Это был наиболее успешный, самый печальный и, как выяснилось, последний год в истории первой российской команды Формулы-1 - «Маруси».
«Маруся» держалась до последнего, но приехавшая в Сочи обескровленной после недавней аварии Бьянки продолжать дальше уже не могла. Выступающая под российским флагом команда пропустила три финальных этапа и фактически распущена. Бывшие руководители, несмотря на скорый аукцион-распродажу, еще предпринимают попытки реанимировать коллектив, но это будет уже новая команда, собранная из обломков. Исходя из особого статуса «Маруси»для российских болельщиков, в данном случае мы отошли от стандартного «итогового» шаблона…
КАНДИДАТ ИЗ ТРЕТЬЕЙ ЛИГИ
«Мы команда с высокими амбициями и всегда требуем от себя большего», -заявил в конце января руководитель «Маруси» Джон Бут. Инженеры опоздали на два дня, но команда все-таки успела к тестам в Хересе. Многое зависело от двигателя, и начало работы с новыми моторами «Феррари» было многообещающим.
«Маруся» явно опережала «Кэтерхэм». Руководители рассчитывали победить своих принципиальных соперников и периодически бороться за выход во второй сегмент и набрать свои первые очки.
MR03 была самой сложной и технически совершенной машиной, когда-либо построенной в Банбери. Состав пилотов продлен на второй год подряд, и Жюль Бьянки с Максом Чилтоном одновременно с инженерами понимали работу автомобиля.
Потенциал машины долгое время раскрыть не удавалось. В Австралии оба автомобиля вышли из строя еще на прогревочном круге, в Малайзии и Бахрейне Жюль Бьянки попадал в аварии уже на первом круге. Правда, в Китае все прошло без инцидентов, и француз финишировал впереди обоих «Кэтерхэмов».
Результат окрылил Бьянки, и он атаковал еще отчаяннее. На Гран-при Монако, оказавшись позади из-за штрафа, Жюль пошел на контакт, лишь бы пройти Кобаяси. «Он просто выдавил меня с траектории, я не понимаю, почему его за это не штрафуют, - разводил руками Камуи. - Он разбил мне боковой понтон и днище». Бьянки боролся лишь за 13-ю позицию.
Вскоре за опасный выезд с пит-лейна оштрафован Вернь, у Боттаса сгорает двигатель. Эстебан Гутьеррес вылетает в «Раскассе», а Кими Райкконен выносит Кевина Магнуссена в «Левсе». Жюль Бьянки пересек финишную черту восьмым. «Маруся» никогда прежде не поднималась так высоко. Это был успех сродни пятому месту Марка Уэббера в Мельбурне в 2002-м.
После финиша ко времени Бьянки добавили пять секунд, в классификации он занял девятое место. Впервые за четыре с половиной года команда из «урожая» 2010-го дотянулась до очков, и победу в этой «гонке» одержала«Маруся».
ЖЕЛЕЗНАЯ ПЯТА ФОРМУЛЫ-1
Тем временем в Банбери уже начались проблемы. В апреле стало известно, что у «Маруси» нет денег на следующий сезон, а российский производитель спорткаров не имеет к проекту Формулы-1 никакого отношения. «Деньги должны быть распределены таким образом, чтобы каждая команда могла участвовать», -заявил владелец команды Андрей Чеглаков, комментируя результат Гран-при Монако.
«Маруся» ставила задачу регулярно бороться за выход во второй сегмент и бороться ближе к середнякам. В прошлом году на создание новой машины был затрачен огромный ресурс, инженеры изучали машину от кончика антикрыла до отростка на носовом обтекателе.
И этот труд действительно дал свои плоды. «Маруся» опередила всех, кого могла - «Заубер»,еще одного клиента «Феррари»,и принципиальных соперников из «Кэтерхэма».
Правда, вторых сегментов по-прежнему не было, очки были безнадежно далеко - их делили клиенты «Мерседеса», «Ред Булл» и их новый парень из «Торо Россо» да«Феррари».
