Много лет Льюис Хэмилтон притягивает к себе внимание и скандалы, успешно сочетая гонки и светскую жизнь. Хорошо ли, что у Ф-1 такой лидер?
В минувшие выходные британская BBC назвала Льюиса Хэмилтона «Человеком года в спорте». В Формуле-1 англичанин вернул чемпионскую корону Великобритании спустя четыре года и в последние годы стал самым колоритным персонажем в паддоке Гран-при. «Это шутка какая-то. Позорище», - отреагировал на эти новости гольфист Айан Полтер, тоже номинировавшийся на эту премию. Новые победы провоцируют новые скандалы, и в последнее время Льюису они на пользу.
Карманы Льюиса
Хэмилтон везде водит с собой бульдога, татуировки гонщика скоро начнут просвечивать сквозь комбинезон. По данным Forbes, Льюис - самый высокооплачиваемый гонщик в мире, его состояние оценивается в € 85,5 млн. Он получает больше чем Фернандо Алонсо и суперзвезда NASCAR Дэйл Эрнхардт-младший. Хэмилтон зарабатывает больше, чем Владимир Кличко или Мария Шарапова.
Собственно, деньги Льюиса и стали поводом для скандала. «Он налоговый беженец. Если он не платит налоги в Великобритании, то не должен получать и премий, за которые голосуют наши налогоплательщики. Страна дала Хэмилтону все, но как только он начал хорошо зарабатывать, уехал туда, где не надо платить налоги, - написал в «Твиттере» футболист КПР Джои Бартон. - Макилрой - победитель нескольких «мейджоров», обладатель Кубка Райдера, Фроч - чемпион мира по боксу, - все они заслуживали премии гораздо больше, чем Хэмилтон».
Роско достойно вел себя на красной дорожке
До вручения премии все называли фаворитом Рори Макилроя. В августе 25-летний гольфист вернулся на первую строчку мирового рейтинга, опередив Тайгера Вудса. Однако за чемпиона Формулы-1 проголосовали 33,8% участвовавших в опросе, а за гольфиста - 19,9%. В абсолютном выражении речь идет о 209 960 голосах против 86 175. В общей сложности в голосовании приняло участие чуть более 620 тысяч человек.
По результатам голосования на Хэмилтона ополчилось все гольф-сообщество, хотя сам Макилройотреагировал спокойно: «Поздравляю всех номинантов, и особенно - Льюиса Хэмилтона, заслуженного и достойного победителя». Сам Льюис участвовать в полемике не стал, хотя, приходя на церемонию с бульдогом, он знал, что окажется в центре внимания. Гонщик утверждает, что эта победа стала для него сюрпризом. Если и так, остается лишь позавидовать умению Хэмилтона держаться на передовицах даже по окончании сезона.
Становление Хэмилтона
Принципиальные перемены в жизни Хэмилтона начались в конце 2010 года, когда его карьеру начали курировать люди из XIX Entertainment. В число клиентов фирмы Саймона Фуллера к тому моменту входили Мадонна, Spice Girls, Дженнифер Лопес, Дэвид Бекхэм и Энди Маррей. Общей задачей Фуллера и Хэмилтона стал вывод гонщика на орбиту звезд первой величины. Предполагалось, что Льюис станет для британского автоспорта кем-то вроде Бекхэма.
«Думаю, это катастрофа. Он будет все чаще встречаться с людьми, с которыми встречаться не стоило бы, - заявил тогда Берни Экклстоун. - Они могут плохо на него повлиять».
Саймон Фуллер сыграл ключевую роль в переговорах Хэмилтона с «Мерседесом», когда гонщик искал, куда податься после Уокинга. С тех пор Льюис успел попробовать себя в музыке, «оброс» друзьями из американской хип-хоп-тусовки, завел пса Роско и «пробил» ему постоянный пропуск в паддок. В конце лета Льюис выбрил ирокез, и именно в таком виде пожимал руку Владимиру Путину на подиуме Гран-при России. Ну да, за это время Хэмилтон выиграл для «Мерседеса» 12 Гран-при, больше, чем кто бы то ни было другой, включая Рудольфа Караччиолу, и свой второй чемпионский титул.
Правда, уже в Остине Льюис заявил, что не будет продлевать контракт с XIX Entertainment. «Тут нечего комментировать. Контракт истек, и я решил попробовать что-то новое, - сказал гонщик. - Пока не знаю, что это будет, но к концу года я приму решение». Саймон Фуллер тем временем вместе с Дэвидом Бекхэмом запускает его собственную линию одежды.
Позиционирование вне трассы
Яркий образ Льюиса привлекает к себе внимание, и как медийная персона он в некотором смысле перерос саму Формулу-1. Сейчас Хэмилтон - самая яркая звезда чемпионата мира и считается лучшим гонщиком в пелотоне. Он регулярно появляется на телевидении и в газетах, включая колонки светской хроники. В Великобритании гонщика знает каждый ребенок, рекламодатели выстраиваются к нему в очередь.
