Бактыгуль Алишева. Эти имя и фамилия знакомы каждому кыргызстанскому спортсмену, ведь благодаря этому замечательному человеку спортивная медицина в нашей стране еще жива. А что такое спортивная медицина для современного спорта - думаю, объяснять не нужно. На ней в ведущих мировых спортивных державах держится индустрия рекордов и победа спортсмена на соревнованиях - это не только заслуга его самого и его тренера, но и целого штата врачей, которые следят за его функциональным состоянием.
Интересно, что, например, в той же России спортивных врачей - специалистов по медико-биологическому обеспечению подготовки спортсменов не готовит ни одно высшее учебное заведение! И это в стране, которая всегда ставит перед своими спортсменами только самые высокие цели! Впрочем, Бактыгуль Алишева, по ее собственному признанию, могла выбрать любое другое направление в медицине, но спорт, с которым она дружит всю свою жизнь, оказался роднее.
От легкой атлетики - до бокса
- Ну, во-первых, я бывшая спортсменка, занималась легкой атлетикой, - говорит Бактыгуль Алишева, - и мне очень хорошо известно, что в спорте имеются профессиональные заболевания, есть и свои направления в фармакологии. Поверьте, узнать об этом поподробнее мне было очень интересно, поэтому по окончании нашего «физкультурного» пошла учиться дальше. Так я попала в Эстонию, на медицинский факультет одного из вузов, но вместе с дипломом по основной специальности «Лечебное дело» у меня еще появилась корочка «Врач спортивной медицины»... Обучение, кстати, шло параллельно.
- А вы помните свои первые соревнования, которые вам довелось обслуживать?
- Конечно! И первым видом спорта, который я курировала, был бокс. Правда, первые соревнования были, так сказать, местечкового уровня и в мои обязанности входило оказание первой медицинской помощи, но все прошло без эксцессов. А потом, как говорится, понеслось...
«На помощь государства не надеюсь»
- Теперь вы, можно сказать, врач-международник?
- Ну, можно сказать и так. Сейчас моя родная команда - это сборная по греко-римской борьбе. С ней я и работаю. Но так как Министерство здравоохранения и Госагентство физкультуры и спорта уделяют спортивной медицине, как мне кажется, мало внимания, то мне пришла идея открыть свой частный центр на Жибек-Жолу - Усенбаева. Пока там функционируют четыре кабинета - функциональной диагностики, процедурный кабинет, и два кабинета массажа. Но есть идея расширяться, ведь сами подумайте - это просто нонсенс, что в целом государстве нет крупного центра по спортивной медицине! На поддержку государства я особо не адеюсь, поэтому мы подписали договор с Центром олимпийской подготовки, и теперь самостоятельно покупаю оборудование, подыскиваю талантливых врачей. Дело ведь не в кабинетах - дело в кадрах! К примеру, я искала массажистов и пересмотрела их в течение года несколько десятков человек. Можете удивляться, но профессиональных массажистов у нас практически нет! К счастью, удалось отыскать специалистов с тридцатилетним опытом спортивного массажа. А это, считаю, большая удача.
«Спортсмены приходят с удовольствием»
- Ну и как у вас идут дела? Есть клиенты?
- Конечно! Профессиональные спортсмены с удовольствием к нам приходят. Детвора, в основном, обслуживается в бывшей поликлинике строителей, где есть отделение спортивной медицины. Но там зачастую решают только вопросы допуска спортсменов к соревнованиям. Про современное оборудование там речи не идет.
- Помнится, в подтрибунных помещениях «Спартака» было нечто подобное?
- Да, вы правы, но там было всего два кабинета, и о его существовании я узнала совсем недавно. В физкультурной академии закуплено отличное оборудование для лаборатории, но тоже нет профессиональных кадров. Конечно, они могут провести клинические анализы, но ведь их надо интерпретировать к спортивной направленности, давать какие-то рекомендации тренерам. Увы...
«Воспитываем спортивных медиков сами»
- Да... Дело со спортивными врачами в Кыргызстане обстоит плохо. Самое время поностальгировать по временам СССР?
