Спортивные обозреватели часто пишут, что ни один из гонщиков, покинувших Формулу-1 после сезона-2011, не смог вернуться в чемпионат спустя год. Означает ли это, что и шансы российского пилота Виталия Петрова вернуться в чемпионат в 2014-м крайне малы? Не стоит торопиться: история Ф-1 всё же знает немало примеров, когда пауза не становилась непреодолимым препятствием. Мы предлагаем вернуться к истории Формулы-1, вспомнив примеры удачных возвращений спортсменов в дисциплину.
НикоХюлькенберг
Один из самых свежих примеров. Уступив место в "Уильямсе" Пастору Мальдонадо, Нико усилиями своего менеджера Вилли Вебера стал в 2011 году третьим пилотом "Форс Индия", да ещё и с гарантией получить место в кокпите спустя год. Относительный риск ВиджаяМаллья, расставшегося ради Хюлькенберга с Адрианом Сутилем, полностью оправдался. Нико, несмотря на годичную паузу, опередил во внутрикомандной схватке Пола диРесту, а сейчас, после перехода в "Заубер", считается одним из претендентов на место в "Феррари" в сезоне-2014. Конечно, об этом говорить рановато, но "камбэк" уже можно признать успешным.
РоменГрожан
У француза ситуация была сложнее, чем у Хюлькенберга. Он успел провести в Формуле-1 всего полсезона, причём в крайне неблагоприятных условиях: на неконкурентоспособной технике и в качестве напарника Фернандо Алонсо. Вдобавок ко всему "Рено" продало собственную команду, так что рассчитывать на заступничество французского концерна не приходилось.
В такой ситуации Ромен не сдался, начав выступать в самых разных молодёжных сериях. Очень грамотным шагом было подписать контракт с компанией Эрика Булье — это позволило возобновить связи с командой из Энстоуна. А тут и концерн "Тоталь" решил сделать появление французского гонщика одним из условий нового контракта с командой. Просим любить и жаловать — Грожан в Формуле-1, версия 2.0. Первый полноценный сезон получился крайне противоречивым, но неужели зимой 2010 года Ромен расстроился, если бы ему сказали, что он ещё вернётся в Ф-1 и трижды поднимется на подиум?
Кими Райкконен
По поводу финна надо оговориться: если другие герои нашей статьи покидали чемпионат, скорее, по воле команд, то в случае с Кими ситуация куда сложнее. Наверное, при желании он мог бы найти себе место в сезоне-2010, но желанием особо не горел. Два года "командировки" в WRC позволили подзарядить батарейки, переговоры с "Уильямсом" показали другим командам, что Райкконен готов вернуться, ну а что было дальше — вы знаете. Впрочем, тут важна ещё одна оговорка: чемпиону мира, признанному топ-пилоту, найти местечко существенно легче, чем молодому гонщику, не успевшему по-настоящему проявить себя.
НараинКартикеян
Рекордсмен Формулы-1: пауза индийца растянулась на пять сезонов! После года в составе "Джордана" Нараин поработал тестером "Уильямса" и провёл безуспешные переговоры с "Супер Агури", ну а потом всё же сумел вернуться вместе с "ХРТ". Сокращение финансовой поддержки вынудило Нараина покинуть кокпит в середине сезона, но в 2012-м "самый быстрый индус" вернулся в чемпионат. Но с закрытием испанской команды шансов у Картикеяна не осталось.
ТониоЛиуцци
Триумфатор Формулы-3000 сезона-2004 не сумел по-настоящему проявить себя за три сезона в составе "Ред Булл" и "Торо Россо", но это не стало концом карьеры. Лиуцци стал резервным гонщиком "Форс Индия", причём усилиями впоследствии уволенного главы команды Колина Коллеса контракт фактически гарантировал итальянцу место боевого гонщика в 2010-2011 годах. В итоге возвращение состоялось ещё по ходу сезона-2009, когда ДжанкарлоФизикеллу отпустили в "Феррари". Другой вопрос, что проявить себя Тонио не сумел, и контракт с ним на 2011 год был расторгнут. Впрочем, Лиуцци перешёл к тому же Коллесу в "ХРТ", где провёл ещё сезон. На сей раз, видимо, последний в Ф-1.
