Павел Зиновьев предлагает в ближайшее время не ждать от голландца чудес и объясняет почему.
Роббен превращается в ворчливого старика, которого все раздражает
Вы знаете этот тип людей. Это тот самый моралист, который прохладно реагирует на ваш рассказ о бурной вечеринке на грани фола и в конце осуждающе говорит: «Это неправильно. Я бы так делать не стал». Такие люди считают, что их взгляды на жизнь единственно верные, и любые отклонения от установленных ими же норм заслуживают порицания.
Назойливое брюзжание Арьена Роббена в последнее время выдает в нем человека, который безвозвратно теряет лидерские позиции в «Баварии» и не может с этим смириться. Не в силах исправить все сиюминутно, он начинает придираться к коллегам по совсем уже пустяковым поводам. Безобидный финт Дугласа Косты в сентябре взбудоражил сознание голландца настолько, что тот решил высказаться о трюке бразильца публично: «Считаю, что такие приемы нужно выполнять в цирке, а не на футбольном поле. Я голландец, а не бразилец, и не люблю таких вещей. Надо уважать своего соперника, особенно когда счет 3:0 в твою пользу».
Про «уважать соперника» от игрока «Баварии» слышать особенно забавно. Восемь пропущенных мячей в одном матче наносят психике мюнхенского противника куда больший вред, чем один эффектный обыгрыш в центре поля.
Коста пропустил мимо ушей замечание Роббена и заявил, что собирается и дальше устраивать импровизированные шоу на «Алльянц-Арене». Гвардиола дал на это добро.
Роббен в растерянности: он больше не самый крутой игрок «Баварии»
Само понятие «лучший игрок Баварии» за последний год-полтора благодаря Гвардиоле было постепенно выведено из мюнхенского лексикона. Вы вряд ли сейчас сходу назовете ту единственную фамилию, которая олицетворяла бы последние успехи рекордмайстера. Таких людей достаточно много, но выделить кого-то одного нельзя. Каждый довольствуется той ролью, которую ему отвел тренер, и не лезет в чужую зону ответственности. Незачем. Защитник, полузащитник, форвард – все они наводят порядок на своем клочке земли, и в результате мы видим клуб без слабых мест вообще. Теория малых дел в действии. Только не в масштабах целого мира, а в одной отдельной взятой футбольной команде.
Арьен – это футболист, которому непременно нужно быть на виду. Нужно, чтобы его замечали, играли на него, искали его передачей, ведь только он один знает, как лучше поступить в той или иной ситуации. Лучше для клуба, разумеется. Он совершенно не против попеть в хоре, но для него принципиально важно сделать два шага вперед из общей шеренги и встать на место солиста.
Голландец всю карьеру в Германии провел с четким убеждением: «если не я, то кто?» Кто спасет «Баварию» в критической ситуации? Кто совершит слаломный проход вдоль боковой линии, а потом сместится в центр и змеиным ударом забьет решающий мяч? Кто прогонит непутевого форварда и возьмет на себя его обязанности? И до недавнего времени все так и было; Роббен вызывался добровольцем и вытаскивал уже проигранные матчи, забивал победные голы и справедливо признавался лучшим. В сегодняшней «Баварии» героизм не в чести. Гвардиола учит другому: для того, чтобы добиваться результата здесь и сейчас, необязательно совершать подвиги, достаточно просто хорошо выполнять свою работу.
Существование в новой парадигме для Роббена неприемлемо еще и потому, что мировой звезде, разменявшей четвертый десяток, как-то не к лицу доказывать себе и остальным, что он лучше той молодежи, которая на данный момент сдвинула его в запас. Не для этого он так усердно работал на зачетку, чтобы сейчас не дать зачетке поработать на него. Вот если бы кто-нибудь поставил «уд.» автоматом...
Роббен нагнетает обстановку в коллективе
Вылечить Роббена от игрового эгоизма пытались многие тренеры. У кого-то это получалось (правда, ненадолго), кто-то терпел неудачу, а кое-кто, видя всю бесполезность предприятия, даже не решался пробовать. Гвардиола как раз из числа последних: «Я хороший тренер, но все же я не настолько хорош, чтобы изменить менталитет сформировавшегося мужчины». Пеп не стал лезть в голову к голландскому вингеру, а вместо этого приобрел игроков, которые ему подходят на 100 процентов и которые прислушиваются к тому, что он говорит. Острая роббенозависимость больше не актуальна. «Бавария» отлично справляется и без своей реактивной «десятки».
Но если испанский специалист давно махнул рукой на подобное поведение Роббена на поле, то одноклубники по-прежнему недоумевают, как можно быть таким индивидуалистом в командном виде спорта. После выездного матча против «Штутгарта», в котором нежелание голландца делиться с партнерами мячом было особенно вопиющим, нервы не выдержали у Роберта Левандовского, которого Роббен лишил как минимум двух забитых голов. Между игроками состоялся разговор на повышенных тонах. С тех пор, как сообщает Sport Bild, футболисты игнорируют друг друга в раздевалке.
На самом деле, три предыдущих пункта имеют одно короткое и логичное объяснение:
Время Арьена Роббена в «Баварии» подошло к концу
Потрясающий дебют после приезда из Мадрида, проигранный финал-2010, смазанный пенальти и уплывающая в руки ненавистных дортмундцев салатница, травмы, травмы, травмы, обидное поражение в домашнем финале главного турнира Европы и – как награда за все мучения – исторический требл с победным голом на «Уэмбли» в 2013-м. Отличная история, чтобы замучить ей своих внуков в старости, напоминая им, как хорош был их дед когда-то.
Роббен действительно вырос в выдающегося футболиста именно в Мюнхене. Это не тот случай, когда игрок попадает в нужное время в нужное место и насыщается всеми благами величия непобедимого клуба. В 2009 году перейти в «Баварию» могла только уж совсем отчаявшаяся звезда, не пригодившаяся грандам из других топ-чемпионатов. Роббен пришел в «Баварию» и перевернул всю игру.
«Красные» перестали интересоваться Лигой чемпионов, а всерьез начали претендовать на победу в этом турнире. Стало неприлично довольствоваться победой в локальных турнирах (бундеслига и кубок Германии), при отсутствии какого бы то ни было успеха в Европе. До 2009 года казалось, что попасть в шорт-лист претендентов на «Золотой мяч, играя за «Баварию», можно только в том случае, если все остальные лиги вдруг неожиданно закроются.
Роббен провел ту «Баварию» через все этапы становления от пронзительно-пустой и бессмысленной ностальгии по 70-м до официального звания лучшего клуба мира. «Ту «Баварию» – потому что сегодня это уже совсем другая команда. В нынешней команде все настолько (по-хорошему) роботизировано, что человеческий фактор перестает здесь играть определяющую роль. Ручная сборка? Ха, прошлый век. Мы просто выставляем параметры и нажимаем на кнопку, а умное железо штампует победы одну за другой. У Роббена в такой ситуации нет другого выхода, кроме как посторониться и дать дорогу техническому прогрессу.
То же самое придется сделать и Франку Рибери. «Бавария» эпохи Роббери со следующего сезона будет официально сдана в архив. Я бы на месте баварских боссов, прежде чем прощаться с частью своей истории, организовал по такому случаю мультимедийную шоу-выставку с лучшими работами этих двух замечательных мастеров. И, кажется, я даже знаю, какой шедевр должен украсить главный зал.
sports.ru