Горный гид - на сегодняшний день это одна из самых востребованных профессий в туризме, особенно в таких богатых природными красотами странах, как Кыргызстан. Благодаря гидам любители активного отдыха впервые знакомятся с живописными маршрутами, покоряют высоты и открывают новые грани своей выносливости.
Героем нашей сегодняшней публикации является основатель outdoor.kg, профессиональный горный гид с международной лицензией признаваемой в 25 странах мира, тренер Школы Горных Гидов Кыргызстана, инструктор, Мастер спорта по альпинизму и инструктор по горным лыжам, действующий спортсмен - Михаил Даничкин.
Михаил также является членом команды «Red Fox Asia», участником известных проектов и соревнований «Зимний Снежный Барс», «Зимняя экспедиция-2019, на вторую вершину мира К2». В его активе также приключенческие гонки «Red Fox Adventure Race, скоростное восхождение «Red Fox Elbrus Race», а за плечами - 20-летний стаж работы, сотни успешно проведенных программ и тысячи ярких воспоминаний. Большую часть своего времени Михаил проводит в горах, но нам удалось встретиться с ним в столице. Он любезно согласился ответить на все вопросы.
- Михаил, вы являетесь основателем компании OUTDOOR. KG, расскажите, пожалуйста, об этом проекте.
- У меня большой опыт. В коммерческом туризме я работаю с 1999 года. Мои родители открыли туристическую компанию, которой я руковожу с 2004 года. Признаюсь, уже сбился со счету, сколько мы организовали культурных и трекинг-туров и альпинистских восхождений. Мы много работали с орнитологами. Но в основном наша сфера - это пешие и конные маршруты, а точнее, приключенческий туризм.
В этом году наша работа из-за сложившейся ситуации приостановилась практически на 100 процентов. Фирму пока мы не закрыли, но решили подумать, в каком направлении можно двигаться дальше и работать, пока все не восстановится.
Мы решили развивать внутренний рынок и заметили, что конкуренция на нем очень высокая. Но в основном все предложения очень однотипные, и поэтому мы хотим представить что-то особенное. У нас есть опыт участия в неординарных проектах, и нам бы хотелось предложить людям что-то экстремальное и необычное. У нас будут категорийные восхождения и экстрим. Мы пробуем запустить мульти активные туры на каяках, велосипедах, лошадях.
Хотелось бы отметить, что в последние несколько лет появился интерес к пешим маршрутам. Это очень заметно, ведь в ущелья приезжают целыми автобусами и отправляются в путь, люди полюбили активный отдых.
- Вы обучаете гидов, расскажите, а каким должен быть специалист этой сферы, какими навыками обладать, что уметь и знать?
- Школа горных гидов работает в Кыргызстане с 2008 года. Это был масштабный проект с поддержкой Британской и Швейцарской Ассоциации горных гидов. Кыргызстану очень повезло, что нам довелось участвовать в данном проекте. На сегодняшний день насчитывается более двадцати выпускников. Из них кыргызстанцев которые уже имеют значок IFMGA - 11 человек плюс один почетный член (президент ассоциации).
Я преподаю с 2011 года. Мы прошли стажировку в Европе и сейчас обучаем сами. Требования в нашей школе очень высокие, ведь это международный стандарт. К нам поступают те, кто уже является сильными спортсменами в горных лыжах и альпинистами. Но для гида приключенческого характера требования могут быть ниже. Мы проводим также занятия и для сферы трекинга.
Гид должен иметь технические навыки, уметь организовать страховку. Ценятся также и моральные качества. Кроме того, важен опыт - без него никуда. Наши ученики обязательно проходят длительную практику под руководством сертифицированных специалистов. Здоровье - это само собой! К примеру, в европейских школах слушатели сдают тест на выносливость. У нас был 12-часовой выход на лыжах в горах с набором 3 км и затем спуск. Это испытание для марафонца. Требования в нашей школе, примерно такие же, хотя процесс обучения построен немного иначе.
Многие думают, что экстремальные виды спорта очень опасны, но на самом деле, многое зависит от тренировки и проработки различных сценариев. Мы учим людей как себя вести во время внештатной ситуации. Кроме того, во время обучения мы и сами можем создавать такие ситуации и затем оценивать, как поведет себя человек. Если он не справляется, то ему еще стоит многому научиться.
- Те, кто с вами бывал в горах говорят о том, что у вас невероятное самообладание, которое не раз спасало остальных участников экспедиции. Как вы себя настраиваете, как остаетесь спокойным?
- Это природное спокойствие. С раннего детства я занимался спортом и это воспитало во мне усердие и психологическую устойчивость. У каждого гида свой характер, но все хорошо справляются с работой. Я и в жизни спокойный. Знаете, мне приходилось видеть гибель друзей, попадать в лавины, были и срывы с горы, необходимо быстро что-то предпринимать. Если ты можешь справиться с собой, то и у тех, кто рядом с тобой рядом паники не будет.
- Михаил, скажите, почему вас привлекают именно зимние восхождения, это ведь невероятно сложно?
