Руководство ЦСКА не раз заявляло, насколько финансово важно сыграть в группе ЛЧ. Наши коллеги с сайта Чемпионат.com высчитали точную цену победы над «Спортингом».
В ЦСКА никогда не скрывали, что вопрос участия в Лиге чемпионов для клуба - финансово жизненно важный. Естественно, речь идет именно о групповом этапе, где на кону очень большие деньги. «Армейцев» не содержит богатая госкомпания или не ограниченный в средствах олигарх, поэтому спортивные результаты в главном еврокубке - весомая часть бюджета. «С точки зрения финансов выход в групповой этап Лиги чемпионов очень важен, нет смысла лукавить. Очевидно, что существенная часть бюджета ЦСКА пополняется за счет групповой стадии Лиги чемпионов», - констатировал Роман Бабаев после первого матча со «Спортингом». Мы решили посчитать, какая именно сумма на кону, тем более что порядок расчета призовых и в Лиге чемпионов, и в Лиге Европы, куда в случае неудачи попадут красно-синие, в этом сезоне изменился.
Попадание в групповой этап
Лига чемпионов: 12 млн
Лига Европы: 2,4 млн
Самый солидный бонус ждет «армейцев» в случае уже только самого факта выхода в групповой этап. Обыграв «Спортинг», ЦСКА пополнит бюджет на 12 млн евро - многие российские клубы сами столько зарабатывают за целый сезон. С этого года бонус за участие в группе увеличился почти на 50% - раньше он составлял 8,6 млн. Вылет в Лигу Европы обернется потерей не менее 10 млн. Во втором турнире тоже стали платить чуть больше, но все равно - намного меньше, чем в ЛЧ.
Очки на групповом этапе
Лига чемпионов: победа - 1,5 млн, ничья - 500 тыс.
Лига Европы: победа - 360 тыс., ничья - 120 тыс.
9 миллионов «разыгрывается» непосредственно в матчах группового турнира. Победа «подорожала» с миллиона до полутора, а вот цена ничьей не изменилась. Понятно, что, будучи посеянными в случае успеха в третьей корзине, «армейцы» вряд ли смогут победить во всех матчах. Но даже две победы - уже хорошее подспорье для бюджета. Один успех в группе ЛЧ стоит почти как шесть побед в группе ЛЕ. И здесь экономическая разница для ЦСКА тоже получается колоссальная - только побеждай. Понятно, что в Лиге чемпионов сделать это и труднее.
Выход в плей-офф
Лига чемпионов: 5,5 млн
Лига Европы: 500 тыс. для 1-го места в группе, 250 тыс. для 2-го, 500 тыс. - за участие в 1/16 финала
Если ЦСКА избежит «группы смерти» и сумеет не просто побороться, как в прошлом году, но и пробиться в плей-офф Лиги чемпионов, это принесет в кассу клуба еще не менее 5,5 млн, которые полагаются каждому участнику 1/8 финала турнира. В Лиге Европы структура другая: участник первого раунда плей-офф зарабатывает в 10 раз меньше, всего 500 тыс. Но еще столько же полагается победителю группы, а второй команде - 250 тыс. Таким образом, стоимость выхода в плей-офф - 750 тыс. или 1 миллион евро.
Маркетинговый пул
Лига чемпионов: не менее 4,5 млн
Лига Европы: не менее 1,5 млн
Помимо фиксированных призовых за спортивные результаты каждый участник группового этапа еврокубков получает свою долю в так называемом маркетинговом пуле. Он в этом сезоне составляет 482,9 в ЛЧ и 152,4 в ЛЕ. Здесь у каждой страны есть свой своего рода коэффициент на основе ее популярности, успешности, привлекательности для ТВ-аудитории. Долю в маркетинговом пуле, если быть совсем точным, имеет именно федерация, а не клуб. А вот дальше полагающиеся России средства делятся между участниками турнира. Критерия два - место в чемпионате и количество проведенных матчей. То есть в случае если «Зенит» и ЦСКА проведут равное число матчей в Лиге чемпионов, питерцы заработают несколько больше как чемпионы страны. Но в любом случае это будет сумма не менее 4,5 млн.
К примеру, в позапрошлом сезоне «Зенит» как вице-чемпион получил из маркетингового пула 4,7 млн, а ЦСКА как чемпион - 5,5 млн. Сейчас они поменялись ролями, но и размер пула вырос. Так что в случае выхода из группы «армейцы» и вовсе получат сопоставимые с бонусом за выход в плей-офф деньги. В Лиге Европы все куда скромнее - в группе можно получить не менее 1,5 млн. Правда, можно пройти достаточно далеко, и тогда сумма маркетинговых отчислений увеличится - сначала на 200, потом на 350 тыс. и с каждой новой стадией - еще больше. Но если взять за пример сезон-2013/14 (за 2014/15 УЕФА данные пока не обнародовал), то даже победитель Лиги Европы «Севилья» тогда заработала «всего» 14 млн. И хотя и призовые, и маркетинговые за два года выросли, принцип не изменился - клуб, выигравший Лигу Европы, заработает разве что чуть-чуть больше простого участника группового турнира Лиги чемпионов. Так что цена победы над «Спортингом» для ЦСКА - не меньше 12 млн разницы между минимальными заработками в двух таких разных еврокубках.
Итого
Лига чемпионов: минимум - 16 млн, максимум - 31 млн
Лига Европы: минимум - 4 млн, максимум - 7 млн.
Чемпионат.com