В свое время Арриго Сакки не без пафоса говорил, что ничего нового в тактике после его миланской революции не случилось и не предвидится. Доля правды в этих словах, сказанных в конце нулевых, безусловно, была: следом за Сакки доминировали Капелло, Фергюсон, ван Гал - специалисты мирового уровня, но скорее эволюционеры, чем революционеры. Слова итальянского маэстро можно подтвердить тем, что даже «Реал» времен скупки всех мировых звезд выигрывал, мягко говоря, не все подряд турниры, а ведь главным постулатом философии Сакки было превосходство коллектива над индивидуальными качествами футболиста.
«Милан» Сакки был универсальной командой. Позже Капелло превзойдет достижения предшественника в «Милане», но в историю войдет именно команда Сакки. Когда большинство европейских клубов играли с либеро и чистыми опорниками, россонери выставляли в центр полузащиты Анчелотти и Райкарда, ни один из которых исключительно оборонительной работой не занимался.
«Милан» Сакки играл в атакующий футбол, но основан он был на командной обороне - команда очень редко пропускала, и зачастую сопернику, какими бы громкими именами в составе он ни обладал, тяжело было перейти даже центр поля. «Милан» Сакки сминал соперника, и даже после ухода специалиста в сборную Италии и появления в команде настроившего божественный уровень обороны Капелло россонери временами выдавали шоу в стиле Сакки, как в финале Лиги чемпионов - 1994 с «Барселоной». Галли, Тассотти, Мальдини, Донадони, Альбертини - все эти футболисты знали, как играл «Милан» Сакки. И уничтожили «Барсу» со счетом 4:0, не дав сопернику создать ни единого момента.
Однако мэтр все же оказался не совсем прав. В мировом футболе появился Хосеп Гвардиола. В 30 лет Пеп из «Барселоны» и сборной Испании переехал в скромную итальянскую «Брешию», и много лет спустя его тогдашний партнер по команде Маркус Шопп отметил, что знает, почему из всех имевшихся вариантов Гвардиола выбрал наименее очевидный. «Он уже тогда жил идеей стать тренером, поэтому его переезд в Италию был логичным. В Италии, в серии А, работали и работают тренеры с наилучшей тактической подготовкой. Однажды мы играли в Пьяченце и „горели" к перерыву, играя очень плохо, и Гвардиола на пути в раздевалку созвал игроков вокруг себя и сказал каждому, как нужно тактически поменять игру во втором тайме. Наш главный тренер Карло Маццоне услышал это, и в раздевалке он орал и ругался, как сапожник. Что сделала в итоге команда? Мы приняли точку зрения Гвардиолы, изменили тактику. И победили», - вспоминал Шопп. Позже, уже будучи тренером-победителем Лиги чемпионов, Гвардиола назвал Маццоне лучшим специалистом мира.
Гвардиола создал великую «Барселону», но она на команду Сакки была похожа меньше, чем эта «Бавария» Гвардиолы. «Барселона» Пепа, как ни крути, все же зависела от индивидуального мастерства отдельных футболистов, нынешняя «Бавария» - нет (если вы заметили, на старте сезона нерегулярно играют даже главные звезды атаки команды - Рибери и Роббен, а Левандовски пока не забивает на дортмундском уровне, что Мюнхену практически не мешает). «Барселона» Пепа была уязвима в обороне, нынешняя «Бавария» гораздо лучше знает, как обороняться против быстрых контратак, несмотря на то, что игроков уровня Мальдини, Костакурты и Барези в ростере команды нет. Гвардиола кардинально изменил «Баварию», увел ее от традиционной немецкой 4-2-3-1 с традиционными плюсами и минусами. Ныне соперник «Баварии» знает, чего ожидать от команды в целом, но совершенно не знает, как будет играть каждый из футболистов на поле. «Бавария» вплотную подошла (пока все же случаются сбои - не все до конца готовы играть, как учит Гвардиола, но ведь и Анчелотти у Сакки долго мучился!) к универсализации игры, о которой мечтал Сакки. Окончательно мюнхенская перестройка завершилась с появлением в команде Хаби Алонсо, и здесь отличие революции Сакки от революции Гвардиолы: миланский прорыв начался с перехода футболиста, сделавшего изменчивой игру в созидании, а у Гвардиолы гибкая игра в созидании уже была благодаря трансферу Роберта Левандовского. Алонсо же позволил «Баварии» добиться подвижности схемы и при действиях на своей половине поля.
