В селе Ленинском Петр Ялома, мастер спорта СССР по греко-римской борьбе, заслуженный тренер республики и опытный судья, в большом почете. Еще бы - без воспитанников Петра Николаевича не обходится ни один республиканский турнир, а уж сколько он воспитал талантливых спортсменов - и не сосчитать! Кроме того, как оказалось, Петр Ялома еще и казак. А настоящему казаку без спорта - никуда!
- Каждый казак должен был суметь и за себя постоять и других защитить, - вводит нас в курс дела Петр Николаевич, - то есть настоящему казаку просто необходимо было быть физически сильным. Казак - это воин, и если бы казаки не владели навыками рукопашного боя и некоторыми видами оружия, то как воины они просто бы не состоялись. Поэтому в нашей станице Молдовановской общая физическая подготовка - обязательное условие для каждого казака. Тренируемся по средам и субботам. Здесь нас около восьмидесяти. Интересно, что еще больше народу приходит на ОФП зимой, так как больше свободного времени - нет посевных работ. Но и тот, кто приходит к нам очень доволен - по принципу «В здоровом теле - здоровый дух» хотят жить многие, что очень радует, ведь после развала СССР понятие о физической культуре вообще стало другим. И поднимать ее надо сообща.
- А вообще в казачестве я уже шесть лет, - говорит Петр Николаевич. - А вступить в казаки мне предложил Анатолий Петрович Олейниченко. Замечу, что казаком я мог стать еще в далеком 1994 году, но тогда я сам смысл казачества понимал не до конца. Теперь все по-другому. Мы работали со спортсменами и помогали казакам решить некоторые вопросы в этой сфере, и когда вновь возник этот вопрос, я уже был согласен. С тех пор прошло уже шесть лет, а такое ощущение, что это было вчера...
От Молдавии до Молдовановки
- Петр Николаевич, как вы, уроженец Молдавии, оказались в Кыргызстане?
- Выбирать не пришлось. Мои родители в свое время решили попытать счастье на казахстанской целине. В 1964 году вместе с тремя братьями под родительским крылом оказался в Тургайской области. Но там мы не прижились и через год переехали в село с таким родным для нас названием – Молдовановка… Прочел в газете, что во Фрунзе действует школа по борьбе и боксу. В 1970 году пришел к замечательному тренеру Олегу Яковлеву. Дела на ковре у меня пошли неплохо, я даже вошел в число сильнейших в республике в своем возрасте. Но два года пришлось посвятить службе в армии.
Борьба жила в моем сердце и все свое свободное время я отдавал ей. Она-то и привела меня потом в Кыргызский государственный институт физической культуры, после окончания которого я стал тренером. Но вскоре решил преподавать в своем селе и начал практически с нуля. Главное - чтобы трудности не заставляли тебя опускать руки, прозябать и плыть по течению. Мне просто повезло с людьми.
«Если человек борется, значит, он живет!»
- Все ваши успехи в спорте связаны с греко-римской борьбой. У казаков же, насколько я знаю, более популярен рукопашный бой...
- Нет, здесь надо смотреть на этот вопрос с другой стороны. Во-первых, у меня занимается много казаков, а во-вторых, даже те, кто владеет рукопашным боем, раньше занимались борьбой. Это как основа. Здесь есть даже некий философский смысл: «Вся жизнь борьба, и если человек борется, значит, он живет!»
- У вас много учеников, которыми можно гордиться…
- Да! Пять чемпионов Азии среди кадетов, есть чемпион среди молодежи, чемпион юношеских Олимпийских игр Урмат Аматов, а также Арам Акопян - бронзовый призер Олимпийских игр среди глухих. Ребята у нас очень талантливые, что тут скажешь!
Своими силами
- Довольны ли вы условиями для тренировок в Ленинском?
- Когда я перешел в этот зал, здесь играли в футбол. Затем мы постелили здесь борцовский ковер. Приходилось совмещать два совершенно разных вида спорта. Изначально зал был просто «игрушкой», но после распада СССР содержать его стало очень трудно - приходилось даже проводить занятия только с весны по осень. Зимой же нам приют давала школа. Затем своими силам мы собрали калорифер. Зал мы сохранили, как могли, помогает кооператив СК «Ветка». Есть душ, туалет, комната ОФП, есть и раздевалки. С нас не берут денег за свет и воду, за аренду зала. Помогает и местное айыл окмоту. Вот бы еще решить вопрос с крышей... лес у нас уже есть. И мы бы не отказались от ремонта.
- Значит теперь вы можете спокойно заниматься с ребятами и зимой?
- Не совсем... В чем проблема? Этой зимой были проблемы со светом, а, следовательно, у нас не было отопления. Благо, нас приютила школа «Беркут», а малыши тренировались в большой комнате с обогревателем.
- Сколько у вас взрослых и малышей казаков?
- Казачат около 15 человек. Борцы-профессионалы, которые входят в казачество, уже спортом на высоком уровне не занимаются, ведь очень сложно прокормить семью на спортивную стипендию. Но они приходят и помогают нам в качестве спарринг-партнеров. В основном, ребята совмещают учебу, работу и спорт.
Приятные хлопоты
- Отличаются ли казаки от обычных ребят? Может, спортивным трудолюбием или выносливостью?
- У нас все равны, и любовь к спорту мы прививаем всем. Дети все разные - есть более заводные, а есть и спокойные. Тут главное - найти подход к каждому. Надо уговаривать, уравновешивать - одним словом, работать.
- Петр Николаевич, что дало вам казачество?
- Прежде всего, я стал ближе к вере. Но у меня появилось много хлопот. Но это приятные хлопоты. Мы построили храм Святой Богородицы. Кстати, его строили не только казаки, но и кыргызские ребята, и курды, и русские. Построили и центр. Сейчас убираем территорию, высаживаем деревья. Нам ведь никто за это не платит - все от души.
- Вы посвятили борьбе всю свою жизнь. Наверное, теперь вы ее никогда не оставите?
- Уже нет. Хотя изначально быть тренером я не планировал - в этом заслуга моего наставника Олега Александровича Яковлева, который сумел меня уговорить. Постепенно втянулся, а теперь без борьбы я уже никуда.
- Спасибо! Удачи вам!
Беседовала Ксения Толканева
Фото автора