Австралийского шорт-трекиста Стивена Брэдбери во время Олимпиады-2002 не ставили ни в грош. А он чудесным образом стал чемпионом.
В Австралии есть одно популярное сленговое словечко, которое поймет далеко не каждый иностранец. Глагол to bradbury означает «добиться сенсационного, удивительного успеха». Дату рождения этого слова в отличие от сотен тысяч других по всему миру можно назвать абсолютно точно. Оно вошло в лексикон австралийцев 16 февраля 2002 года, в тот день, когда шорт-трекист Стивен Брэдбери сенсационно выиграл золотую медаль Олимпийских игр в Солт-Лейк-Сити в забеге на 1 000 метров.
Бледная тень на фоне фаворитов
Стивен проснулся в хорошем настроении. Ему предстоял трудный день, однако его это не пугало – напротив, заряжало дополнительной энергией. Никогда прежде он не проходил сито предварительных заездов в личных дисциплинах, а три дня назад, на четвертой Олимпиаде подряд, ему наконец-то удалось это сделать. Да, время было не впечатляющим: он не сумел даже выбежать из полутора минут, но главное – стал первым в своей четверке и квалифицировался в четвертьфинал.
Задача-минимум выполнена, а уж дальше можно и побороться в свое удовольствие, тем более что состав участников забега не предвещал ничего хорошего.
На фоне титулованного канадца Марка Ганьона и молодого, но уже почувствовавшего вкус больших побед американца Аполо Оно австралиец Брэдбери, несмотря на комбинезон сочного бирюзового цвета, смотрелся довольно бледно. Желания выйти в следующий раунд у него было полно, но фавориты уже на первых кругах оставили его за спинами. В итоге Стивен финишировал с третьим результатом, да и то лишь потому, что японец Тамура не удержался на вираже и проверил на прочность смягченный борт. Однако удача решила улыбнуться австралийцу. Судьи после некоторых раздумий решили, что Ганьон подталкивал японца с нарушением правил и дисквалифицировали фаворита. Стивен с третьего места переместился на второе и пробрался в полуфинал.
Ему уже приходилось ощущать накал столь высокой стадии олимпийских соревнований. В начале 90-х Австралия сумела вырастить выдающуюся команду шорт-трекистов и Брэдбери был ее составной частью. Более того, на чемпионате мира в Сиднее Стивен вместе с командой одержал победу в эстафете. Это была первая золотая медаль в истории Австралии на чемпионатах мира по зимним видам спорта, зато спустя год последовал провал на Олимпиаде: два австралийца столкнулись при передаче эстафеты, но Стивен был ни при чем, он смотрел на это со скамейки запасных. Медаль Игр пришла к нему и его товарищам позже: в 1994-м, но то была лишь бронза. С тех пор прошло еще восемь лет. Брэдбери скоро исполнялось 30 и, казалось, его время безвозвратно ушло. Впрочем, это уже неважно. Пора было выходить на лед – начинался полуфинал…
И последний станет первым
Перед забегом Стивен полностью отдавал себе отчет о том, что слабее всех своих соперников, поэтому после недолгих раздумий избрал весьма неожиданную тактику. Зрителям показалось, что австралийский парень на внутренней траектории просто проспал свой старт. Но нет, он точно знал, что делает. Брэдбери решил не ввязываться в борьбу лидеров, а держаться сзади в надежде на то, что в контактном сражении его соперники сумеют выбить друг друга с трассы. Главное было – не отставать и брать подарки судьбы, которые, возможно, предназначались кому-то еще. И капризную Фортуну такой подход австралийца к делу порадовал.
За круг до финиша Стивен все еще шел пятым. Кореец, яркий комбинезон которого мельтешил перед глазами, решил улучшить свою позицию и пошел в атаку, но немного не рассчитал силы, не сумел заложить вираж и на большой скорости улетел куда-то вправо, к борту. А на последнем повороте случилось невероятное: японский атлет, желая вырваться на спасительное второе место, толкнул канадца, и оба рухнули на холодный лед олимпийской арены. Мимо, словно опаздывающий экспресс, промчался Брэдбери. Этот баловень судьбы вновь напрямую прошел в следующий раунд. На этот раз – финальный.
А ведь за несколько месяцев до этого врач в клинике Сиднея утверждал, что Стивен вряд ли когда-то сможет вновь выйти на лед. Брэдбери во время обычной тренировки пытался перепрыгнуть через упавшего партнера по команде, но споткнулся и врезался в борт, не сгруппировавшись. Страшная боль, темнота. А потом больничная койка и диагноз – перелом двух позвонков. Но разве мог Брэдбери поступить иначе? Нет, не мог. В 1995-м его, упавшего на дистанции, не пожалели и распороли коньком бедро. Врачам пришлось наложить 111 швов, чтобы спортсмен мог вернуться к тренировкам. Позволить себе столь же грубый поступок по отношению к партнеру Стивен просто не мог.
Невозможное – возможно!
Но все это осталось в прошлом. Сейчас он был здоров и стоял на старте олимпийского финала. Слева он краем глаза замечал последние приготовления Аполо Оно, который считался фаворитом этого забега, да желто-синий костюм никому еще не известного корейского паренька Ан Хен Су, приехавшего на свою первую Олимпиаду. Удивительно, но среди финалистов не было ни одного олимпийского чемпиона. Еще удивительнее, что 12 лет спустя четыре из пяти участников того забега накопят в сумме 10 золотых наград Олимпиад. Но тогда на кону стояла всего одна. Хотел ли ее заработать Стивен Брэдбери? Безусловно! Понимал, что это почти невозможно? Разумеется. Он был реалистом и в борьбе с более быстрыми соперниками избрал тактику полуфинала. Держаться позади, а дальше будь что будет…
Иногда в жизни случаются чудеса. Одно из них и произошло под сводами олимпийского катка в Солт-Лейк-Сити. Перед входом в последний поворот Стивен шел пятым, за победу боролись другие… Первым рухнул китаец Ли, еще до выхода из виража. А там, где уже начиналась короткая финишная прямая, сцепилась оставшаяся тройка. Все они упали в нескольких метрах от финиша, Аполо Оно – вообще в двух шагах. И все они почувствовали ветер от проносившегося мимо них австралийца. Тот вскинул руки и улыбался, удивленно и смущенно, будто бы извиняясь перед всеми за свою победу. А толпа болельщиков ревела, встречая первого в истории чемпиона зимней Олимпиады, приехавшего из Южного полушария.
На родину Брэдбери вернулся не просто героем – а одним из самых популярных людей своей страны. За несколько дней ему пришлось дать не один десяток интервью. Дома его ждала новенькая машина и солидные денежные призы. Скоро была выпущена почтовая марка с его изображением, а спустя пять лет он был награжден медалью ордена Австралии – одной из высших наград у себя в стране. Из большого спорта Стивен, конечно, после триумфальной Олимпиады ушел, но не совсем: стал успешным телекомментатором и менее успешным автогонщиком. Впрочем, в Австралии его по-прежнему называют «тот парень, который не сдался». И Брэдбери этим прозвищем очень гордится.
Чемпионат.com