Нынешнее положение Хэмилтона - мечта, а не карьера. Причем мечта не только пилота, но и промоутеров всех мастей. Пока Льюис служит примером детям, чьи родители могут себе позволить билет на трассу и бирюзовую футболку, Экклстоун будет счастлив. Пока Льюис обладает запоминающейся внешностью и манерами и отвечает корпоративным требованиям «Мерседеса», будут счастливы и Тото Вольф с Дитером Цетше.
Хэмилтон порой явно раздражает пуристов от автоспорта, но факт есть факт - узнав о Льюисе, масса британской молодежи узнала и о Формуле-1. Конечно, в Европе несколько иная автоспортивная культура, и там о Формуле-1 так или иначе слышали все, однако теперь слушательницам Фаррелла Уильямса и Николь Шерзингер есть за кого болеть. А ведь именного этого и хочет Берни Экклстоун - тащить на трибуны болельщиков целыми семьями.
В последние годы Льюис стал главным «поставщиком звезд» в паддок Гран-при. Приезжающие на гонки знаменитости явно не худшим образом сказываются на посещаемости трибун. Вот-вот и о Формуле-1 начнут рассказывать в новостных блоках MTV.
Вместе с этим образ Хэмилтона привлекает спонсоров - многие хотели бы, чтобы их товары рекламировал именно он. Стоит Монише Кальтенборн уговорить Льюиса выступать за «Заубер», и все финансовые проблемы швейцарской команды будут решены.
Правда, Льюис в «Заубер» не пойдет. И это уже часть общей проблемы в Формуле-1. Будучи центром притяжения денег и прессы, Хэмилтон стягивает ресурсы вокруг себя и своей команды. В этом нет ничего удивительного, это происходит с каждой звездой, однако в нынешней ситуации это явление усугубляет экономическую диспропорцию чемпионата.
Колоссы Формулы-1
Одни лишь имена уровня Хэмилтона или Алонсо способны привести команде крупных спонсоров, те, в свою очередь, стараются не упустить возможность связать свой бренд с образом успешного гонщика. Сами успешные гонщики ищут для себя машину получше, чтобы бороться за чемпионский титул, и в результате спонсоры концентрируются только вокруг крупных команд.
У «Заубера» или «Форс Индия» нет звезды калибра чемпиона мира, этим командам нечем привлекать спонсоров и пилотов. Маленькие коллективы вынужденно обращаются за помощью к рента-драйверам, которые в результате становятся статистами на фоне сражений лидеров. Это, наконец, работает на имидж звездных гонщиков, прорывающихся сквозь пелотон статистов.
Затем обязательно последует интервью с обязательным описанием того, как трудно объезжать куда менее быстрых соперников, и десятки публикаций. И даже те, кто все еще не знает о Хэмилтоне, прочитают, как ловко их соотечественник всех победил. При этом гонщик, что удивительно, неплохо одет и совсем не похож на энтузиаста в промасленном комбинезоне.
За всей этой маркетинговой стеной порой выпадает из фокуса тот факт, что Хэмилтон действительно один из лучших пилотов своего поколения. Как и у любого другого человека, на его счету есть и волевые победы, и некрасивые поражения. Льюис обладает уникальной харизмой, и ему удалось добиться главного - заниматься любимым делом и оставаться более-менее искренним с самим собой и окружающими.
Появление яркой звезды - на пользу любому виду спорта, и Формула-1 в данном случае не исключение. Конечно, кого-то стиль Хэмилтона может раздражать, но проблема только в том, что у Льюиса нет противовеса, нет идеологического оппонента. В паддоке больше нет публичных персон, столь же активно выставляющих напоказ свои предпочтения в личной жизни. А это уже один из
результатов деятельности корпоративных инкубаторов по выращиванию несовершеннолетних гонщиков.
Впрочем, необходимо понимать, что в сложившейся на данный момент в Формуле-1 ситуации любое сосредоточение ресурсов в одном месте дестабилизирует статус-кво и подталкивает промоутеров к неспортивному затыканию брешей в бюджетах маленьких команд.
Нельзя винить Хэмилтона в том, что сумма его гонораров могла бы обеспечить команде типа «Кэтерхэма» или «Маруси» хотя бы спокойное окончание сезона. Проблема в том, что в Формуле-1 пока недостаточно ярких индивидуальностей, а те, что есть, привыкли вести себя согласно профессиональной этике. Ну а если бы в паддоке каждый говорил, что думает, шоу, денег и зрителей было бы гораздо больше. Так или иначе, в Формуле-1 стало гораздо веселее с приходом Льюиса Хэмилтона.
Чемпионат.com