ФИФА в очередной раз выразила доверие Бразилии. Однако одними словами поддержки хозяевам мундиаля, похоже, не помочь.
27-летний датский независимый журналист Миккель Кельдорф Йенсен вернулся домой из Бразилии в апреле. Два с половиной года назад он выучил португальский язык, а в сентябре 2013-го с воодушевлением отправился в долгое путешествие по Бразилии, желая рассказать о подготовке к чемпионату мира в самой футбольной стране планеты. Однако чем ближе Йенсен знакомился с бразильской реальностью перед мундиалем, тем быстрее сладкий сон о чемпионате мира превращался для него в кошмар. Датчанин около восьми месяцев путешествовал по разным городам Бразилии с камерой, а вернувшись, написал в «Фейсбуке»: «Мой билет на чемпионат мира окраплен кровью детей с улиц».
Такой вывод Йенсен сделал, проведя долгое время в городе Форталеза, столице штата Сеара. Форталеза, один из центров бразильской преступности и один из самых жестоких городов страны, согласно отчетам ООН, примет шесть матчей мундиаля, включая игру сборной Бразилии, а также матчи 1/8 и ¼ финала. Датчанин тесно общался с беспризорными подростками, которыми кишат улицы Форталезы, и узнавал от них все новые страшные истории: постоянно пропадали знакомые им ребята, которых никто не видел очень долгое время. Часто случалось так, что в последний раз живыми их видели спящими на улицах туристических районов Форталезы, а утром эти улицы уже были чисты. Йенсен предположил, что беспризорников устраняют физически. «Для чего? Для того, чтобы показать международной прессе и гринго (так в Латинской Америке презрительно называют туристов не из португалоязычных или испаноязычных стран. - Прим. ред.), как у вас все чисто?!» - написал Йенсен на своей странице в «Фейсбуке».
В интервью шведской прессе журналист признался, что не может привести ни одного документального доказательства наличия полицейских «отрядов смерти» на улицах Форталезы, но предложил сомневающимся самим пообщаться с беспризорниками столицы штата Сеара. В конце мая Йенсен представил документальный фильм «Цена Кубка мира», лейтмотив которого - чемпионат стоил Бразилии не только миллионы реалов, но и десятки человеческих жизней. Слова Йенсена частично подтверждаются и в Рио, и в Сан-Паулу, где полицейские зачищали фавелы, убивая людей, что привело к массовым манифестациям. В итоге бразильские власти разбудили «голос фавел», который представляет реальную угрозу мундиалю.
Нет плана на случай забастовок
ФИФА находится в состоянии, близком к панике. Бразилия сейчас в шаге от провала чемпионата мира. Не достроены стадионы, а часть тех, что достроена, не тестировалась на пригодность, не готова инфраструктура, страна на грани масштабных антиправительственных выступлений прямо по ходу чемпионата мира. В течение нескольких часов представители ФИФА сначала сомневаются в готовности Бразилии к проведению мундиаля, а затем выражают доверие стране. Жером Вальке публикует в своем «твиттере» за несколько дней до первой игры фотографию неготового стадиона, а потом говорит, что все, в принципе, терпимо.
Огромной проблемой для ФИФА и организационного комитета чемпионата мира является тот факт, что население перестало поддерживать идею проведения мундиаля. Если в 2007 году проведение в стране чемпионат одобряли 79% жителей Бразилии, то ныне - всего 48%. Этот процент стал еще меньше с момента проведения Кубка конфедераций - за год с момента массовых акций протеста правительство так и не ступило на путь перемен. Забастовки работников транспортной сферы - страшный сон для организаторов мундиаля, последняя подобная акция протеста прошла 4 июня в Сан-Паулу и парализовала город. Социальные сети были наводнены селфи офисных работников, застрявших в пробках и задокументировавших с помощью фотографий причину опоздания на работу. Четкого плана относительно доставки болельщиков на стадионы и в гостиницы из аэропортов на случай забастовок работников транспорта у властей нет. Министр спорта Бразилии Альдо Ребело спихивает головную боль на муниципальные власти: «Мы перевозками заниматься не будем». Следующие акции протеста намечены на 10 июня в Сан-Паулу и 12 июня в Белу-Оризонти, Порту-Алегри и других городах. В этот день в стране должен начаться чемпионат мира.