В текущей финансовой ситуации команда масштаба «Маруси» достигла максимума - первых очков. Дальше команда либо расширяется, либо стагнирует и загибается постепенно. «Маруся» уже ушла, однако добытое в Монако девятое место в Кубке конструкторов в перспективе принесло бы куда более существенные призовые. С помощью них можно предполагалось привлечь дополнительных инвесторов.
«В первую очередь проблемы с поиском спонсоров вызваны тем, что в России не очень понимают Формулу-1. Ситуация меняется, но медленно. Сочи станет важным шагом в этом отношении, этот Гран-при изменит имидж наших гонок в России», -рассказывал«Чемпионату» в сентябре Джон Бут.
В отношении России нарастали санкции, политическая обстановка усугубляла ситуацию. Трудно объяснить людям, зачем вкладываться в девятую команду Формулы-1. «Марусе» этого не удалось. Все надежды были связаны с призовыми и щедростью инвесторов.
Тем не менее требовавшиеся команде суммы отпугивали потенциальных покупателей. Если бы призовые были больше, переговоры могли пройти куда легче. Однако на деньги от телетрансляций Берни претендовали «Форс Индия», «Лотус» и«Заубер», более ценные для промоутеров. На проблемы «Маруси» никто не обращал особенного внимания.
#FORZAJULES
В начале октября к Японии приближался тайфун «Фанфон», 5-го, в день гонки, над автодромом «Сузука» шел сильный дождь. Гонщики с трудом держались на трассе, вне траектории скапливались лужи. Одну из них в тот день зацепил Бьянки, его «Марусю» по прямой потащило по гравию. На огромной скорости автомобиль врезался в трактор, эвакуировавший другой автомобиль. Удар пришелся в голову. Более месяца гонщик провел в состоянии искусственной комы. Француза перевезли в госпиталь в Ницце, он по-прежнему без сознания и в критическом состоянии.
Формула-1 была не готова к этому удару. Совсем недавно на трассах погибли Дэн Уэлдон, Марко Симончелли и Аллан Симонсен, но эти трагедии прошли мимо паддока. Формула-1 снова испугалась, как когда в голову Массы прилетела пружина от машины Баррикелло.
Гран-при России, ради которого в свое время все и затевалось, был уже через неделю. Все руководство команды осталось с гонщиком, в Сочи команда приехала в ограниченном составе. Автомобиль Бьянки привели в полную боевую готовность.
Мир автоспорта погрузился в траур. На всех машинах - наклейки в честь Жюля. Все по-прежнему ждут новостей о его восстановлении, и последние новости вселяют оптимизм. Мало того что врачи вывели его из искусственной комы, гонщик также уже способен самостоятельно дышать.
ЗАДУШЕННАЯ «МАРУСЯ»
Через две недели после Сочи стало известно, что «Маруся» не едет в США и пропустит как минимум два следующих Гран-при. Долгое время коллектив держался за счет покровителей Макса Чилтона. Гонщик на незнакомых трассах постоянно уступал «Кэтерхэмам», а щедрость его спонсоров сходила на нет.
О том, что в Штаты «Маруся» не поедет, сообщил сам Берни Экклстоун. Чтобы спасти лицо Формулы-1, приложили массу усилий, но этого оказалось недостаточно. Коллектив уже паковал вещи в Абу-Даби, поездка сорвалась в последний момент.
«Мы были очень близки, по-настоящему близки к тому, чтобы приехать в Абу-Даби, - говорит Грэм Лоудон. - Для команды есть несколько сценариев. Нам очень важно подготовить машину для следующего года, инвесторы в этом заинтересованы. Не списывайте нас со счетов».
Вскоре в Интернете появились снимки модели новой машины для аэродинамической трубы. Коллектив под названием «Манор» фигурирует в заявочном списке FIA на 2015 год. Команда подает признаки жизни, но пульс со временем падает.
Чемпионат.com