Незадолго до товарищеского матча между Казахстаном и Буркина-Фасо корреспондент Vesti.kz встретился с известным рефери из Узбекистана Равшаном Ирматовым и узнал о его заветной мечте на ближайшие годы.
- Это мой второй приезд в Казахстан. Ранее я обслуживал матч сборных Казахстана и Омана в Астане. В Алматы мне впервые доведется поработать. У судей насыщенный график, обслуживаем много игр в Азии и у себя в стране. Часто ездим на семинары и обучения. Хорошо, что появилась возможность приехать в Казахстан. Как-никак братские народы. Быть здесь всегда приятно, потому что у меня много друзей, и встретиться с ними очень приятно, - рассказал Равшан Ирматов.
- Товарищеские матчи судить легче?
- Судьи не должны разделять игры на контрольные и официальные. Ко всем матчам подход должен быть одинаковым, ответственным и профессиональным. Я лично готовлюсь таким образом, поскольку если соответственно не подготовиться, то игра может оказаться роковой. Много видел подобных примеров, когда арбитры недооценивали игру, и она оборачивалась для них проблемой. Стараюсь не повторять ошибки своих коллег.
- Как говорится, совершенству нет предела.
- Конечно. Постоянно следует над собой работать. Вы сами видите, футбол становится быстрее, мобильнее, и судье требуется идти в ногу со временем. Если успокоится, то не сможет конкурировать с ведущими арбитрами мира.
- Известно, что определенные советы Вы получали от своего отца, который также был рефери. И все же, кто из европейских судей был для Вас примером для подражания?
- Вы знаете, узбекская судейская школа всегда была сильной. Наши, так скажем, корифеи очень серьезно относились к своей работе. И мы у них многое почерпнули. Когда вышли на международный уровень, работали уже с инструкторами из Европы. Появилась возможность посещать различные семинары и повышать свой уровень. В 2003 году я стал рефери ФИФА. А годом ранее Коллина обслуживал финал чемпионата мира-2002. И я смотрел за его работой, как управлял игрой. На поле он был настоящим менеджером, несмотря на то что играли 22 звезды, у каждого из которых разные характеры. Коллина умело ими управлял. Создал на поле такую атмосферу, что футболисты его уважали. Этим он только увлекательнее сделал футбол, придал зрелищности. Учился у него, а также брал что-то новое у других арбитров. Считаю, человек обязан всегда учиться. И по сей день продолжаю учиться и не считаю себя всезнающим арбитром. Стремлюсь почерпнуть что-то новое. И неважно, у молодого судьи или более опытного товарища.
- Помнится, даже при неверном решении игроки не особо спорили с Коллиной, так как с особым уважением к нему относились.
- Не ошибается только Всевышний. Остальные допускают просчеты. Глаза судьи не могут конкурировать с 50 камерами на ЧМ и, конечно, эти камеры уловят каждую деталь. А у нас есть одна возможность увидеть, за секунду проанализировать и вынести правильное решение. И при этом мы находимся в таком состоянии, что наш пульс во время бега доходит до двухсот ударов в минуту. Если у футболистов есть возможность остановиться и передохнуть, то у нас такой возможности нет. Мы постоянно должны быть рядом с мячом. Поэтому если судья ошибается, он должен быть последователен в своих решениях, тогда футболисты отнесутся с пониманием и будут убеждены, что свою работу он делает правильно. И тогда не возникнет никаких вопросов. Поскольку есть доверие, что этот рефери объективен и злого умысла не преследует.
- Ваше отношение к нововведениям в футболе, в частности о возможном введении видеоповторов в спорных ситуациях?
- Футбол - спорт номер один в мире. Его не миллионы, а миллиарды людей любят. Сомневаюсь, что футбол сохранит зрелищность, если как в хоккее станут останавливать игру и две минуты тратить на видеоповторы. Футбол состоит из ошибок, как со стороны тренеров, так и со стороны футболистов, судей. Ошибаются даже с выбором тактики, состава и замен. Просчеты допускают и такие футболисты, как Месси, Роналду. Судьи тоже не застрахованы от оплошности. От человеческого фактора не уйти. Когда в игре происходит 40 нарушений, судья способен в двух-трех случаях трактовать фол иначе. И это нормально при динамичности игры или закрытии ему обзора. Мяч на 50 метров летит за две секунды, а судья это расстояние покрывает за шесть-семь. Как следствие, иногда оказывается вдали от игрового эпизода. Заметьте, футбол стал настолько скоростным, что бегающие глаза арбитра должны уловить всевозможные контакты игроков. К его работе следует с пониманием отнестись. Все, кто причастен к футболу, должны уважать труд каждого.