1. Почему Хаби Алонсо, а не Тони Кроос?
Как и у Сакки, в «Баварии» все начинается с качественной обороны, которую Гвардиола модифицировал таким образом, как раньше никто не рисковал делать. Фактически Мюнхен играет в два чистых защитника, среди которых постоянно лишь наличие Боатенга, а его партнер может меняться без потери качества - Данте, Бенатиа, Бадштубер… Перед двумя центральными защитниками, которые играют по мысли либеро, чистильщиков, располагается тройка полуполузащитников - обычно это Лам, Бернат и Хаби Алонсо, но особенность «Баварии» заключается в том, что всегда в тройке оказывается лишь Алонсо, а с краев могут по ситуации быть даже Рибери с Роббеном. «Баварии» Гвардиолы не важно, кто именно сдерживает атаку соперника - важно, как это делается. Гвардиола пробовал этот метод уже в прошлом сезоне, но не слишком удачно (помните, в мадридском матче с «Реалом» дважды на позиции левого защитника оказывался Манджукич?), сейчас же это возведено в закон. Настоящий полузащитник в составе «Баварии» всего один - это или Давид Алаба, или, если на правый край обороны выходит Рафинья, Филипп Лам.
Все могущество «Баварии» начинается именно здесь - с тройки стопперов во главе с Хаби Алонсо. Испанца нельзя назвать чистым опорным, он не только ответственен за борьбу в центре и начало атак, но еще и часто оказывается последним игроком перед Мануэлем Нойером, подчищая то, что не сумели сделать Бернат, Боатенг, Данте/Бенатиа и Лам/Рафинья при потере мяча. Происходит это потому что оборонительная линия «Баварии» не просто высока - она постоянно располагается уже на чужой половине поля. В последнем матче чемпионата Германии с «Кельном» лишь средняя позиция Жерома Боатенга и Мануэля Нойера была на половине «Баварии». Сакки в свое время утверждал, что команду нельзя победить, если вся она располагается в 25 метрах от последнего защитника до нападающего, и Мюнхену Гвардиолы практически удается добиться этого.
Однако провести все 90 минут на чужой половине нельзя даже теоретически, именно поэтому фигура Алонсо для «Баварии» важна, именно поэтому он тур от тура бьет рекорды по числу касаний мяча. Он руководит тройкой стоп-кранов, задачами которых являются отбор, перехват и подбор отскоков. Здесь кроется ответ на вопрос, почему в «Баварии» оказался Хаби, а Тони Кроос не оказался тем футболистом, за которого стал бы держаться Гвардиола. Кроос здорово начинает атаки, готов сыграть в паре опорников при 4-2-3-1, но сомнительно, что он был готов стать тем квазиполузащитником, универсальным солдатом красных, каким стал Алонсо. И, что немаловажно, у испанца есть лидерские качества, которые необходимы руководителю ключевого образования в нынешней схеме Гвардиолы - тройки стопперов. Кроос же всегда был тихим, исполнительным, умным мальчиком из ГДР. Но не лидером.
2. Почему Левандовски, а не Манджукич?
Ответ на этот вопрос легче всего дать, исходя из все той же философии Арриго Сакки - нападение начинается с обороны. Поляк гораздо охотнее отходит и атакует из глубины, чем хорват, а о его умении укрыть мяч корпусом в центре поля пора слагать баллады. Кроме того, действуя ближе к центральной линии, чем к чужой лицевой, Левандовски обеспечивает поддержку линии из трех полуполузащитников: когда те вступают в отбор, поляк оказывается рядом с эпизодом и превращает отбор партнера в пас. В матче со «Штутгартом» Роберт шесть раз подобрал мяч после отбора партнером - то есть фактически одним своим умением действовать в глубине поля поляк обеспечил команде шесть дополнительных атак. Нельзя забывать и об умении Левандовского поддержать наступление на фланге, чего не умел Манджукич. Гвардиола начинал в «Баварии» с того, что выставил хорвата на позицию левого вингера в Суперкубке Германии с «Боруссией». И быстро понял, что лучше бы этого не делал.
