Сосредоточившись на фигуре тренера Бердыева, мы оставили на периферии внимания более глобальный вопрос: что ждет целый ростовский клуб?
Натянув кепку на глаза и насупившись, он мрачно наблюдал с непривычного ракурса VIP-ложи, как «Ростов» бьется головой в крепко запертую уральскую дверь. Это была еще его, но в то же время не его команда. Там, внизу, процессом руководили другие люди. А он мысленно прощался со своим детищем, примерно представляя себе его дальнейшую участь. Незавидную, по всем признакам, участь.
Отношение команды к происходящему выразил Сердар Азмун – отвратительной выходкой в середине первого тайма. Как бы горяч и своенравен ни был молодой иранец, при Бердыеве он себе такого нипочем не позволил бы. Курбан Бекиевич подобные вещи пресекает быстро и жестко – ибо бьют они прежде всего по коллективу. Дисциплину и порядок Бердыев почитает превыше всего. Не думаю, что Азмун имел что-то против конкретного Фидлера. То был удар отчаяния, вызванный таким горьким и пошлым окончанием сказки, в которую все они уже было поверили. Нет, не на Фидлера или кого-то из соперников взъелся лучший снайпер дончан. Истинные адресаты этого гнева заседали где-то неподалеку от отставного тренера. Реальных шагов для сближения с ним и командой они так и не предприняли. И уже начали пожинать первые плоды этого бездействия.
Деморализованный тренерской отставкой «Ростов» ничего не смог поделать с крепким, но все же середняком из Екатеринбурга. Команда в синем отдаленно напоминала тот уверенный в себе и тактически безукоризненный коллектив, который всего несколько дней назад образцово-показательно бил самый титулованный клуб Бельгии на его территории. Впереди у дончан «Аякс» и групповой турнир одной из континентальных лиг. Но при взгляде на согбенную, исполненную печали фигуру Бердыева трудно было отделаться от мысли, что лучшее в жизни этого «Ростова» уже позади. Увы!
Ситуацию с серебряным призером чемпионата России точно иллюстрирует бородатый анекдот:
«Экипаж корабля прощается с вами и желает приятного полета». Какое-то время, по инерции, желто-синий борт еще, возможно, пролетит. Но падение уже предопределено. Вопрос только в сроках и глубине оного.
Кого бы ни возглавил в дальнейшем Бердыев, «Спартак» ли, сборную или «Спартак» и сборную одновременно, для «Ростова» это уже ничего не изменит. В столицу юга он не вернется. Веры деятелям, ответственным за жизнеобеспечение футбольной команды, у тренера больше не осталось. Осточертело человеку обивать пороги, упрашивая разномастное начальство погасить долги перед игроками, понимаете? Надоело работать в условиях хронического безденежья без малейшего просвета впереди. Он свою квалификацию подтвердил. Они своих обещаний не выполнили. И у кого поднимется рука метнуть булыжник вслед тренеру?
Верю, что в областном бюджете просто нет достаточного количества свободных средств для вспоможения футболистам. Времена нынче такие, несладкие, не до спорта чиновничеству. «Ростов» сам мог заработать – своим талантом и трудолюбием. Для этого достаточно было прорваться в групповой турнир Лиги чемпионов. Казалось бы, преодоление первого квалификационного барьера должно было способствовать нахождению консенсуса между тренером и работодателем. На деле их разногласия достигли пика и вылились в громкую отставку – автора проектной работы под названием «Серебряный «Ростов».
Остальные его участники еще на месте. Но это только пока. Нет сомнений, что все помощники Бердыева во главе с Виталием Кафановым последуют за шефом, как только тот определится с новым местом работы. Они – команда, неразлучные компаньоны на протяжении многих лет и повсюду ходят вместе.
Футболисты на верность тренеру не присягали. Но большинство из них в Ростове-на-Дону держали два фактора – Лиги чемпионов и Бердыева. Не уверен, что первый перевешивал второй. Скорее наоборот. Многие шли в команду под честное слово человека, которого ценят и уважают. С его уходом желания оставаться на «Олимпе-2» у доброй половины состава поубавится. Как минимум.
Для того чтобы осознать масштабность бердыевских преобразований на Дону, достаточно заглянуть в заявочный лист команды трехлетней давности. Из той бригады в клубе осталось четыре человека – защитник Баштуш, хавбеки-ветераны Гацкан и Калачев да нападающий Полоз. Основная масса «серебродобытчиков» пополнила команду с подачи Бердыева. Все они, так или иначе, должны быть признательны наставнику за совместную работу. Благодаря ему они, каждый по отдельности и совместно, выросли в профессиональном плане. Из уважения к наставнику лучшие из них отвергли предложения более благополучных команд.
Теперь они свободны от моральных обязательств перед учителем и вольны устраивать жизнь и карьеру в соответствии со своими предпочтениями и пожеланиями. Ответственность перед болельщиками? Я вас умоляю, даже в советском футболе этот аргумент работал лишь в совокупности с другими, более материальными. На голом энтузиазме, не подогретом материально партийными и ведомственными кураторами, и тогда вершин не достигали.
Сегодня это невозможно в принципе.
При всем уважении и искренней человеческой симпатии к Дмитрию Кириченко, боюсь, совсем скоро он останется наедине с ворохом клубных проблем. И будет вынужден заниматься тем, от чего Бердыев безумно устал, - затыкать дыры в составе и кормить «завтраками» оставшихся футболистов. Для молодого тренера эта передряга, наверное, полезная школа жизни. Для клуба – стресс, после которого он не скоро очухается. Это была крутая история. Очень. Жаль, что такая короткая.
Чемпионат.com