Природа Кыргызстана способствует развитию различных экстремальных видов спорта. Любители острых ощущений покоряют горы на велосипедах и сноубордах и осваивают самостоятельно новые дисциплины. Сегодня нам хотелось бы рассказать об Валентине Мельникове - уважаемом спортсмене в среде экстремалов, который завоевывает награды на всевозможных состязаниях и является одним из лучших веломастеров в республике. Кроме того, он тренирует тех, кто ставит перед собой цель добиться успехов в маунтинбайке и сноубординге.
- С детства, на протяжении семи лет, я занимался баскетболом. И будучи старшеклассником, уже помогал осваивать ребятам из младших классов этот вид спорта в своей сельской школе совхоза Ала-Тоо. На самом деле в этом нет ничего выдающегося, но все-таки я уже тренировал. У меня получалось доходчиво объяснять, и мне это доставляло удовольствие. Затем поступил на первый курс архитектурного факультета Кыргызско-Российского славянского университета и переехал жить в столицу. Во время каникул я устроился на подработку к своему товарищу, который в то время привез в республику большое количество велосипедов из Германии и с тех пор велоспорт вошел в мою жизнь. Катаюсь уже на протяжении девяти лет, осваивая кросс-кантри, байкер-кросс, даунхилл – одним словом пробовал свои силы в довольно агрессивных дисциплинах горного велосипеда.
- Валентин, а ведь вам нет равных и в скоростном спуске с горы?
- Я являюсь призером состязаний по даунхиллу, которые проводились на горнолыжных базах республики, но специально в этой дисциплине не тренируюсь. Мой байк предназначен для экстремальных и прыжковых дисциплин. Проехать по трассе скоростного спуска на нем в принципе можно, но результат будет другим. Я практикую байкер-кросс, так как мне нравятся командные гонки и дерт-джампинг – прыжки через искусственные насыпи в виде холмов, где спортсмен вылетает с одного бугра и приземляется на другой и при этом в воздухе необходимо успеть сделать определенный трюк. Но если у меня был бы велосипед для даунхилла, я б смог побороться за золотую медаль и в этом виде.
- Но все-таки вы самый известный спортсмен-экстремал…
- Все дело в том, что, к примеру, в скоростном спуске есть те, кто у меня выигрывает, но все-таки о них мало кто знает. Я же помимо выступлений занимаюсь пропагандой спорта, снимаю ролики, привлекаю молодежь к здоровому образу жизни и делюсь своим опытом. Возможно, с этим и связана моя популярность.
- В каких видах спорта у вас есть достижения?
- В первую очередь, в самом интересном для меня направлении байкер-кроссе, в нем я дважды становился чемпионом республики. Побеждал и на соревнованиях по даунхиллу, которые проводились в городских условиях, в самом центре столицы. Были золотые медали в кросс-кантри. Удивительно то, что на первые свои соревнования я приехал на обычном велосипеде в Тогуз-Булак и смог обойти уже известных спортсменов на крутых байках. В прошлом сезоне я стал третьим в даунхилле в горной местности. Являюсь бронзовым призером состязаний на шоссе. Также я выступал на зимнем байкер-кроссе в Казахстане, стартовал в России на состязаниях снегоходов. Кроме того, принимал участие в международных состязаниях по заезду вверх на велосипеде на гору с уклоном 36 градусов.
- Вам удалось завоевать авторитет одного из лучших веломастеров, наверняка неспроста?
- Еще со времен учебы в университете меня привлекала эта деятельность. Мне очень нравится возиться с железками. Более того, образование мне позволяет работать с очень сложными конструкциями. Ведь те же самые велосипедные амортизаторы или гидравлические системы не проще чем автомобильные. В этом необходимо разбираться, знать принципы работы и различные термины. Учился я на «архитектурном», но моя специальность – «Теплогазоснабжение и вентиляция» и у нас был курс «Гидравлики», «Теоретической механики», «Сопротивление материалов»,одним словом весь я изучил необходимый перечень дисциплин, которые позволяют заниматься самым сложным ремонтом велосипедов.
- Валентин, скажите, а в какой момент вы осознали, что стоит не только тренироваться, но и еще пропагандировать спорт и снимать видеозарисовки?
- Знаете, на самом деле подобные ролики мотивируют людей заниматься спортом, пробовать что-то новое. Также я являюсь промоутером некоторых известных столичных спортивных магазинов, и мы отсняли ролики в Караколе и показали красоту нашей страны всему миру. Большинство видеороликов сняты и смонтированы мной самим. Возможно это собственные амбиции, чтобы заметили, что я научился исполнять.
- Как появилась идея проводить открытые уроки, которые пользуются сейчас небывалой популярностью?