- Да. Раньше во времена Союза все было поставлено на поток. Врачи спортивной медицины проходили специализацию в Ленинграде, Москве. После распада СССР выезды прекратились. А ведь врачам выезжать на конференции, симпозиумы просто необходимо! А кто сейчас занимается этой проблемой? У нас даже нет человека, который хотя бы занимался бумажной работой по отправке врачей на конференции. Вот и приходится обучать врачей спортивной медицине самостоятельно. Сейчас у меня трое учеников, которых я вожу по сборам и соревнованиям. Сейчас со мной работают очень талантливые врачи, которые уже знают толк в спортивной медицине и обслуживают команды. Так, Рамис поехал с боксерами. Иса уже работает с Футбольным центром, обслужил чемпионат мира по вольной борьбе. Так что, воспитываем спортивных медиков сами. Мне уже 53 года, и неужели государство не заинтересовано в воспитании молодого поколения медиков? Приходиться заинтересовывать их самой, затягивать в спорт, поощрять. Кадры решают все!
- Быть спортивным врачом это очень ответственно…
- Спортивный врач - это семейный врач, и он должен уметь делать все! Нужно одновременно быть и кардиологом, и терапевтом, разбираться в фармакологии. Изучать приходится все, ведь на соревнованиях может случиться всякое. Та же сгонка веса, бесконечные командировки… Для организма даже сильного человека это не проходит бесследно. К тому же у каждого вида спорта свои нюансы - а у нас этих видов четырнадцать! Необходимо быть на связи с каждым спортсменом, тренером. Тут мы уже и в спорте стали разбираться неплохо, хотя тренерам подсказываем только с точки зрения врача - их работы мы не касаемся.
«Спортсмены - они, как дети»
- Выходит, вы спортивная мама, если папой считать тренера?
- Ну, выходит так (улыбается). Действительно на соревнованиях мы смотрим за спортсменами как за собственными детьми.
- Вы побывали во многих странах мира. Что запомнилось больше всего?
- Олимпиада в Пекине и все Азиатские игры - очень зрелищно! Понимаете, соревнования запоминаются именно выступлениями спортсменов, переживаниями болельщиков, а не достопримечательностями какой-то одной страны. Бывало такое, что я уже готова была отказаться от всего, ведь постоянные командировки и перелеты просто изматывают. После лондонской Олимпиады, наверное, все же сокращу количество сборов и поездок на соревнования.
- Если не секрет, где вы достаете препараты, ведь в нашей стране достать можно не все?
- В этом мне помогают друзья, которые везут их из-за границы маленькими партиями. Мы копим их для турниров.
- Порой после проигрыша наших спортсменов приходилось слышать: «Были бы у нас такие фармакологические средства, и победа была бы за нами». Неужели все так плохо в стране?
- Нет, просто фармакология идет семимильными шагами вперед, и успеть за ней очень сложно. Мы мало общаемся с врачами, да и по деньгам многие препараты нам недоступны. Поэтому берем более распространенные. На каждого спортсмена выделяется слишком мало финансов, беспокоит и питание спортсменов на сборах. Я делала приблизительный подсчет меню, и оно составило 1200 сомов!
«Нам нужен Центр спортивной медицины»
- Что необходимо сделать, чтобы ситуация изменилась в корне?
- Считаю, что Госагентству, в первую очередь, необходимо обратить внимание на спортивную медицину. Нашим спортсменам очень нужен Центр спортивной медицины с отличным оборудованием, профессиональными медицинскими кадрами. Нам нужен ведомственный центр. Стоит только оглянуться на соседей, и сосчитать сколько центров там! Я каждый квартал пишу письма, которые теперь просто идут «в стол» - писать уже просто надоело! На спортсмена, чтобы он достиг каких-то результатов, должен работать целый штат специалистов - тренер, менеджер, врач, медсестра, массажист, физиотерапевт. В спортсмена надо вкладывать, а потом спрашивать, а не наоборот. И хочется верить, что в ближайшее время ситуация в этой сфере изменится к лучшему!
- Спасибо за интервью!
Беседовала Ксения Толканева