Полузащитник Максим Шило, выступавший в прошлом году за могилевский «Дняпро», зимой стал игроком бишкекского «Дордоя», но успел провести за новую команду только два официальных матча. В интервью Football.by он рассказал о том, как провел два месяца, почти не выходя из дома, местном футболе, а также другом популярном в стране виде спорта и еще много чего о кыргызском колорите.
- Чемпионат Кыргызстана был приостановлен после первого тура из-за коронавируса. Чем занимался эти два месяца?
- В первое время сложно было привыкнуть к тому, что надо постоянно сидеть дома. Когда в стране ввели режимы чрезвычайного положения и чрезвычайной ситуации, мы могли выходить только в магазин или аптеку, а при себе нужно было обязательно иметь документы и маршрутный лист, чтобы могли объяснить, куда и зачем вышли. Также в Бишкеке действовал комендантский час - с 20.00 до 6.00 выходить вообще было запрещено. За эти два месяца успел перечитать все книги, которые брал с собой, пересмотрел все турниры по Dota 2, какие-то сериалы. Из последнего очень понравилась документалка про Майкла Джордана. Также проводил много времени с женой, коротали время за какими-то играми, фильмами...
- То есть, тяжело, но с ума в четырех стенах не сходите?
- Нет, у нас просторная квартира с хорошей планировкой. Мы с женой понимаем, что человеку иногда нужно личное время и пространство, поэтому есть время, которое мы проводим вместе за домашними делами, играми или фильмами, но при этом у каждого есть возможность уединиться и уделить внимание самому себе, чтобы почитать книги или посмотреть какие-нибудь киберспортивные мероприятия.
- Многие страны уже ослабляют карантин…
- Кыргызстан тоже. С 1 мая были отменены режим ЧП и комендантский час, остались ЧС и карантин. В помещения нужно обязательно заходить в масках и желательно в перчатках. Также начали работать некоторые сферы деятельности, и где-то каждые 10 дней что-то открывается. С 25 мая заработал общественный транспорт и кафе вместимостью до 50 мест. А мы ждем, когда разрешат контактные тренировки, хотя бы в малых группах.
- Как вы провели первый день, когда был ослаблен карантин?
- Для нас это не означало, что теперь все можно. По-прежнему приходится соблюдать меры предосторожности, потому что люди продолжают заражаться и заболевать. Так что носим маски, соблюдаем гигиену и стараемся быть дома. Но я уже рад, что можно приезжать на базу, совершать пробежки, играть в теннисбол, так как очень соскучился по мячу и полю.
- Когда планируется возобновление чемпионата?
- Пока все на уровне слухов. Говорят, что тренироваться разрешат вот-вот. Если разрешат, допустим, на этой неделе, то где-то в середине июня может возобновиться и чемпионат. Надеемся, что вирус ослабнет, и мы наконец-то сможем заниматься любимым делом.
- Как удавалось поддерживать форму во время ЧП?
- Как только стало ясно, что вводится карантин, нам каждую неделю стали высылать рабочие планы. До 1 мая делал все дома, потом на улице, а теперь езжу на клубную базу, чтобы поработать с мячом.
- Вес не набрал?
- Дома весов нет, но недавно удалось взвеситься в другом месте. Если те весы не врут, на что я очень надеюсь, то набрал 500 грамм. Может быть, в первый месяц карантина, когда тренировки были больше силовые, что-то и прибавилось, но сейчас ничего не осталось.
- Ты успел официально дебютировать в «Дордое» до начала пандемии. Чем запомнилась эта игра?
