Почти одновременно на африканском и азиатском континентах проходят свои чемпионаты. В большом футбольном марафоне суммарно задействовано 32 сборные, следить за которыми будет половина населения Земли. Однако есть несколько проблем, мешающих получать удовольствие от турниров.
Причина первая: медицинская
Одной из самых обсуждаемых тем ушедшего года стала таинственная болезнь - лихорадка Эбола, которая стала главным медицинским страхом после ушедшего в информационную тень птичьего гриппа. Очаг эпидемии вспыхнул в сердце Африки и, по сообщениям прессы, продолжает распространяться по миру. И пока ученые ищут для нее вакцину, а волонтеры-добровольцы помогают в уже зараженных районах, вирус Эбола безжалостно вносит коррективы во все сферы жизни. В том числе и в футбол.
Кубок африканских наций-2015 должен был пройти в Марокко. Однако власти североафриканской страны из-за риска распространения лихорадки приняли смелое решение - отказаться от проведения турнира за три месяца до его начала. В Марокко понимали, что это неминуемо обернется дисквалификацией национальной команды. Но благополучие нации разумно было поставлено выше футбола. В свое время марокканцы приложили немало усилий, чтобы закрыть свои границы от незаконных проникновений из беднейших и опаснейших стран континента. Неконтролируемые полчища мигрантов это не только криминал, наркотики, а теперь еще и риск вируса Эбола. Поскольку Марокко имеет тесный контакт с Европой, ее заражение могло обернуться мировой катастрофой. Так что решение избавить страну от нагрузки сотен тысяч туристов было верным. К тому же свой супертурнир Марокко все же получило - здесь проходил недавний чемпионат мира среди клубов.
Стать экстренной заменой хозяина согласилась Экваториальная Гвинея. Не самый лучший вариант, зато здесь еще не было зафиксировано ни одного случая заражения лихорадкой. Но это не снимает с проведения КАН-2015 высокий риск. Боязнь за здоровье зрителей и участников и повышенные меры контроля неизбежно повлияют на эмоции от проведения турнира в худшую сторону.
Причина вторая: политическая
Тут все просто и сложно одновременно. Во все времена Африка - это бурлящий котел военных, этнических, ресурсных, земельных и каких угодно конфликтов. Диктаторские режимы и политические перевороты здесь такое же обычное дело, как сезон дождей.
Кубок может стать катализатором для очередного радикала с автоматом наперевес. Загруженность полиции, стихийные собрания людей в одном месте, траур от поражения любимой сборной или эйфория от победы - когда дело касается такого неуравновешенного региона, что угодно, даже самая невероятная вещь, способно выступить искрой, от которой на политической карте Черного континента разгорится еще один пожар.
Азию в этом плане тоже нельзя назвать спокойным местом. Тревожные вести о возросшей в последнее время активности исламских сепаратистов заставили напрячься не одно австралийское подразделение органов порядка. А факт того, что 10 из 16 участников представляют арабский мир, только добавляет головной боли. Да и за остальную шестерку тоже есть поводы поволноваться. Например, в соседних группах на турнире играют два брата-врага Южная и Северная Кореи. Если волей календаря они сойдутся в очной встречи, то будет жарко. Впрочем, на данный момент северокорейская команда не набрала ни одного очка и почти наверняка вылетит из соревнований.
Причина третья: спортивная
«Пока я тренер, «Бордо» будет привлекать меньше африканских футболистов», - сказал недавно Вилли Саньоль, вызвав этим заявлением бурю обвинений в расизме. Хотя, по сути, он абсолютно прав. Любой европейский наставник знает, какая это головная боль - добровольно расставаться со своими игроками в разгар сезона. Во Франции, где в каждой команде есть по десятку африканских эмигрантов (просто у половины из них первым заявлен французский паспорт), об этом знают лучше всего. Например, «Марсель», борющийся за чемпионство, потерял своего лучшего защитника Нкулу и форварда Андре Айю, а тот же «Бордо» решился почти всей скамейки запасных. В Англии сильно пострадал «Манчестер Сити», которому придется целый месяц обходиться без Яя Туре и отложить дебют своего новичка Вилфреда Бони.
На Кубке Азии играет гораздо меньше представителей Европы, но и здесь не обошлось без недовольства. Больше всего гневных писем приходит в Австралию из Милана, где оба городских гранда отправили своих лидеров на нужды сборной Японии. Красно-черные обескровили атаку отъездом Кейсуке Хонды, а черно-синие остались без своего резвого талисмана Юто Нагамото.
Помимо того, что клубы вынуждены жить без ведущих игроков, они также рискуют получить их назад травмированными или просто сильно уставшими. Споры по этому вопросу между европейскими клубами и африканским и азиатским кубками идут уже долго, но никогда не разрешаться. Потому что играть летом африканцы и азиаты не хотят. Во-первых, слишком жарко. Во-вторых, высокая конкуренция за аудиторию со стороны ЕВРО и Кубка Южной Америки. А в-третьих, игроки летом предпочитают отдыхать после напряженного клубного сезона.
Причина четвертая: организационная
Касается по большей части только Африки. Согласившись на проведение турнира, Экваториальная Гвинея сильно помогла Африканской федерации футбола, поэтому та закрыла глаза на ряд проблем страны-хозяйки. В плане инфраструктуры гвинейцы хромают на обе ноги: не в порядке и транспорт, и телетрансляции, и гостиницы, и самый главный пункт - стадионы. Два года назад Гвинея уже принимала КАН, и многое с тех времен пригодится ей сейчас. Но тогда она выступала в паре с Габоном, а в этот раз придется действовать самостоятельно. И получается пока не очень. Так, из четырех арен только одна вмещает 40 000 зрителей. Еще две всего 15 000, а последняя - смешные 5 000 зрителей. Как в таких условиях наслаждаться праздником континентального первенства - загадка. Единственная надежда на искрометный футбол и массу неожиданностей, которые сделают бытовые проблемы менее заметными.
Причина пятая: статусная
Как вы поняли, КАН уступает Кубку Азии по организации и безопасности, но при этом значительно выигрывает по «звездности» участников. В Африку приедет целый десант знаменитостей: от Яя Туре и Жервиньо до Обамеянга и Сейду Кейта. Почти у каждого участника в составе есть своя собственная суперзвезда из европейского топ-клуба, а у некоторых (как в случае с Кот-Д’Ивуаром) - целая команда. Это помогает хоть как-то скрашивать ворох минусов.
Азиаты похвастаться таким наполнением не могут. Подавляющее большинство коллективов состоит из игроков местных чемпионатов, чьи фамилии не скажут рядовому европейскому болельщику абсолютно ничего. Фактически, похвастаться известными кадрами могут только три сборных - Австралия, Южная Корея, Япония. Но и у них знаменитости лишь дополняют малоизученную группу футболистов.
С учетом этого неудивительно, что во время группового турнира на трибунах австралийских стадионов часто можно было видеть зияющие пустоты. А в Европе многие страны просто отказались освещать турнир, который точно не даст приличных рейтингов. И как бы ни старались журналисты, ища поводы смотреть Кубки Азии и Африки, интерес они вызывают только у любителей экзотики.
footballhd.ru