- Если говорить о зимних восхождениях, то у многих людей возникает заблуждение, что это большой риск. На самом деле летом гораздо больше опасности, чем зимой. Зимой организм готов к низким температурам, но нужна больше выдержка, ведь порой восхождения длятся месяцами. Летом лавинопасность выше в три раза, наблюдаются камнепады и резкие скачки температуры. В летние месяцы горы живут, зимой замирают.
- Как можно совмещать в жизни столько непохожих друг на друга видов спорта. Как вы все успеваете?
- Для меня всегда было скучно заниматься чем-то одним. Я всегда попробовал для себя что-то новое. Будучи школьником, я занимался плаванием, увлекался легкой атлетикой и катался на велосипеде. Сейчас я с большим интересом участвую в приключенческой гонке с каякингом, альпинисткой техникой, пешими маршрутами, велосипедными дистанциями. Когда в соревнованиях переплетаются несколько видов спорта, то я достигаю успехов.
- Судя по вашему основному жизненному направлению и увлечениям, вам не хватает адреналина?
- Для меня это не экстрим, я не чувствую адреналин. Это тяжелая работа на выносливость. Хотя да, бывает, я ощущаю эмоциональный подъем. Я люблю такие виды спорта, которые связаны с природой.
- Наблюдая за восхождениями по фото или видео, обыватели часто задаются вопросом, что же толкает альпинистов в горы, что бы вы ответили таким людям?
- Я предполагаю -это самоутверждение. Люди покоряющие пики, становятся лидерами, добиваются поставленной цели и доказывают сами себе, что они могут что-то сделать. Но не стоит забывать и о романтике, ведь вокруг такая красота - ты на вершине один. Так что факторов довольно много.
- Любовь к горам передалась вам от родителей?
- Вы правы, с раннего детства я часто бывал в горах с родителями. Мой отец - мастер спорта по альпинизму, а мама - КМС. В школьное время родители вывозили меня на ледники и в ущелья, затем я сам начал выезжать в горы. У меня появились друзья и тренера, я начал развиваться в этом плане уже самостоятельно. Но базу составили родители.
- У вас очень яркая жизнь, но все-таки какое восхождение стало на сегодняшний день самым запоминающимся - К2?
- Мне было довольно сложно, не то, что я длительное время находился в горах, а что был в долгой разлуке с семьей, тогда у меня была маленькая дочка, ей было чуть больше года. В этом и была сложность восхождения на К2, а в основном - это монотонная работа. Гораздо интереснее был проект «Зимний Снежный Барс», когда мы сходили на Хан-Тенгри затем поднялись на пик Победы - это было одно из самых сильных достижений в моей карьере. Прошлой зимой мы совершили восхождение на пик Коммунизма по большой стене.
- Относится ли с пониманием ваша жена к вашим восхождениям, наверняка она и сама альпинист?
- Мы познакомились в одной секции, у нее есть разряд. Она поднималась на пик Ленина и пыталась покорить Хан-Тенгри. Сейчас она сидит дома с детьми, возможно в будущем она вернется в горы. Мне тяжело представить, как переживают мои родные. Когда я возвращаюсь домой, то понимаю, как за тебя волнуются.
Дочка тоже занимается скалолазанием и даже участвует в спортивных сборах и выступает на международных соревнованиях под руководством тренера Марины Гальцовой. Мы бываем в ущелье, но на восхождения я пока ее не беру, ребенок сделает выбор сам, но показать и рассказать я постараюсь.
- Вы остаетесь в Кыргызстане?
- Когда меня спрашивают, хотел ли я бы уехать, то я отвечаю, что я здесь родился, считаю Кыргызстан своей Родиной. Здесь много друзей. Причин уезжать я не вижу. Мне достаточно того, что я путешествую.
- Хотели ли вы подняться на Эверест?
- Если только в составе экспериментальной экспедиции. По классическим маршрутам, с кислородом, поднимается множество людей. Такие маршруты в спортивном плане уже никому не интересны. Побывать на вершине мира - это престижно!
Мне бы хотелось подняться на Эверест в спортивном проекте - без кислорода по сложному маршруту. Важно не какой пик ты покорил, а каким путем ты это достиг. Существуют «гималайский» и «альпийский» стили восхождения. Альпийский предполагает, что идешь до вершины напрямик. А второй - что достигая определенной высоты, вновь спускаешься. Гималайский стиль более безопасный, а альпийский - наоборот. Но в тоже время, если следовать современным трендам, восхождение в альпийском стиле гораздо выше ценится в профессиональном сообществе, чем тот же маршрут, при равных условиях, совершенный в гималайском стиле. К примеру, на самую известную и престижную награду в альпинизме, Piolet’dOr, за лучшее восхождение года, допускают только тех, кто взошел на вершину в альпийском стиле.
Ты проверяешь свой организм, адаптируешься. Ведь есть такое понятие как непереносимость высоты. А я наоборот на высоте чувствую себя гораздо лучше, чем в среднегорье.
- Спасибо вам и желаем успехов в покорении местного рынка. Новых и ярких вам экспедиций, и талантливых учеников!
Беседовала Ксения Толканева
Фото из архива Михаила Даничника