С профессиональным велоспортом в нашей стране дело ныне обстоит неважно - за Кыргызстан уже много лет выступает только один спортсмен - Евгений Ваккер, который живет и тренируется за его пределами. Кто же сможет его в ближайшее время заменить? Как идет смена поколений и кто сможет помочь в передаче знаний и опыта любителям велоспорта? Думается, что сейчас самое время вспомнить о ветеранах, которые готовы делиться опытом и всячески помогать начинающим велосипедистам. Один из них - Вячеслав Хамидович Чеченов, в гостях у которого побывал корреспондент Sport.kg.
«Велоспортом начал заниматься тайно!»
- Заниматься велоспортом я начал тайно от родителей в 1965 году, - говорит Вячеслав Хамидович. - Почему тайно? Дело в том, что по медицинским показателям я был освобожден от физкультуры и вообще от любых нагрузок, но однажды мой друг, Виктор приехал на своем железном коне с тренировки, и я был весьма впечатлен! В итоге, мне самому захотелось ездить на гоночном велосипеде, и я стал ходить на велотрек «Динамо» к тренеру Николаю Степановичу Бакаеву. Надо сказать, что тогда там уже вовсю «катали» такие «монстры», как Захаров, Мансуров, Петрашов, Прокопьев, Денисов, Волков, Писмаков и многие другие. Я потихоньку вкатывался в ритм каждодневных тренировок на шоссе и на треке. И вот однажды, в 1968 году, на небольших соревнованиях я сломал руку, и только тогда мама узнала, что я занимаюсь спортом! Но самое удивительное, что после медицинского осмотра выяснилось, что мое больное сердце после занятий велосипедом стало как у быка!
- Вячеслав Хамидович, как вам удалось получить звание мастера спорта, ведь в те времена это было не так уж и просто?
- У меня был этап в жизни, когда тренер поставил передо мной вопрос ребром: или я конкретно ухожу в спорт или получаю техническое образование, а спорт остается на втором плане. Я выбрал образование, а спортом стал заниматься по личной программе. Потом был призыв в армию (я служил в Польше) и набор в спортроту Северной группы войск, где я выступал в команде с ребятами со всего Советского Союза. Там я и выполнил норматив Мастера спорта по велогонкам на шоссе. Подтверждать звание пришлось три раза, ведь отбор был действительно сильный. А после операции на аппендиците на моей спортивной карьере была поставлена точка. После армии я продолжал ездить сам, пока не переехал в Алматы. Там я организовал секцию и занимался с ребятишками. Меня очень увлекло это занятие и когда меня перевели в поселок городского типа Южный, что под Карагандой, и там я продолжил заниматься с молодежью.
«Без поддержки спорткомитета и правительства никак!»
- Вы тренировались на велотреке, а ведь в прошлом он просто «гремел» на весь Союз!
- Да, наш велотрек считался самым быстрым в СССР, поэтому на нем часто проводились различные соревнования всесоюзного масштаба. Среди гонщиков тогда еще Киргизии было очень много Мастеров спорта международного класса, членов сборной СССР, победителей международных и Всесоюзных соревнований. Я уже молчу о массовости велоспорта в Киргизии - одно только перечисление спортивных обществ займет целую страницу! Почти в каждой школе были воспитанники какой-нибудь велосекции, работали секции и от крупных предприятий. Была массовость велоспорта, а с ней, соответственно, и результаты!
В настоящее время картина изменилась не в лучшую сторону - развивается, в основном, горный велоспорт. И это при наличии у нас в Кыргызстане великолепной школы шоссейной подготовки! Конечно, можно восстановить велотрек, но где взять тренеров? Есть, правда, у некоторых молодых ребят идея потихоньку возродить шоссейный велоспорт в Кыргызстане, но без поддержки со стороны спорткомитета и правительства - это утопия. На одном энтузиазме не уедешь! Вот, к примеру, от Кыргызстана на соревнованиях разного уровня выступает один велогонщик Евгений Ваккер! Он - трудяга, честь ему и хвала! Но, к сожалению, ему смены нет. А ведь наша республика - это клондайк для велосипедистов. Высота, горные маршруты, Иссык-Куль, перепады высот - об этом мечтают все велогонщики планеты!
- А ведь вы в отличной форме и вас часто видят на велосипеде…
- Мне задают вопрос: почему я до сих пор езжу на велосипеде, ведь мне уже шестьдесят лет! Но, к примеру, Петрашову - семьдесят пять, а он ездит не хуже молодых, да еще и участвует в крупных соревнованиях среди ветеранов за границей! Это я к тому, что много людей постарше меня ездят не ради славы и медалей, а ради радости от езды и просто для здоровья. Или вот Вячеслав Васильев (тоже, кстати, бывший «динамовец») - лучший веломеханик и отличный гонщик по настоящее время. Он практически на всех стартах выигрывает первые места у молодых, а ему ведь уже давно перевалило за пятьдесят! А о себе хочу сказать, что я езжу и буду ездить потому, что велосипед вылечил меня от многих болячек. Были и частичные параличи, и инсульты, и проблемы со спиной...
«О своих друзьях могу говорить только хорошее!»
- О своих друзьях могу говорить много и только хорошее, - продолжает Вячеслав Чеченов, - всех, конечно, перечислять не буду, а только назову тех, с кем общаемся часто. Это Юрий Денисов - отличный гонщик и на треке и на шоссе, Владимир Калько - Мастер спорта международного класса, призер международных гонок и отличный «трековик». Это уже упомянутый мной Вячеслав Васильев, Александр Макарчук, Виктор Манглус, Любовь Магомедова...
Я также хочу сказать, что в Бишкеке по-прежнему функционирует велоклуб «Золотые колеса», которым руководит бывший гонщик Николай Павлович Дядичкин. Он неравнодушен к тому, как проводит время молодежь, и поэтому старается увлечь многих и велопробегами и веломаршами. У него отличная велобаза и хорошие ученики. Его брат - бывший профи-гонщик, сын - велосипедист. Я думаю, что сам Николай тоже приложит руку к возрождению велоспорта. А тренер он просто отличный! Будем надеяться, что и у нас в Кыргызстане будут хорошие гонщики!
«Шансов мало, но...»
- В этом году ветераны впервые стали участвовать в соревнованиях в отдельной категории. Как вы оцениваете уровень проходящих турниров?
- Про нынешние соревнования хочется сказать, что проводятся они по нынешним меркам хорошо. Конечно, нельзя сравнивать с гонками в советское время, когда на старты выходило очень много гонщиков. Да и зрителей в старые времена было побольше. Но время диктует свои правила...
Специфика же горного велоспорта такова, что в горы поедет не каждый зритель, а пацанва - тем более, поэтому круг зрителей ограничивается друзьями, родственниками участников. Но повторюсь: мне нравится, что ребята не ждут у моря погоды и сами организовывают соревнования! Сами готовят экстремальные трассы, помогают попавшим в беду незнакомым людям и вообще стараются! Мне всегда приятно бывать на всех молодежных гонках!
- Так будет ли профессиональный велоспорт в Кыргызстане?
- На вопрос о будущем профессионального спорта в Кыргызстане я отвечу так: если на то будет политическая воля правительства и спорткомитета - то еще не все потеряно. Но мое личное мнение - шансов мало. Любительский велоспорт, возможно, в скором будущем начнет себя проявлять благодаря энтузиазму и блеску в глазах многих молодых и неравнодушных к велоспорту людей!
Беседовала Ксения Толканева