- Перед первым туром мы успели провести еще одну игру. Был, если не ошибаюсь, перенесенный матч 12-го тура. Просто мы должны участвовать в Кубке АФК, поэтому нам на этот период немного разгрузили календарь. В общем, тот матч официально открывал сезон. Получилась очень непростая игра, мы встречались с командой «Нефтчи» из города Кочкор-Ата, и после первого тайма проигрывали 0:1. Но где-то нам повезло, где-то мы были сильнее и больше настроены на победу, поэтому после перерыва смогли переломить ход игры, забив два гола со стандартов. Я провел тогда 90 минут. А уже потом в рамках первого тура играли с командой «Илбирс», там было попроще: забили несколько мячей в начале первого тайма и с таким заделом играли более раскрепощено, в итоге, победили 6:1.
- Ты играл на позиции центрального защитника?
- Да, тренерский штаб видит меня в такой роли. Я провел две игры и рад, что мне доверяют. Поэтому стараюсь приносить пользу команде на той позиции, на которой меня видят в данный момент. Не могу сказать, что я уже полностью адаптировался в этом амплуа, но делаю все возможное, чтобы быть на 100 процентов готовым к любым ситуациям, с которыми может столкнуться центральный защитник.
- Возникали ли ситуации, когда тебя, например, по ходу игры переводили на более привычную позицию опорника?
- Пока нет. Но тренеры, когда разговаривали со мной, говорили, что могут использовать меня на нескольких позициях. Тем более до коронавируса сезон обещал быть длинным и насыщенным, мы должны были участвовать в нескольких турнирах, причем везде ставили серьезные задачи.
- Весной прошлого года ты играл с «Дордоем» в составе «Дняпро» на сборе в Турции. Думаешь, тебя уже тогда заприметили?
- Не могу ответить на вопрос со стопроцентной уверенностью, но думаю, что нет. А матч получился интересный: первый тайм остался за нами, мы неплохо действовали, создавали моменты, но не смогли забить. Однако после перерыва игра кардинально поменялась, «Дордой» забил дважды, а мы только в конце подсластили пилюлю, ответив одним голом. Соперник мне тогда понравился, он старался играть в футбол, держать мяч внизу, и вообще чувствовалось, что команда обученная.
- Про команды из Средней Азии всегда говорили, что там футболисты лучше работают с мячом, чем у нас.
- Да, так и есть. Я по первым тренировкам в «Дордое» заметил, что ребята тут техничные, не боятся играть один в один, берут игру на себя - все это только приветствуется. У нас хватает быстрых игроков, которые любят дриблинг, и поэтому наша команда хороша в атаке.
- Есть ощущение, что решение переехать в Кыргызстан - это выбор романтика.
- После «Дняпро» у меня не было интересных вариантов в Беларуси, зато появилась возможность поиграть в Кыргызстане. Я тогда подумал, почему бы нет? А когда узнал о команде больше, понял, что меня это устраивает. Поехал, потренировался, зарекомендовал себя - и решил остаться.
- «Дордой» - клуб-флагман в Кыргызстане. Он сильно выделяется на фоне соперников?
- Да, «Дордой» всегда в лидерах и ставит перед собой высокие цели. Команда постоянно хочет побеждать и выигрывать все турниры, в которых участвует. Мне это тоже импонирует.
- А что по поводу инфраструктуры и прочих условий?
- Можно сказать, что у «Дордоя» лучшие условия для тренировок и подготовки молодых футболистов. Есть где работать, с кем работать и у кого учиться - меня тут тоже все устраивает.
- В Беларуси в прошлые годы много матчей проводили на искусственных полях. В Кыргызстане больше играют на траве или на синтетике?
- Две игры, которые мы успели провести, были на искусственном покрытии. Как я понял, в Кыргызстане, как и в Беларуси, в начале чемпионата больше используется синтетика. Но, как я узнавал ребят, летом почти все играют на натуральных полях.
- Если верить Википедии, «Дордой» принимает соперников на двух стадионах?