- Особенно тяжело приходится с симулянтами. Кстати, на Ваш взгляд, кому из футболистов удается успешно симулировать на сегодняшний день?
- Воздержусь от конкретных имен. Но они есть. Тем не менее судья не должен вбивать себе в голову, что именно этот футболист является симулянтом. Потому что в следующей игре против него могут нарушить правила, а судья подумает, что он симулирует, остановит игру и вынесет ему за это предупреждение, а на самом деле окажется, что был пенальти. Бывали такие случаи. Момент моменту рознь. Судья должен быть бдительным и готовым к неожиданным поворотам. Необходима ежесекундная концентрация.
- Наверняка, испытали незабываемые ощущения во время матча открытия ЧМ-2010 ЮАР - Мексика...
- Вы об этом сейчас сказали, и у меня сразу всплыли воспоминания. В этот проект мы попали в начале 2007 года. Готовились, работали. Не думаю, что это назначение было случайное, как это посчитала мировая общественность. Это был результат нашей плодотворной и тяжелой работы. Хотя на нас оказывали давление, смотрели свысока, с недоверием и говорили, почему именно с Узбекистана, когда есть судьи из Италии, Германии и так далее. А что, рефери из нашей страны недостойны обслуживать игры такого ранга? Мы сделали все, чтобы люди поменяли свое мнение. У каждого спортсмена есть свой девиз. Посмотрите, на наших предков. В каких-то отраслях они ведь были лучшими в мире, когда не было инновационных технологий. Почему наше поколение на это неспособно? Мы такие же люди и можем все делать не хуже остальных.
- Перед игрой Вас часто напутствовали: ну, давай Равшан, покажи себя?!
- Бывало, что подбадривали. Судьи, как и футболисты, также должны ощущать поддержку. Когда она есть, появляется уверенность, и впоследствии работа проходит с блеском.
- Болельщики, ветераны, специалисты в перерыве матчей часто обсуждают перипетии первого тайма. Вы с коллегами делитесь впечатлениями в судейской комнате?
- Я был эмоциональным футболистом. Старался быть объективным. Футбол - это праздник, он принадлежит болельщикам. И арбитру требуется отработать матч таким образом, чтобы зрители получили зрелище. Он должен придать игре пульс, предоставить возможность футболистам играть. Стараюсь, чтобы от футбола получили визуальное и моральное удовлетворение.
- Выходит Вы, как в английском футболе, предоставляете возможность командам бороться, а не свистеть при любом контакте, как это часто бывает в испанском чемпионате?
- Судья должен чувствовать игру. Если она напряженная и рискует перерасти в массовые конфронтации, рефери необходимо ее придержать. А если присутствуют принципы Fair Play, то можно игрокам дать шанс побороться, пусть играют. Да, английский футбол мне симпатичен своей привлекательностью. И что хорошо, там футболисты всегда с уважением относятся друг к другу. После любого нарушения обязательно извинятся и похлопают по плечу. Это не может не радовать. В футбол играют не враги. Как сказал Пеле, футбол - красивая игра, и эту красоту нельзя терять и превращать в агрессивность или скандал. Конечно, все это должен контролировать судья.
- Путем предупреждений часто ли удается потушить страсти на поле или же больший эффект можно получить от общения с капитанами команд, которые, в свою очередь, успокоят одноклубников?
- Если игрок вышел играть в футбол, рефери предоставит ему такую возможность. Если он вышел на игру с агрессивными намерениями, например, травмировать соперника, то судья должен это с первых минут прочувствовать и остановить. К сожалению, подобное и сегодня случается в футболе. Но я незамедлительно удаляю такого игрока, поскольку футбол для меня искусство. В моих матчах это случается редко, но случается.
- Как относитесь к критике в свой адрес?
- Я самокритичный человек. Редко бывает, чтобы от своей работы получал стопроцентное удовлетворение. Постоянно собой недоволен, корю себя за тот или иной эпизод, анализирую. К конструктивной критике отношусь адекватно. И благодарен за это людям. Ведь если человек не критикует, значит он равнодушен к твоей работе и не заинтересован в твоем росте. А если указывает на ошибки, значит он тебе друг. Это мое мнение. Друг всегда скажет правду, какой бы горькой она ни была.