Педро де ла Роса
Главный эксперт по выживанию в Формуле-1: испанец четырежды возвращался в чемпионат мира! После неудачных выступлений за "Ягуар" Педро смог зацепиться за место тест-пилота "Макларена", а проблемы Хуана-Пабло Монтойи позволили де ла Росе провести девять Гран-при — поди плохо? После ещё нескольких лет в качестве тестера Педро позвали в "Заубер", где, правда, он не смог проявить себя и был заменён на Хайдфельда. Однако в 2011 году де ла Роса на одну гонку вернулся в швейцарскую команду, подменив Переса, а в сезоне-2012 произошло уже полноценное возвращение вместе с "ХРТ". В общем, у де ла Росы вполне можно брать уроки выживания!
Алекс Вурц
Должность тестера "Макларена" — отличный способ продлить свою жизнь в чемпионате! Доказано это не только де ла Росой, но и Алексом Вурцем. Когда результаты австрийца в "Бенеттоне" стали падать, он смог перебраться резервистом в "Макларен". В 2005 году Алекс в одной гонке заменил травмированного Монтойю и поднялся на подиум в Имоле. В 2006-м Вурц стал тест-пилотом "Уильямса", а годом позже полноценно вернулся в чемпионат, став напарником Росберга. Нельзя сказать, что Алекс вернулся совсем уж успешно — если не считать третьего места на Гран-при Канады. Сразу после подиума австриец хотел на мажорной ноте закончить чемпионат, но "Уильямс" упросил его завершить сезон. Тем не менее, по признанию Вурца, прежней мотивации уже не было. В любом случае "камбэк" засчитан.
Оливье Панис
Панис, только не смейтесь, тоже смог продлить свою формулическую жизнь с помощью "Макларена". Намучившись в "Просте", Оливье стал тестером команды из Уокинга и отлично проявил себя на тестах, что открыло ему путь в "БАР". В итоге Панис провёл в Формуле-1 ещё четыре боевых сезона, хотя больших успехов не добился ни в "БАРе", ни в "Тойоте". Но это уже совсем другое дело.
Фелипе Масса
В лице бразильца "Заубер" хотел открыть нового Райкконена, но после сезона-2002 отказался от услуг молодого бразильца. К счастью для Фелипе, Николя Тодт поспособствовал переходу на должность тест-пилота "Феррари", ну а через год Масса вновь вернулся в "Заубер" и на сей раз смог закрепиться в чемпионате, хотя в 2004 году набрал только 12 очков против 22 у Физикеллы. Через год Масса оказался сильнее существенно сдавшего Жака Вильнёва, ну а дальше последовало приглашение в "Феррари".
Мика Сало
Финн не мог зарекомендовать себя в Ф-1 по объективным причинам: выступления за скромные "Лотус", "Тиррелл" и "Эрроуз" не способствовали высоким результатам, и перед сезоном-1999 Мика остался без места. Как выяснилось, это было только благом для Сало. Для начала финн провёл три гонки за "БАР", заменяя Рикардо Зонту, ну а летом наступило звёздное время Мики: после аварии Михаэля Шумахера именно Сало стал напарником Эдди Ирвайна. Мика дважды поднялся на подиум, при этом в Германии он по сути отдал победу Ирвайну, пропустив ирландца вперёд. Такие результаты позволили Сало заполучить контракт с "Заубером", где он хорошо проявил себя, разгромив Педро Диница. Далее был год подготовки к дебюту "Тойоты" и последний для Мики сезон 2002 года.
Как видим, в прежние времена основополагающим пунктом для возвращения была работа третьим пилотом или тестером. Правда, сейчас проблема в том, что резервисты фактически не получают времени за рулём — счастливым исключением из правил является разве что "Форс Индия", плюс на пользу могут пойти тесты "Пирелли". Впрочем, без денег всё равно никуда — пожалуй, Хюлькенберг стал последним "безвозмездным возвращенцем". Нынче же нужны и спонсоры, и какая-никакая практика. Посмотрим, как Петров и Оксана Косаченко попробуют выйти из этой ситуации.
Автомотоспорт
Кому из гонщиков Формулы-1 удалось успешно вернуться в королевские гонки?
Удачливые возвращенцы
02:16 | 19 февраля 2013
0
0
1 760
0