В кыргызстанском автоспорте возникло серьезное противостояние между самими гонщиками и Республиканской Ассоциацией экстремальных видов спорта «Адреналин», которая является организатором многих соревнований, в частности, недавнего открытого чемпионата страны по дрэг-рейсингу, который завершился скандалом. Тогда в адрес «Адреналина» было высказано немало нелестных комментариев. В прошлом номере Sport.kg мы выслушали доводы участников гонок, сегодня же у нас в гостях президент Ассоциации - Дмитрий Голыдбин, который, не собираясь ни перед кем оправдываться, просто поделился с нами своим видением ситуации.
- Конечно, самим спортсменам хотелось бы сказать многое и дать обширную информацию, но буду краток и хочу, чтобы меня поняли, - начал Дмитрий. - В первую очередь, я соглашусь с участниками соревнований, что некоторые критические стрелы в мой адрес были вполне адекватными и объяснимыми. Да, на самом турнире были некоторые задержки по доставке самого оборудования, но, в любом случае, все наши обязательства были выполнены на сто процентов. Вопрос заключался только во времени их выполнения, - отметил он.
На высоком уровне
- В целом же могу сказать, что организация состоявшегося в Токмоке турнира была на высоком уровне. Болельщики находились за ограждением и не допускались к проезжей части, поэтому шанс столкновения спортивного автомобиля со зрителями был минимален. Кроме того, территория была оцеплена колючей проволокой, меры безопасности помогали также осуществлять военные, да и сама охрана. Так что, считаю, единственная проблема – это невоспитанность и некомпетентное отношение самих спортсменов к судьям, которые обслуживали это мероприятие. У некоторых спортсменов и вовсе отсутствует спортивная этика!
Судья всегда прав!
- Кроме откровенного неуважения к судьям, была и некоторая нервозность, и провокации, причем, именно со стороны спортсменов! Естественно, мы как-то пытались избежать спорных ситуаций, но здесь опять же немаловажную роль играл человеческий фактор. И те, кто говорил нам: уберите, мол, людей со стартовой зоны, сам занимал место в судейской палатке, заграждая обзор, а порой и вовсе затрудняя подъезд автомобилей участников к стартовой зоне.
Да и сами спортсмены собирались в отдельные группы и мешали проезду авто, а сами в это же время жаловались на зрителей. А ведь они, таким образом, показывали пример этим самым зрителям, что можно подходить настолько близко к трассе и «глазеть» на заезды буквально на расстоянии вытянутой руки! Это проблема номер один, идем дальше...
Стартовали как смогли.
- Теперь, что касается задержки начала соревнований. Мы планировали начать мероприятие в 11 часов, а первый старт состоялся аж в 15 часов! Но это объясняется тем, что установка такого тяжелого технологического и замерочного оборудования, как телеметрия, элементарно занимает огромное количество времени. Мастера работали по проводке, установке датчиков, и это стоило больших финансовых затрат. К тому же накануне оборудование стало давать сбои, и мастер работал всю ночь, чтобы их устранить. Как только неполадки были устранены, оборудование было установлено на трассе. Так что, по сути, большинство проблем возникло именно из-за этого.
В любом случае, спортсмены должны видеть, что в автоспорт вкладываются деньги именно для них, что растет уровень организации соревнований, появляется дорогостоящее оборудование, меняются правила... Раньше автомобили классифицировали по объему двигателя, а теперь по временному промежутку. Такая практика применяется и в Казахстане, и в России, и это для отечественного автоспорта огромный шаг вперед, прорыв! А то, что спортсмены и болельщики не понимают этого, так это минус только им.
Табло поставить не успели...
- Некоторые болельщики жаловались и на отсутствие табло, но ведь они прекрасно знают, что оно есть - мы просто не успели соединить всю систему воедино! Соединить чисто физически... Но ведь не нужно брать и обрубать на корню старания самих организаторов. В том же Казахстане бывали случаи, что организаторов выгоняли с территории, на которой должны были проводиться старты, и спортсмены относились к этому с пониманием. И пока мы не имеем частной территории, пока она не принадлежит нам, развития автоспорта у нас не будет. Зато будут неадекватные обсуждения деятельности организаторов.
Соревнований пока не будет
- Генеральным спонсором мероприятий, которые проводились «Адреналином» 14 и 22 июля выступал столичный «Тойота центр», - говорит Дмитрий Голыдбин. - Однако на первом мероприятии они сдержали свои обязательства, а второе просто проигнорировали. В итоге, немало проблем произошло и из-за этого - пришлось вкладывать в проведение соревнований свои деньги.
Так что, на сегодняшний день, мы заявляем о том, что свою деятельность в проведении состязаний мы временно прекращаем. Но мы планируем открыть школу по подготовке и переподготовке как обычных водителей, так и на основе контраварийного вождения. Мы будем развивать контраварийное вождение на асфальте, на пересеченной местности, будем обучать преодолевать тяжелое бездорожье на джипах. Обучение будет проходить в три этапа. Мы уже собираем технику и готовим специалистов. Некоторые инструкторы уже отправились в Алматы для повышения квалификации.
Еще раз повторюсь - пока мы не будем иметь свой гоночный трек, мы официально проводить ничего не будем. В нашей стране есть и другие клубы, которые проводят соревнования - к примеру, «К2», но это клуб по общим интересам. Эти соревнования организуются неофициально, более стихийно, а «Адреналин» является первым и основным лицом развития автоспорта в Кыргызстане. И именно мы отвечаем за то, что происходит в нем.
Что касается, не побоюсь этого слова, «коммерческого» трека для проведения соревнований, то здесь мы ничего нового придумывать не собираемся - просто пойдем по примеру Алматы. Нам необходимо думать над арендой территории, которая обойдется в 250 тысяч сом в год и плюс асфальтовое покрытие - порядка 350 тысяч сомов. Но все-таки я лично думаю, что автоспорт в Кыргызстане должен развиваться, и в будущем, может быть, возникнут некоторые обстоятельства, из-за которых мы сможем поменять свое решение и вновь провести турнир. Но пока это решение не обсуждается...
Записала Ксения Толканева
Фото автора
Кстати
А вот и долгожданные результаты прошедшего 22 июля на военном аэродроме Токмока республиканского турнира по дрэг-рейсингу. Отметим, что за их содержание редакция Sport.kg ответственности не несет. Как сообщают организаторы, соревнования проводились в пяти классах.
Список победителей и призеров:
1 класс, 15 секунд:
1. Рафис Абдулаев (борт № 30)
2. Магамед Магамедов (борт № 52)
3. Олег Салодянкин (борт №10).
2 класс, 14 секунд:
1. Андрей Яраш (борт № 47)
2. Максим Опанасенко (борт № 44)
3. Виталий Колесников (борт № 56)
3 класс, 13 секунд:
1. Алексей Веденев (борт № 38)
2. Михаил Панкратов (борт № 24)
3. Сергей Иванов (борт № 22)
4 класс, 12 секунд:
1. Данил Драч (борт № 45)
2. Дмитрий Суворов (борт № 26)
3. Алексей Ворошилов (борт № 43)
5 класс, 9 секунд:
1. Андрей Вакурин (борт № 39)
2. Олег Буданцев (борт № 35)
3. Николай Лямин (борт №19)