Марек Гамшик – атакующий полузащитник, предпочитающий действовать на позиции mezzala. Именно на этом месте он провел лучшие сезоны в «Наполи». Однако с появлением Рафаэля Бенитеса в 2013 году команда перешла на схему 4-2-3-1, а словак был передвинут в трекварти. Эта перестановка немедленно сказалась на его игре.
Сезон-2014/15 стал самым неудачным для Марека за все время пребывания в Неаполе. Многие даже считали, что настал тот момент, когда клубу и футболисту нужно разорвать отношения. Полтора года назад подобные соображения высказывал и Мино Райола. Знаменитый агент утверждал, что если Гамшик покинет «Наполи», то может стать одним из четырех лучших полузащитников мира. Прогрессу же мешают, во-первых, чрезмерная привязанность к городу. Во-вторых, нежелание Аурелио Де Лаурентиса расставаться со своей звездой. И, в-третьих, тактические предпочтения Рафы Бенитеса. Речь не только о схеме, но и о неистребимой любви испанца к ротации.
Однако все изменилось летом 2015-го, когда «Наполи» возглавил Маурицио Сарри, который моментально вернул футболиста из трекварти в среднюю линию. В результате в игре Гамшика произошел Ренессанс – по итогам текущего сезона он попал практически во все символические сборные серии А. Феномен такого преображения капитана «адзурри» недавно объяснил Николо Фрусталупи, правая рука Вальтера Мадзарри – тренера, при котором Гамшик превратился в звезду чемпионата Италии.
«Марек всегда должен быть в центре игры, он должен чаще остальных получать мяч, чтобы чувствовать ее ритм. Когда я работал в Неаполе, то постоянно говорил ему об этом. По моему мнению, в последние годы, учитывая его технические характеристики, Гамшика слишком уж выдвинули вперед». Как известно, на позиции треквартисты у футболиста значительно меньше времени для принятия решений. Вероятно, поэтому словак и предпочитает действовать из глубины. В октябре 2014 года агент футболиста также высказывался на этот счет: «Марек старается следовать указаниям тренера. Его просят играть за спинами форвардов, и он выполняет». И хотя в этих словах не было ничего такого, всем становилось понятно, что стороны не вполне довольны друг другом.
Но Фрусталупи не говорит самого главного. В нынешнем «Наполи» чаще других мяч получает Жоржиньо Фрелло, на которого возложены функции реджисты. Они включают в том числе помощь защитникам в преодолении прессинга, регулирование темпа атак, встречу соперника во время смены владения, etc. Никогда – ни при Эди Рейе, ни тем более при Вальтере Мадзарри – Гамшик не выполнял подобную роль. В этом плане в сборной Словакии ситуация аналогичная – там Мареку предоставлена еще большая свобода. Он – что-то вроде «десятого номера». Поэтому, даже если удается нейтрализовать Гамшика, это не всегда приводит к положительному результату, поскольку механизмы продолжают исправно работать и без него. Закрыть Гамшика – не значит закрыть команду. Вот почему в Италии практически никто не использует против словака персональную опеку. В текущем сезоне нечто подобное попытался сделать «Брюгге» в Лиге Европы, и дело закончилось разгромом бельгийцев с неприличным счетом.
Важный момент: правый медзала в модуле 4-3-3 – Аллан – выполняет значительный объем черновой работы. Обязанности бразильца предполагают, что он должен находиться как можно дальше от Жоржиньо, чтобы дать тому больше вариантов для смены направления атак. Тактическая дисциплинированность Аллана в какой-то мере компенсирует вседозволенность свободного художника Гамшика, которому разрешено больше, чем остальным футболистам «Наполи». Даже лучший бомбардир серии А – Гонсало Игуаин – вынужден действовать в строго отведенных ему зонах.
В текущем сезоне Марек Гамшик был крайне стабилен. Он сыграл ниже своих возможностей лишь в считанном числе матчей: в гостях – против «Эмполи», «Болоньи», «Интера» и «Удинезе» и дома – против «Милана». Отдельного разговора заслуживает встреча с командой из Тосканы, тренер которой – Марко Джампаоло – хорошо знаком с методами Маурицио Сарри. Тогда «Наполи» еще использовал модуль 4-3-1-2, в котором у Гамшика не было особых преференций по сравнению с Алланом. И Джампаоло воспользовался недостаточной автоматизацией средней линии «партенопейцев». Кроче прихватил Аллана, Сапонара почти весь матч не отходил от Вальдифьори, а мобильный и жесткий Зелиньски персонально отвечал за Гамшика. Именно благодаря синхронности во время высокого прессинга, «Эмполи» удалось создать гостям множество проблем. Встреча завершилась вничью, а перспективы Сарри и вовсе выглядели туманными. Поэтому тренер «Наполи» не только отказался от схемы 4-3-1-2, но и навсегда оставил мысль загнать Гамшика в узкие рамки классического медзалы.
Из того матча можно сделать следующий вывод: для того чтобы нейтрализовать Гамшика, нужно также перекрыть кислород всем ключевым футболистам средней линии. В сборной Словакии это Патрик Грошовски и Юрай Куцка. Если же ресурсов для тотального прессинга недостаточно, я бы рекомендовал сосредоточиться на изоляции Грошовски или того, кто вместо него будет выполнять функции плеймейкера перед обороной.
Считается, что сборная Словакии играет по схеме 4-2-3-1, однако в интерпретации Яна Козака данный модуль крайне близок к 4-3-3 – в нем нет двух опорников и трех треквартист. При этом Юрай Куцка страхует реджисту, закрывая того от противника. В матче с валлийцами полузащитник «Милана» был очень старателен, но располагался недостаточно широко, и это привело к тому, что Грошовски не получал пространства для маневра. От Куцки требовалось уходить ближе к флангу, но из-за его суетливости и неверных перемещений в центре образовалась слишком большая плотность. В такой ситуации растерялся бы и более опытный распасовщик. В результате тренеру словаков даже пришлось выпустить на поле Ондрея Дуду, который по своим характеристикам близок к Грошовски. Есть вероятность, что в стартовом составе против сборной России выйдет именно футболист «Легии».
Гамшика же валлийцы и не пытались персонально опекать. Это было стратегически верно, хоть едва и не привело к тому, что Capitan Futuro (так итальянцы называют Марека применительно к национальной сборной) чуть не открыл счет на первых минутах. Марек – футболист огромного таланта. Если он встанет с нужной ноги, то никто не сможет его сдержать. Если же будет не его день, что случается крайне редко, он сам, без посторонней помощи, провалит матч. А вот маневрами его партнеров по средней линии вполне можно воспользоваться, что и сделали валлийцы. Наполеон во время битвы под Аустерлицем говорил своим маршалам: «Когда враг совершает ошибку, не надо ему мешать». Похоже, Ян Козак не совсем верно воспроизводит в своей команде модель Маурицио Сарри. Поэтому самым правильным в данной ситуации было бы не давать тренеру словаков повода задуматься о перекройке полузащиты.
sports.ru