Чемпионат мира — одна из немногих возможностей для национальных футбольных ассоциаций поправить свои финансовые дела не только спонсорскими контрактами. Общий призовой фонд мундиаля в Бразилии составит без малого € 350 млн, € 260 млн будут распределены между футбольными ассоциациями, команды которых выступают на турнире. Победитель чемпионата мира принесёт своей федерации € 25,6 млн, финалист — € 18,3 млн, бронзовый призёр — € 16,1 млн, а проигравший в матче за третье место будет довольствоваться € 14,7 млн. Выход из группы ФИФА оценивает в € 6,6 млн, и это помимо € 1,1 млн, которые получила каждая федерация за выход своей сборной в финальную часть турнира.
Цифры с каждым годом растут: еще восемь лет назад сборная Италии принесла федерации футбола своей страны € 18 млн, а призовой фонд бразильского турнира относительно немецкого вырос и того внушительнее — на 78%. Сравнивать нынешние показатели с призовыми в 1998 году и вовсе смешно: победа французов тогда была оценена слабее, чем нынешний выход в 1/8 финала — всего € 6 млн.
Не стоит, правда, думать, что федерации купаются в деньгах после успешного выступления сборной на чемпионате мира. Большая часть призовых от ФИФА уйдёт на премирование членов национальной команды — такой вот круговорот призовых в футболе. Скажем, сборная Италии оговорила систему призовых ещё до начала турнира: каждый член делегации (а ведь это помимо самих игроков ещё и тренерский, медицинский и технический персонал) получает в случае выхода в полуфинал и выше по € 217 тыс. на человека — итого почти € 10 млн. Кроме того, затраты на транспортную логистику и проживание с выходом в плей-офф могут увеличиться вдвое относительно уже заложенных на выступление в группе сумм. В итоге, в случае если Италия дойдёт до финального матча, федерация футбола страны почти всё потратит на призовые, оставив себе около 5−10% от премии со стороны ФИФА. Однако вылет команды Чезаре Пранделли в четвертьфинале позволит призовыми амортизировать эффект от неудачного выступления в Бразилии.
При этом ФИФА тоже не следует представлять благотворительной организацией. Помимо призового фонда ФИФА в расходной части на непосредственное проведение чемпионата мира закладывает сумму, выделяемую на компенсации клубам, чьи игроки травмировались в своих национальных командах, и премирование клубов, которые отправили своих игроков на турнир — примерно $ 51 млн. Эти цифры несоизмеримы с доходами организации от мундиаля, которые позволяют бюджету ФИФА не уйти в дефицит. Журнал Forbes посчитал, что мундиаль принесёт доход на уровне $ 4 млрд, большую часть из которых, конечно, составят доходы от продажи телевизионных прав на матчи турнира. Выручка за медиаправа составит примерно $ 1,7 млрд, ещё около $ 1,3 млрд составят маркетинговые доходы за счёт спонсорских контрактов ФИФА с Adidas, Emirates, Sony, Visa, Hyundai и Coca-Cola. Выручка непосредственно самой организации составит около $ 2 млрд, и это на 66% больше, чем четыре года назад в ЮАР. Нельзя забывать и о том, что на доходах скажется и зрелищность турнира: чем интереснее будут матчи, тем большая аудитория соберётся у экранов, а значит и доходы от рекламы увеличатся. Хотя бы одну минуту финала чемпионата мира-2010 между Испанией и Нидерландами смотрели 909 млн человек по всему миру, а среднее число зрителей за матч составило 188,4 млн человек. В ФИФА рассчитывают, что эту цифру в Бразилии можно перекрыть.
Охотнее, чем ФИФА во время чемпионатов мира, деньгами с национальными ассоциациями делится УЕФА, причём такая практика сложилась довольно давно. Получив € 6 млн за победу национальной команды на чемпионате мира 1998 года, федерация футбола Франции два года спустя выручила гораздо больше — € 9,2 млн — от победы сборной на европейском первенстве. Ещё серьёзнее разрыв получился между ЧМ-2002, где Бразилия получила € 9,5 млн, и Евро-2004, который принёс федерации футбола Греции € 17 млн. Зрительская аудитория чемпионатов Европы на порядок ниже, чем у мундиалей, но при этом и команд в континентальном турнире участвует меньше, за счёт чего сборные выручают большие призовые. Это же позволяет УЕФА иметь более солидную программу поддержки клубов: если ФИФА платит клубам, чьи представители оказываются на ЧМ, $ 51 млн, то УЕФА по итогам Евро-2012 выплатил по похожей программе $ 100 млн в пользу 580 клубов (включая отборочный турнир). Постоянно меняющаяся экономическая ситуация в мире заставляет и ФИФА, и УЕФА тратить всё больше на проведение главных турниров под своей эгидой. ФИФА утвердила бюджет на 2015−2018 годы, который должен свести разницу между доходами и расходами почти к нулю, а самая большая расходная часть приходится на чемпионат мира в России — $ 2,153 млрд. УЕФА, в свою очередь, готовится к увеличению числа участников чемпионата Европы до 24, что приведёт к росту расходов на организацию турнира и программу поддержки клубов. По итогам Евро-2016 клубы, предоставляющие своих игроков сборным, получат на 50% больше, чем в Польше и Украине — $ 150 млн.
«Чемпионат.com»