предметом самостоятельной работы на протяжении карьеры. Лозунг «вместе побеждать проще» - торжество атомизма и живое доказательство того, что все сложное сводится к сочетаниям простого.
Вспомните немецкий футбол в лучших его образчиках - Бундесманншафт на ЧМ-2014, поздняя «Бавария» Юппа Хайнкеса или ранняя «Боруссия» Юргена Клоппа. Везде та самая пресловутая и уже режущая слух «машина». Это набор деталей, соединенных в механизмы, и набор механизмов, оживляющих устройство. Ты - элемент системы, и там, где эта система работает иначе, приходится перестраиваться. Далеко не всем это удается.
Англия устроена по-другому. Англия - это суровый и жестокий мир, в котором не помогают даже розовые очки. Англия - реальность: здесь торжествуют мажоры и хулиганы, плейбои и карьеристы, и чтобы выжить в этой компании, нужно обладать мощным эго. Иначе тебя сожрут.
Именно поэтому звездами Премьер-лиги становятся такие люди, как бунтарь Диего Коста и эгоист Яя Туре, Рики Ламберт и Чарли Остин, вырвавшиеся из ада благодаря силе воли, Джон Терри, Фрэнк Лэмпард и Стивен Джеррард, из которых харизму можно выжимать ведрами.
Если футбол для немцев - это атомная модель, в которой все можно гармонично разложить по частям, то в Британии главенствует натуральный холизм, где целое больше, чем сумма его частей.
Неудивительно, что молодые футболисты из Германии с особенно наивным коллективным мышлением теряются на острове. Ведь даже конкуренция в понимании немца и англичанина - это абсолютно разные вещи: если там конкурент был другом, здесь - уже враг, и ты должен доказать, почему он хуже тебя.
Ровно по этой причине таланты «Арсенала» Томас Айсфельд и Серж Гнабри пропали с орбиты. И ничего нового в этом нет - десять лет назад невероятно перспективный защитник сборной Германии Роберт Хут вылетел из «Челси» и выше «Сток Сити» в карьере не забирался.
Чтобы пересчитать немцев, у которых получилось в Премьер-лиге за последние 15 лет, хватит одной руки: Михаэль Баллак, Дитмар Хаманн, Йенс Леманн и Томас Хитцльшпергер. Получается, в Англии успех ждет того, кто может обложить судью матом, доиграть финал Лиги чемпионов с переломом ноги, выбесить Дидье Дрогба или внезапно рассказать всему миру о своем гомосексуализме. Все это мужики с большой буквы - с мощным хребтом, богатым опытом и бойцовским характером. А какие истории привезли из Англии Марко Марин, Джером Боатенг, Льюис Холтби, Андре Шюррле или Лукас Подольски? Что расскажут своим внукам Эмре Джан или Месут Озил? Вот об этом и речь.
Eurosport