8 июля в Бишкеке состоялась встреча велосипедистов: профессионалов, любителей, новичков и ветеранов с архитекторами, заинтересованными в создании велоинфраструктуры столицы.
На мероприятии, прошедшем в конференц-зале фонда «Сорос Кыргызстан», представителей велосообщества познакомили с самыми интересными проектами. Участники встречи смогли увидеть планируемые велодорожки не только на электронных картах, но и совершить по ним виртуальное путешествие. Авторы проектов представили видеоматериалы велопрогулок по планируемым дорожкам. В планах у активистов также восстановление различных парковых зон на пути следования велосипедистов со скамейками и прокатом. Стоит отметить, что в некоторых разработках свое участие проявили и волонтеры из Европы, которые поделились своим видением создания инфраструктуры.
Уже известно, что первая велодорожка должна появится на улице Токтогула, на которой сейчас и ведется реконструкция, но она будет пока только отличаться разметкой. И этот факт вызывает массу споров в связи с отсутствием культуры парковки у граждан. Велосипедисты высказали свои мнения по поводу данной инициативы.
Первым свое видение «Велосипедного Бишкека» представил архитектор Азимбек Муратов, который предложил проложить дорожки вдоль рек «Ала-Арча» и «Аламедин», при этом сообщив, что некоторую часть по благоустройству трассы велосипедисты могут сделать и сами.
Второй проект на суд публики представил руководитель креативной студии Atomidea Айбек Сыдыков, который уже защищал свою работу на бишкекском урбан-форуме, тогда его проект вызвал бурную реакцию у публики. По его подсчетам, стоимость создания велодорожек, длинной порядка 10 км 725 метров составит ориентировочно 98 миллионов сомов. Первая линия соединит южные микрорайоны от конечной остановки и Парк Панфилова и станет основной осью.
- В Бишкеке в связи с невероятной загруженностью на дорогах возникла потребность альтернативного передвижения по городу, - отметил Айбек Сыдыков. - По столице многим передвигаться необходимо на небольшие расстояния и поэтому как раз выходом может послужить то, что часть горожан пересядет на велосипеды. А это значит экономия топлива, улучшение экологической ситуации в городе, ну, и, собственно, улучшение здоровья человека. В нашем проекте будут и совместного использованием дорожки и с пешеходными и отдельные, рассчитанные на двухсторонее велодвижение. Они будут окрашены и отзонированы согласно международным правилам в красный и голубой цвет. В определенных местах будут установлены столбики, которые будут препятствовать парковке авто, - рассказал Сыдыков.
- Мы также будем пропагандировать соблюдение правил, которым должны следовать велосипедисты. Соответствующие плакаты будут размещены в общественных местах, где проходят маршруты. Также будут и размещены карты веломаршрутов. Нам необходимо построить первую велодорожку – некую ось, она будет основной, а затем от нее пойдут ответвления. По этому маршруту находятся несколько школ и три вуза, так что и учащиеся, и студенты могут пользоваться велодорожками. Покрытие на различных отрезках будет различным, от грунта с травой до брусчатки, на участке с тротуарами будет специальное колорирование, - добавил автор.
Особый интерес у публики вызвала идея по организации велостанций. Согласно данному проекту, в Бишкеке появится несколько таких объектов, благодаря которым можно будет взять велосипед и добраться от одной точки до другой.
- Право пользования получат только те, кто официально зарегистрируется в конторе, заключит с нами договор и получит карточку, - сообщил автор идеи Медер Джаманбаев. - Стоимость абонемента за год составит 1500 сомов, в час - 50 сомов. Если же к нам на станции будут обращаться граждане, не прошедшие регистрацию, то им придется оставить нам сумму в полную стоимость велосипеда, либо же паспорт!
Также на встрече поднимался вопрос о создании Ассоциации велосипедистов, но участники к определенному консенсусу не пришли и решили встретиться еще раз, чтобы более детально обсудить данные вопросы. В свою очередь, авторы идеи пообещали, что в ближайшее время все проекты появятся в общем доступе.
Ксения Толканева
Фото автора