УЕФА объявил о централизованной продаже медиаправ на трансляцию ближайших турниров с участием сборных.
Разговоры о проекте продажи медиаправ на отборочные матчи Евро-2016 и чемпионата мира 2018 года единым пакетом ходили давно. Если вкратце, то такая схема подразумевает передачу прав на рекламу и показ матчей сразу нескольких сборных только одному агентству, которое, в свою очередь, будет заключать контракты с местными телекомпаниями и спонсорами. При таком раскладе медиапартнерам УЕФА не надо бегать за каждой национальной федерацией отдельно и приобретать у нее права, как это было раньше.
В УЕФА полагают, что переход к централизации медиаправ должен помочь федерациям заработать больше денег на отборочных играх и обеспечить стабильный доход от участия в квалификационном цикле. Система распределения доходов между федерациями аналогична той, что действует в Лиге чемпионов. Есть определенная фиксированная сумма, которая в равных долях распределяется между всеми 53 участниками партнерства. Остальная часть выручки делится уже исходя из финансовых показателей телевизионных рынков стран.
За четыре года УЕФА планирует привлечь порядка 1 млрд (из этого следует, что каждая федерация заработает как минимум по 4 млн). Сейчас же общий доход национальных федераций от продажи медиаправ оценивается в 680 млн. Очевидно, такая схема крайне выгодна карликовым странам, вроде Люксембурга и Сан-Марино, где рынок недостаточно развит и нет крупных рекламных контрактов. Но для Англии или Германии, уже прилично зарабатывающих на продаже телевизионных прав, затея выглядела весьма сомнительной.
Разногласия между странами-членами УЕФА и стали камнем преткновения в реализации проекта централизованной продажи медиаправ. Год назад генсек УЕФА Джанни Инфантино уверял, что заручился поддержкой всех федераций футбола, однако на деле все оказалось иначе.
На минувшей неделе Инфантино сообщил, что УЕФА все-таки заключил эксклюзивный контракт с Европейским вещательным союзом (EBU) о передаче медиаправ на трансляцию отборочных матчей Евро-2016. Каждые матчи сборных будут показаны в полном объеме по общественному телевидению. Но самое интересное заключается в том, что данный договор касается не 53, а всего 30 стран. Сюда вошли Австрия, Азербайджан, Албания, Армения, Белоруссия, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Македония, Венгрия, Грузия, Израиль, Ирландия, Исландия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Молдавия, Португалия, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Хорватия, Черногория, Чехия, Швейцария и Эстония. Кроме того, европейская федерация футбола достигла соглашения с телерадиокомпанией «Украина».
«Вне игры» оказалась пятерка стран с крупнейшими футбольными рынками: Англия, Германия, Испания, Франция и Италия. Турция, Нидерланды и Россия также не упомянуты в контракте.
Будут ли федерации этих стран самостоятельно заниматься продажей телеправ или они примкнут к договору позже, пока непонятно.
Что же касается коммерческих прав, которые предполагают рекламу вокруг поля и пакет спонсорства трансляции, то они достались компании CAA Eleven. Эта фирма была создана только в прошлом году и сумела обойти лидеров европейского рынка футбольного маркетинга - IMG Media, Infront Sports & Media и Lagardère Unlimited, которые предположительно тоже претендовали на партнерство с УЕФА.
Ключевым элементом коммерческой эксплуатации централизованных медиаправ УЕФА называет концепцию «Недели футбола», которая должна создать дополнительную стоимость в тех сегментах, где раньше ее не было. Речь идет о «размазывании» квалификационных матчей Евро-2016 и ЧМ-2018, когда встречи каждого тура не будут привязаны к одной дате. На неделях спаренных матчей сборные будут играть в четверг и воскресенье, пятницу и понедельник или в субботу и вторник. Это повысит интерес к турниру со стороны телекомпаний, которые смогут показывать больше прямых трансляций.
«У болельщиков появится возможность смотреть больше матчей, чем прежде, - объяснил Инфантино. - Тот факт, что мы распределили отборочные игры в европейской зоне по нескольким дням, а не поставили все сборные играть в один день, поможет турниру быть на виду. В каждый день «Недели футбола» будет проводиться от 8 до 10 матчей, вместо 20-30 в один день».
Выступая на Soccerex в Манчестере, Инфантино отметил, что турниры, в особенности отборочные, с участием сборных не стали среди болельщиков менее популярными по сравнению с матчами Лиги чемпионов. В качестве примера он привел недавнюю игру Англии с Сан-Марино, которая собрала у телеэкранов 6,5 млн человек. Ее он противопоставил матчу «Манчестер Юнайтед» - «Реал», собравшему 5,1 млн зрителей. То же самое, по словам Инфантино, касается Германии, где национальную сборную смотрят 30 млн людей, а выступление «Баварии» в Лиге чемпионов - 19 млн. «Это свидетельствует об огромной страсти болельщиков к матчам национальных команд. Нам же нужно лишь правильно структурировать работу», - сказал генсек УЕФА.
«Чемпионат.com»