#VaiTerCopa
«Если бы чемпионат мира случился четыре года назад, все бы сейчас было завешено желто-зелеными цветами», - скажет сейчас любой бразильский таксист по дороге из аэропорта. И действительно - страна, обожающая футбол, даже визуально подходит к главному футбольному празднику весьма сдержанно.
Популярный хэштег #VaiTerCopa («Кубок мира идет») соседствует в бразильском сегменте «твиттера» с хэштегом #NãoVaiTerCopa («Кубок мира не придет»), и оба забиты сообщениями об акциях протеста. Журналист Globo Алешандре Родригес выложил в своем «фейсбуке» фотографию заката в Рио с подписью «Из-за забастовки у нас нет метро, но зато есть это. #VaiTerCopa», и тут же получил комментарий от одного из своих друзей: «Я не могу быть счастливым, когда в стране такая ситуация со здравоохранением, образованием и безопасностью».
В этом диалоге - вся суть бразильских разногласий перед чемпионатом мира. Алешандре Родригес признается, что тоже недоволен уровнем здравоохранения, образования и безопасности, но он не видит в чемпионате мира проблемы. Обе стороны слышать друг друга не желают уже два года.
«А вдруг дождь?»
Однако это - проблемы бразильского общества и правительства (даром, что Рио через пару лет проводить Олимпиаду), а главной головной болью ФИФА является, конечно, проблема со стадионами. Стадион в Сан-Паулу, на котором пройдет матч открытия, будет сдан в эксплуатацию фактически вслепую. Работы на нем ведутся до сих пор - например, зал для пресс-конференций пока больше похож на монгольский шатер. Глава местного организационного комитета Тьяго Паес настолько устал от постоянных мигреней, что грустно шутит. «Нам тут проводить четыре групповых матча, четвертьфинал и полуфинал. Так вот, полуфинал мы посмотрим уже с закрытыми глазами», - говорит Паес, намекая на то, что организаторы просто не доживут до конца турнира из-за постоянных проблем.
При этом стадионы будут раздражать радикальную часть бразильцев и после турнира. Даже позитивно настроенные относительно мундиаля журналисты недоумевают по поводу выбора городов-хозяев чемпионата. Колумнист Folha de São Paulo Антонио Прато сомневается в правильности выбор на личном примере: «Планируем свадьбу, и вдруг кто-то - свекровь, брат или друг двоюродного брата соседа - говорит: „Постойте, а мы разве не должны поставить навес? А вдруг пойдет дождь? Нужно купить навес!". Только вот дождь в Бразилии, за исключением малонаселенных районов Амазонии, идет так редко, что приобретение навеса было таким же абсурдом, как строительство стадионов в городах, где нет ни одного шанса, что в дальнейшем эти арены будут задействованы. Речь о Куябе, Натале, Бразилии и Манаусе».
Забавно, но именно Манаус, увидев который на карте и почитав о котором в Википедии, все ужаснулись - как играть в таких дебрях и при такой влажности и жаре?! - подходит к чемпионату мира почти без проблем. Мигель Капобианго, глава оргкомитета Манауса, считает, что дело в менталитете местных жителей, который привыкли жить, подчиняясь природе и потому спокойнее остальных бразильцев. Манаус решил все проблемы, кроме эксплуатации арены после мундиаля. Город имеет столь неудобное расположение и почти не имеет футбольных традиций, что спасти стадион от громадных убытков может только тот факт, что город является промышленным центром. В почти двухмиллионном Манаусе расположены представительства сотен международных компаний, в том числе, например, Red Bull, который, как известно, любит футбол.
«Гринго увидел то, чего совсем не хотел увидеть», - написал, вернувшись в Данию, Миккель Кельдорф Йенсен. Проблем здесь действительно много, и бразильцы любят говорить, что у них нет чего-то среднего - или безудержное веселое сумасшествие, или тьма и криминал фавел. Половина страны - та, что все еще ставит хэштеги #VaiTerCopa, как и туристы со всего мира, надеются, что тьма, которой хватало два последних года, рассеется со стартовым свистком матча Бразилия - Хорватия. И будет карнавал.
Чемпионат.com