- После чемпионата мира Вы стали популярным человеком.
- Я к этому отношусь спокойно. Не считаю себя звездой. Просто делаю свою работу, подхожу к ней со стопроцентной отдачей. Может быть поэтому были хорошие результаты. Когда люди подходят за автографами, никогда не отказываю. Поскольку они всегда болели за меня и следили за моей работой. В Узбекистане меня тепло встречают, общаемся с людьми, рассказываю им обо всем, делюсь эмоциями. Это интересно и приятно. Однако встречал и высокомерных людей. Одно могу сказать, у меня нет звездной болезни. Я для всех открыт и буду только рад общению.
- В Алматы к Вам уже подходили за автографами?
- Не только в Алматы, но и во всем мире узнают. Недавно был в Японии, дорогу переходили через подземный переход, и один человек шел за мной по пятам. Думаю, что он ходит позади и постоянно смотрит. Через некоторое время подошел, поинтересовался у меня, являюсь ли я судьей из Узбекистана. И на этой ноте у нас состоялась теплая беседа. Потом сфотографировались. Надо же, заметил меня в темном переходе. Такое дружелюбное отношение всегда приятно ощущать. И в Лондоне в метро один подросток постоянно к нам приглядывался, хотя мы были в гражданской одежде, без всяких логотипов и надписей, тоже подошел, узнал во мне арбитра. Это лишний раз говорит о том, что футбол объединяет миллионы людей.
- В Узбекистане огромное внимание уделяется детскому футболу, национальная сборная всегда на виду, но ей совсем немного не хватает для попадания в финальную часть ЧМ. Когда же она завоюет заветную путевку?
- У нас футбол на таком высоком уровне, поскольку Президент страны его курирует и вносит необходимые указы с поправками. И за последние годы было сделано немало для развития детско-юношеского футбола. Во всех областях открыты футбольные академии, и хорошо развита инфраструктура. Все мы хотим, чтобы наша сборная пробилась на чемпионат мира, но как Вы правильно заметили, ей чуточку не хватает везения. У нас опытный тренер, легенда узбекского футбола Мирджалол Касымов. Верю, что ему по силам вывести национальную команду в финальную часть чемпионата мира, который пройдет в России в 2018 году. Наша 30-миллионная страна об этом мечтает. Полагаю, нам рано или поздно должно повезти. В футболе везение играет немаловажную роль. Три предыдущих цикла нам не везло - 2006, 2010 и 2014. Выходили в плей-офф и проигрывали. Всевышний это видит, и надеемся, услышит наши молитвы.
- Потолок зарплат необходим в футболе?
- Я не могу говорить, должен он быть или нет. Знаю одно, многое зависит от человека. Пусть получает большую зарплату, если в душе он профессионал, никогда не испортится, так как знает основные приоритеты - что можно, а что нет. То есть тренировка, матчи, восстановление. Это карьера. Ночные клубы и другие развлекательные заведения должны быть для него закрыты. Потому что он спортсмен. Если есть это в сознании, ему ничего не грозит. Ну и многое зависит от элементарного воспитания.
- У Вас есть хобби?
- У меня настолько насыщенный график, что на него не остается времени. Тем временем все свободное время стараюсь посвящать семье. Мы люди восточные, обязаны дать хорошее воспитание своим детям. Это фундамент. Это мое отцовское обязательство. Иногда даже друзья обижаются, что не могу уделить им время. Но все же они с пониманием относятся к моей работе.
- Кто лучше: Роналду или Месси?
- Всегда болею за красивый футбол. Они оба классные футболисты, с восхищением смотрю на их игру. И мне трудно определить, кто из них лучший. Но они лучшие игроки на сегодняшний день.
- Есть у Вас мечта?
- Да. Хочется представить свою родину на чемпионате мира-2018 в России. У меня много друзей в Казахстане, Узбекистане и во многих других странах. Хочу, чтобы они с помощью меня прочувствовали этот мундиаль, переживали и поддержали, испытали непередаваемые эмоции. Для этого я много работаю, готовлюсь. Сконцентрирован в этом направлении.
- О чем сожалеете больше всего?
- Что не смог стать футболистом из-за травмы. Те годы получились тяжелыми для меня. Однако это сожаление подвигло меня стать арбитром и ощутить новые эмоции на чемпионате мира. Всевышний все видит. Если у вас чистая душа и искренние намерения, Всевышний вам укажет дорогу.
Vesti.kz