- Да, у нас есть небольшой стадион с натуральным полем и вместимостью 800 зрителей на территории нашего спорткомплекса. Но к началу чемпионата домашний газон еще не был готов, и мы играли в соседнем городе Кант, там есть искусственное покрытие очень хорошего качества. А еще в Бишкеке есть центральный стадион имени Долена Омурзакова, который вмещает более 20 тысяч зрителей. Это, можно сказать, национальный стадион, на котором проходят матчи сборной и игры с участием «Дордоя» на международной арене и с наиболее принципиальными соперниками в чемпионате.
- Зрительский интерес приблизительно такой, как в Беларуси?
- Я этого пока не ощутил. Еще перед первым матчем было объявлено, что из-за распространения коронавируса болельщикам лучше воздержаться от посещения стадиона. Присутствовали только лица, приближенные к клубу, родственники и друзья футболистов, поэтому зрителей оказалось очень мало. А перед первым туром федерация вообще запретила присутствие болельщиков.
- В прошлом году в Беларусь приехал и здорово проявил себя в «Немане» Алыкулов, в минском «Динамо» выступал Кичин, а в этом году, тоже в «Немане», есть Шигайбаев, который, говорят, оставляет хорошее впечатление, но еще слишком молод, чтобы играть в основе. Есть ли в связи с этим интерес в Кыргызстане к белорусскому чемпионату?
- Думаю, когда все другие чемпионаты были остановлены из-за карантина, весь мир следил за белорусским футболом, а не только Кыргызстан. Но, разумеется, здесь следят за своими ребятами в других чемпионатах и радуются их прогрессу. Так что благодаря тому же Алыкулову люди знают наши команды и футболистов.
- Говорят, в Кыргызстане в последние годы появилось много талантливых молодых футболистов. Может, знаешь, как им удался такой прорыв?
- Сложно сказать, я все-таки еще не очень много времени провел в стране. Но вижу, что молодым футболистам здесь доверяют, они выходят в основных составах, что является для них хорошим подспорьем. Еще я слышал, что многие ребята в довольно раннем возрасте уезжают в Турцию и занимаются в академиях ведущих клубов этой страны. Если не ошибаюсь, те же Алыкулов и Шигайбаев тоже прошли через академии турецких клубов.
- В чемпионате Кыргызстана есть лимит на легионеров?
- Да, но я боюсь ошибиться в цифрах. По-моему, на поле могут одновременно выйти только три иностранных футболиста.*
- А вообще много легионеров в кыргызских командах?
- Я не видел все команды, но, кажется, эту квоту стараются использовать по максимуму. У нас, кроме меня, есть парень из России, еще один из Болгарии и еще один из Узбекистана.
- В этом году в чемпионат Кыргызстана перебрался еще один белорус - Максим Талейко. Общаетесь?
- Мы не переписывались, но я знаю, что он выступает за команду «Каганат» из города Ош. Жду с нетерпением встречи с ним на футбольном поле, когда чемпионат возобновится.
- Футбол - самый популярный вид спорта в стране?
- Точно не знаю, но футбол тут действительно прогрессирует, и матчи сборной собирают целый стадион. Поэтому точно один из самых популярных. Но еще здесь очень популярная игра кок-бору (оригинальное название - көк-бөрү - прим.), в которой наездники на лошадях перетаскивают тушу барана, пытаясь занести ее в ворота соперника. Сейчас, правда, после жалоб защитников природы, используется не настоящая туша, а ее муляж. Это популярная игра, которая транслируется и по ТВ. Я уже несколько раз смотрел и скажу, что это довольно захватывающее зрелище, которое хотелось бы посмотреть и вживую. Ребята кыргызстанцы уже обещали, что возьмут меня на ипподром, когда появится возможность туда сходить. На этих играх собирается много людей. По телевизору не видно, сколько зрителей на трибунах, но многие стоят прямо вокруг площадки и иногда даже страшновато за людей, когда на них несутся всадники. Но там, судя по всему, никто не боится - такое вот национальное развлечение.
- Адаптировался ли уже в стране?