С приходом Левандовского окончательно изменилась и вся игра красных в созидании. Если с Манджукичем это была все же игра с одним чистым, выдвинутым нападающим, то теперь все в Мюнхене делится на два-три кластера, который заполняют игроки по ситуации (более-менее привязан к позиции лишь Бернат - творчество, как известно, позволяется даже Мануэлю Нойеру). Атакующий кластер составляют обычно четыре футболиста, которые находятся в чужой штрафной или в непосредственной близости от нее - обычно пока это Левандовски, Гетце, Мюллер и Роббен, каждый из которых готов обменяться позициями как внутри кластера, так и вне его - имена неважны. Поляк (центральный нападающий!) готов прожить матч без ударов по воротам, как это было в победном матче со «Штутгартом» - гораздо важнее исполнение других игровых функций.
Если при Хайнкесе и традиционной немецкой 4-2-3-1 «Бавария» использовала фланги для доставки мяча в штрафную (или же, если на поле Арьен Роббен, смещений в центр и ударов), то сейчас фланги нужны Мюнхену для того, чтобы поставить соперника в позицию сложного выбора. Подключается по флангу Бернат, Рафинья или Лам - и создается вилка, при которой в штрафной соперника «Баварии» оказываются четыре нападающих «красных» и, если соперник играет по схеме с четырьмя защитниками, всего три защитника. То есть или к четвертому нападающему из центра сдвигается один из опорников, или защитник не встречает футболиста с мячом на фланге. В первом случае следует быстрый перевод в центральную зону, где остается всего один опорник; во втором случае - следует навес или, если с мячом Алаба или Лам, смещение к центру и прострел. В обоих случаях оборона соперника оказывается зажата широченными тисками. Действует это безотказно: практически постоянно в штрафной или около нее есть один свободный футболист «Баварии» - технический и тактический уровень игроков Мюнхена не оставляет соперникам возможности и времени подумать. Посмотрите, как забивал «Кельну» Марио Гетце (он, к слову, с появлением в команде Левандовски наконец раскрылся, выбирая зоны, освобождаемые поляком) - он оказался один в чужой штрафной. И это был «Кельн» - команда с лучшей командной обороной на старте нынешнего сезона бундеслиги!
3. Как строится контроль мяча?
В своей книге Хосеп Гвардиола, говоря о «тики-таке», отмечает, что ему сложно представить хорошую атаку, которая строилась бы из менее чем 15 передач. Уже в Германии наставник красных явно подкорректировал свою философию. Есть некоторые основания полагать, что случилось это после апрельской оплеухи от дортмундской «Боруссии» в чемпионате Германии - Гвардиола увидел, что против владения мячом можно сыграть нагло, проходить центр в один пас - и победить. Уже тогда начиналась завершающаяся ныне перестройка Мюнхена, и последовавшие после разгрома от Дортмунда матчи с «Реалом» - с теми самыми попытками сделать из Крооса последнего полузащитника (в Мадриде Тони растворился на поле), а из Манджукича - гибкого игрока, способного опуститься на свою половину поля, - как раз и стали результатом корректировки игровой идеологии Пепа. «Бавария» перестала ставить целью во что бы то ни стало контролировать мяч только ради контроля, теперь перед командой Гвардиолой ставятся два вопроса:
а) как создать атаку? Ответ: начать ее из обороны, быть готовым сделать отбор и обеспечить нужное число игроков выше линии мяча, чтобы создать мгновенный переход вперед длинным пасом - их теперь делают и Алонсо, и Боатенг, и даже Данте;
б) зачем нужен контроль мяча? Ответ: для того чтобы заставить соперника выбирать - оголять центр или фланги, когда мяч гуляет с фланга на фланга. Если в «Барселоне» перед командой ставилась задача найти свободные зоны в штрафной, раскатывая мяч на подступах к штрафной, то сейчас контроль мяча создает проблему для соперника, что априори ставит Мюнхен в выигрышное положение. Плюс относительно «Барсы» Гвардиолы заключается в том, что каталонский клуб очень редко мог оказаться в выигрыше после фланговых навесов. А у красных такая опция есть.
Конечно, все это не означает, что «Бавария» снесет всех на международной арене и на долгие годы станет европейским гегемоном. Сыворотку против Мюнхена найти можно, но Гвардиола ставит перед собой и командой не только задачу победить, но и сделать это стильно. «Можно ставить целью победу, но если хочешь войти в историю, то одних побед недостаточно - надо уметь творить на поле», - говорил Сакки. Революции, как известно, задумываются романтиками.
Чемпионат.com