- В принципе, желание делиться опытом у меня было всегда, с удовольствием подготавливал ребят для соревнований. Я тренировал Дарью Суходолову перед городским даунхиллом и она стала первой. Также делился опытом с Сергеем Кочетковым, он осваивал байкер-кросс и он завоевывал призовые места, есть воспитанница, которой удалось в мужской категории стать третьей при этом не на специализированном велосипеде. Я стараюсь объяснить и показать друзьям и знакомым как все делать правильно. Этой зимой мне пришла идея о проведении лекции по сноубордингу в обычном кафе. Планировал пригласить туда всех желающих и рассказать об основах этого вида спорта, затронуть теоретическую часть и затем пригласить всех на открытый урок на горнолыжную базу. Но в феврале погода была достаточно теплой, так что урок не состоялся. Я задумался, имею ли я право преподавать, но все-таки решил пригласить велосипедистов на открытый урок, разместив объявление в соцсетях. Честно признаться, ожидал, что занятия посетят десять велосипедистов и то из круга знакомых. Но на мастер-класс на велосипедную трассу в селе Орто-Сай прибыли более сорока слушателей. Мы разобрали различные теоретические аспекты и даже потренировались. Затем появилась идея провести подобный урок в городе, ведь в столице очень много моментов, на которые стоит обращать внимание. В горах ты катаешься наедине с природой, а в мегаполисе мощный трафик, светофоры, специфика покрытия. Недавно прошел уже третий урок в горах, приехали еще больше новичков и каждый был настроен на тренировку. К концу занятия участники стали кататься достаточно агрессивно. Уже поступили заявки с просьбой устроить очередную лекцию.
- Тренируют ли в агрессивных дисциплинах в других странах?
- Я даже не слышал о том, чтобы на территории СНГ проводились подобные открытые уроки. Даже в самых больших парках для экстремальных видов спорта велосипедисты проводят сборы, делятся опытом, тренируются, но чтобы кто-то из профессионалов проводил лекции, я не встречал, хотя не исключено, что такое есть. Велосипед требует к себе очень серьезного отношения, и он гораздо более травмоопасен чем сноуборд и лыжи. Достаточно при скорости 5 км в час упасть на бок и есть вариант получить повреждение. А что тогда говорить про большие скорости и пролеты. Поэтому я предполагаю, что уроки не проводятся.
- В Кыргызстане на пробег выходят более тысячи любителей велоспорта, но ведь не у каждого есть желание осваивать экстремальные дисциплины, когда появляется стимул пробовать прыжки, агрессивное катание?
- На самом деле желание попробовать исполнить сложный трюк либо есть, либо его нет. Это внутреннее ощущение. Есть такие спортсмены, которых постоянно толкает что-то попробовать новое и сложное. В детстве у меня до 18 лет не было велосипеда, и теперь мне интересно попробовать все. Странно, но с приходом опыта, а может быть и после достаточно большого количества травм, теперь я получаю большое удовольствие от простой езды по городу. На самом деле исполняя трюк, я испытываю волнение не меньше новичка, так как я знаю, что такое реабилитация, а также шурупы и спицы в гостях. Все я постигал самостоятельно, просматривая ролики и пробуя все воплотить в жизнь. Но травмы я получал не только в велоспорте, но и мотокроссе, благодаря которому я приобрел огромный опыт. В 2012 году в городском парке я исполнял большой диапазон трюков на велосипеде. Для нашей страны и Казахстана это было достаточно значимым. Подобных элементов, на тот момент, еще никто не делал. Чему-то ты учишься, но за это приходиться и расплачиваться собственным здоровьем.
- Валентин, а какие еще дисциплины вы сейчас осваиваете, и какие высоты в экстремальных видах спорта планируете покорить?
- Сноубординг я стал осваивать не так давно, это был лишь третий сезон, но уже удается брать призовые места в слаломе и даже работать инструктором. Я работаю с новичками, оттачиваю и свою технику. Также выступал на соревнованиях по вейкбордингу. В моих планах шоссейная гонка Чон-Кемин Балыкчы, хочу проехать 51 км. Также в ближайшем будущем я хотел бы попробовать дрифт – дисциплину в автоспорте, серфинг, а также вингсьют – прыжки в специальном костюме, позволяющем держаться на воздушных массах и парить. Одним словом планов еще множество, а главное есть огромное желание обучиться самому, а затем и поделиться опытом со всеми желающими.
Справка
«Байкер-кросс» - Байкеркросс 4Х - это дисциплина маунтинбайка, в которой четыре гонщика соревнуются друг с другом на специально подготовленной и расширенной трассе для спуска с горы. Дисциплина предполагает некоторый ненамеренный контакт между гонщиками на трассе, который не будет рассматриваться как нарушение правил, если он не противоречит духу честной борьбы и спортивному отношению к соперникам. Гонка состоит из заездов по группам на выбывание. Основные препятствия на трассе - трамплины, виражи и повороты
«Даун-хилл» (скоростной спуск с холма)- экстремальная гоночная дисциплина горного велосипеда, суть которой заключается в прохождении трассы на время. Типичная трасса даунхилла содержит в себе различные участки: крутые спуски, резкие повороты, неровности в виде ям и бугров, торчащие камни и корни деревьев, иногда строятся более сложные препятствия в виде насыпей. Средняя скорость спортсменов на трассе около 36 км/ч, средний перепад высот - 500 метров.
В Кыргызстане культивируются десятки различных дисциплин экстремальных видов спорта, и Валентин Мельников обязательно освоит их с успехом!
Фото из архива спортсмена