- В бытовом плане, да. В том числе, привык к менталитету людей, каким-то местным обычаям. Осталось адаптироваться в спортивном плане, а для этого нужно привыкнуть к особенностям чемпионата. Например, к перелетам. Города в южной части страны находятся довольно далеко, и автобусом туда приходится добираться по горным дорогам 12-14 часов.
- Бишкек находится на высоте 800 м над уровнем моря, дает ли это о себе знать?
- Не могу сказать, что возникли какие-то проблемы. В последние дни больше дискомфорта доставляет жара. Температура днем достигает 34 градусов… А горы тут красивые. До карантина мы выбирались туда с ребятами на шашлыки.
- Кыргызский язык очень сложный?
- Очень. Если ребята начинают говорить на местном, я ничего не понимаю. Знаю, буквально пару слов и различаю некоторые надписи в городе. Но все ребята хорошо говорят по-русски, потому что в стране в школах учат оба языка.
- Какие-то особенности менталитета показались тебе необычными?
- Необычными нет. Разве что обратил внимание, что люди здесь как-то более близки друг к другу, как будто все кругом братья.
- Познакомился ли с Бишкеком?
- До карантина было мало возможности, поэтому сейчас наверстываем упущенное. Хотя пока стараемся больше бывать в каких-то зеленых зонах, парках - там, где меньше людей.
- Есть какой-то список мест, где хотелось бы побывать?
- Безусловно. Например, забраться куда-нибудь повыше в горы, полюбоваться с высоты красивыми видами, подышать чистым воздухом. Также съездить на озеро Иссык-Куль, которое пока видел только на картинках и в YouTube. Ребята в команде тоже рассказывали, что это очень красивое горное озеро, которое не замерзает даже зимой, потому что соленое. В общем, классный курорт, которые притягивает, в том числе, много туристов из-за рубежа.
- Когда ты говоришь «забраться повыше в горы», ты же не имеешь ввиду покорить пик Победы?
- Нет, конечно. (Смеется). Хочу просто где-то погулять, потому что горы я люблю.
- В местной кухне, наверняка, много баранины и риса?
- Безусловно, самое распространенное блюдо - плов. Он тут бывает нескольких видов, и ошский, и, наверное, какой-то северный, и, видимо, узбекский… Вкусным будет любой. Также очень советую всем, кто сюда приедет, попробовать лагман и бешбармак из конины.
- Конину, значит, уже тоже попробовал?
- Да. Еще перед сбором в Турции у нас был общий ужин, и ребята посоветовали. Мне понравилось - хорошее мясо.
- Кумыс?
- Не пробовал, но хочу. Просто в магазинах я его что-то не заметил, наверное, нужно искать на рынках, но мы пока туда не ходим. Еще тут есть горные села, где проводят кумысолечение, вот там, надеюсь, и попробую.
- А дома вы что едите?
- Дома привычный рацион не изменился. В магазинах тут можно купить все, что есть и у нас. Оксана готовит привычные славянские блюда, а из нового азиатского добавилась только лапша фунчоза, которая мне очень понравилась, и мы теперь используем ее для приготовления блюд.
- Ты пока никого на драники не приглашал?
- Пока приходится придерживаться социального дистанцирования, в гости никого не позовешь. Но думаю, когда все закончится, обязательно всех приглашу и угощу нашими белорусскими блюдами.
- В новостях говорят, что для многих семей режим самоизоляции стал серьезным испытанием. Как уживаются два психолога?
- Да, я тоже читал, что люди потом расстаются - и это, конечно, очень плохо. Но, как я и говорил, у нас есть определенные рамки во времени, которое мы проводим вместе. У каждого из нас есть время, которое мы уделяем лично себе. Так что у нас все хорошо, и никаких проблем не должно возникнуть.
- Книги, которые ты перечитал, были по психологии?
