Каждый комментатор - индивидуальность. Но можно выделить типажи. Чаще всего комментатор совмещает в себе несколько таких психотипов.
Репортер
Действует по принципу «что вижу - то пою». Четко работает по событиям, комментирует картинку, добросовестно перечисляет всех игроков с мячом. Комментируя «Барселону» или «Баварию», с пути не сбивается и четко выговаривает фамилию Швайнштайгер даже на пятой минуте одной атаки. Во время повторов весьма активен, но в дебри тактики и техники старается не залезать. Авторские отступления практически отсутствует, собственное мнение высказывает чаще всего осторожно. Лучше всего себя чувствует на матчах английского чемпионата.
Эмо
Он же «латинос». Берет децибелами, голос тренирует, используя методику индийских йогов. Легко разбивает хрустальную вазу, взяв ноту «ля». Кричать «гол» начинает за пять секунд до собственно взятия ворот, иногда промахивается, но не унывает. Попадая на скучный матч, откровенно теряется, либо (если позволяет характер) переключается на режим «Судья» или «Соня». Однако в любой момент может вспомнить о своем истинном предназначении и закричать так, что в соседней комнате гарантированы три инфаркта.
Специалист
Обладает (как он сам считает) энциклопедическими знаниями в области футбола. Специалисты делятся на «теоретиков» и «практиков». Последние обычно сами играли в футбол на профессиональном или полупрофессиональном уровне, поэтому уделяют большое внимание разбору технико-тактических действий. Специалист-практик легко объяснит зрителю, почему нога у футболиста после удара пошла вверх, хотя должна была идти за пивом. Теоретик дополнит наблюдение каким-нибудь случаем из его собственной футбольной практики (любительской) или обратится к накопленной футбольной мудрости поколений. Специалисты очень любят прогнозировать исход эпизода до его начала, а когда попадают в цель, то считают репортаж удавшимся. На критику в свой адрес реагируют крайне болезненно.
Конферансье
Остряк-самоучка с амбициями главного режиссера областного театра драмы. Репортаж о матче превращает в бенефис, собирая весь сарказм и юмор, отпущенный ему богом. Удачные шутки богато перемежает бородатыми, так как не всегда в ладах с чувством меры. За 90 минут успевает состряпать каламбур из имен всех игроков на поле и в запасе. Самолюбование - на высоком уровне, самоирония - по-разному. Хороший конферансье иногда все же помнит, что на поле тоже что-то происходит, плохой забывает об этом решительно. Собственный репортаж пересматривает несколько раз, предлагая окружающим насладиться особенно удачной шуткой.
Актер
Живет в вымышленном окружении, где мир - театр, а люди в нем актеры. Футбол воспринимает с романтической точки зрения, зрителя пытается привлечь поистине шекспировскими страстями. Голосом играет так, что матч одновременно комментируют Отелло, Дездемона, Яго и Николай Петрович Старостин. Временами переигрывает и превращается в Эмо или Болельщика. Иногда забывает, что работает на телевидении, а не на радио, применяя метод художественного вымысла. Имеет не слишком большую, но преданную группу поклонников своего таланта.
Судья
Живет оценочными суждениями. С первых минут матча начинает читать приговор, и горе игроку, попавшему в какой-то момент под горячую руку Судьи. Отличается предельной категоричностью, активно использует такие ярлыки, как «катастрофически», «ужасающе», «бездарно» и «чудовищно». Приговор Судьи обычно обжалованию не подлежит. При этом, в зависимости от настроения, вполне может изменить мнение на противоположное и не заметить этого. Оказавшись в неудобном положении (подсудимый неожиданно забил гол), не тушуется и мгновенно находит новую жертву. Особенно востребован в аналитических и разговорных программах.
Болельщик
Ведет репортаж из окопа, четко разделяя команды на «наших» и «не наших». Соринку видит прекрасно, бревна не замечает, твердо гнет свою патриотическую линию. Способен на «милость к павшим», но только при счете 4:0 в пользу своей команды. Спорных ситуаций для Болельщика не существует, оценка очевидных зависит от культурного уровня и степени заведенности. В случае неудачного исхода впадает в транс, при хорошем результате либо мило-обходителен, либо агрессивно-возбужден.
Тролль
Не слишком пока востребованный типаж, который, однако, имеет гигантскую перспективу. Тролль использует события матча для чего - правильно, для троллинга. Издевается над игроками, тренерами и судьями, юродствует, дурачится, разжигает. На центральное телевидение пока хода не имеет, зато в Интернете всячески предрекает «наступление новой эры и новых форм». Ко всем прочим типажам относится снисходительно, а то и враждебно.
Статистик
Обкладывает себя со всех сторон кипой бумажек и фолиантов, в которых содержатся статистические данные от сотворения мира. Умело проводит себя по этим «морям», каждый раз находя нужный и важный (по его мнению) факт, который необходимо донести до зрителя. Уверен, что ничего важнее статистики не существует, поэтому каждый момент игры воспринимает как повод. Намеренно громко шуршит в эфире своей картотекой, чтобы зритель не отвлекался и был готов принимать новый факт, как азербайджанский плов - топленое масло. Потеряв хотя бы одну из 100 500 бумажек, впадает в панику.
Сочинитель
Обладает настолько развитым воображением, что сценарий любого матча пишет еще до его начала. После того твердо придерживается генеральной линии, отступая от нее только по мелочам. Заранее знает, что произойдет на поле в каждом конкретном эпизоде. Постоянно оперирует выражениями «А я говорил», «Я предупреждал», «Ну мы же с вами так и предполагали». Если непослушные «актеры» начинают играть «отсебятину», Сочинитель изволит гневаться и постепенно превращается в Судью.
Соня
Дает зрителям «послушать стадион» и вообще не перегружает лишней информацией. Комментирует спокойно, размеренно, ничему не удивляясь и не реагируя на внешние раздражители. При этом может отличаться редким для комментатора здравомыслием и тактом. Однако существует опасность, что Соня действительно уснет прямо по ходу «чаепития», и тогда некоторое время зритель будет наблюдать за трансляцией без комментария. Мечта болельщиков, настаивающих на введении опции «матч с интершумом».
Пьяница
Не вполне типаж, скорее - состояние. Комментируя матч в нетрезвом виде, комментатор раскрывает «чакры» и может реализовать тайные фантазии. Скажем, Репортер может стать Судьей, а Конферансье - Сочинителем. При этом два самых доступных для Пьяницы типажа - это Тролль и Соня. Вступление в ряды первых легко может закончиться увольнением, второй вариант почти безопасен, если Пьяница, конечно, не начинает храпеть в прямом эфире.
P.S: Автор сам себя относит к типажу «Глумарь». Кто прочитал - тот молодец.
Чемпионат.com