- Нет, я такие не очень люблю. Многие из них направлены на самоанализ, а когда я начинаю копаться в себе, меня это вводит в какую-то прострацию - начинаю загоняться, думать, что я, может, делаю что-то не так. Я люблю больше приключенческую литературу. Из последнего, что прочитал, «Снеговик» - интересный детектив и драма, и «Записки патологоанатома» - про врача, который работал на вскрытиях и помогал находить преступников.
- А вообще ты собираешься применять свое образование по психологии на практике?
- Кто знает, как сложится жизнь. Психология, в любом случае, пригодится, она объясняет то, что происходит вокруг меня, что делается у меня в голове и в моей душе. Она помогает проводить самоанализ, находить плюсы и минусы и принимать взвешенные решения. Так что образование, полученное в университете, помогает мне расти как личность.
- По дому скучаешь?
- Да, я давно не видел своих родителей, Оксана - своих. Но такова жизнь. Связь, в любом случае, держу. Созваниваемся, делимся новостями, отмечаем дни рождения по видеосвязи.
- Смотришь матчи белорусского чемпионата?
- Да, когда времени было много, старался смотреть все матчи, теперь, когда карантин ослабили, могу одну-две игры пропустить. Предпочтения? Лидеры и те команды, в которых играют друзья. Слежу за «Славией», потому что там играет Владислав Жук. Тем более я и сам выступал в Мозыре. Рад за хороший старт «Слуцка» и персонально за Юру Козлова и Женю Велько, которому желаю скорейшего выздоровления. Есть еще много ребят, за которыми слежу и чьим успехам радуюсь: Рома Грибовский, Сеня Бондаренко, «жодинцы» Никита Степанов, Дима Яшин, «витебчане» Артем Сороко и Артур Кац и многие другие…
- Как относишься к тому, что в Беларуси не ввели карантин и не остановили чемпионат?
- Тут палка о двух концах. Кто-то за карантин, кто-то против. Я верю, что в любом случае все будет хорошо. Вирус распространяется, но разные сферы деятельности должны и дальше функционировать, невзирая на это, просто всему обществу нужно научиться жить в новых условиях.
- Долго ли переживал, что все так сложилось с «Дняпро»? Ранее ты говорил, что все закончилось заслуженно, несмотря на то, что команда, в целом, хорошо играла.
- Могу сказать, что до сих пор переживаю за результат. В Могилеве поначалу к нам относились настороженно, но потом болельщики стали нас поддерживать, появились и какие-то успехи. Всегда обидно, когда не удается добиться целей, который ты ставил: ты делал, старался, но не получил то, чего хотел. Обидно, что не смогли сохранить команду. Но даже если бы мы решили задачу, неизвестно, спасло ли это «Дняпро». А так, да, что заслужили, то и получили. Значит, что-то делали не так, либо что-то извне нам помешало.
- Клуб так и остался тебе должен?
- Да, те цифры, которые я озвучивал несколько месяцев назад другому изданию, так и остались - мне должны две месячные зарплаты и отпускные.
- Как долго планируешь играть за границей?
- Не могу загадывать далеко наперед. Контракт с «Дордоем» у меня до конца года, и я хочу его полностью отработать. Дальше буду смотреть. Учитывая ситуацию в мире, нужно рассматривать любые варианты - дома, за рубежом.
СПРАВКА
Согласно регламенту, в стартовый состав клубы должны включить не менее 5 (пяти) футболистов, имеющих гражданство Кыргызской Республики, как минимум 1 (один) из которых должен быть молодым игроком. Остальные футболисты Стартового состава могут быть как гражданами Кыргызской Республики, гражданами стран-участниц ЕАЭС (Российская Федерация, Республика Казахстан, Республика Беларусь и Республика Армения), так и легионерами. При этом, в случае включения в Стартовый состав легионеров, их число не может превышать 4 (четырех) футболистов.
Фото пресс-службы ФК «Дордой» и личного архива Максима Шило
https://football.by/news/140367.html