Руководство мадридского «Реала» выразило готовность продать название домашнего стадиона щедрым спонсорам, что вызвало резкую критику со стороны болельщиков. «Газета.Ru» вспоминает аналогичные коммерческие решения европейских футбольных клубов.
«Реал»
Домашняя арена 10-кратных победителей Лиги чемпионов носит имя легендарного президента «Реала» Сантьяго Бернабеу, при котором клуб выиграл шесть Кубков европейских чемпионов и стал флагманом мирового футбола.
Само собой разумеется, что болельщики, чтущие богатые традиции «королевского клуба» жестко выступают против переименования. Возможно, поэтому нынешний президент «бланкос» Флорентино Перес готов пойти на компромисс и сохранить половину названия, оставив только фамилию Бернабеу.
«Наш стадион будет называться IPIK Bernabeu, или же как захотят партнеры. Возможно, Cepsa Bernabeu», - цитирует Переса испанская пресса.
Любопытно, что раньше выкупить часть легендарного уже названия пытались такие гиганты, как Coca-Cola, Microsoft и «Абу-Даби», но тогда фанатам удалось отстоять свои права. Кстати, многим кажется, что оставлять только фамилию Бернабеу и прибавлять к нему название какой-либо корпорации еще циничней, чем просто поменять имя полностью.
«Манчестер Сити»
В 2011 году аналогичную сделку провернуло руководство «Манчестер Сити», переименовавшее родной стадион из «Сити оф Манчестер» в«Этихад». Авиакомпания из Объединенных Арабских Эмиратов, к недовольству болельщиков, выкупила название за значительную сумму, став титульным спонсором «горожан» на 10 лет вперед.
Боссам «Сити» пришлось делиться с городом: МС лишь арендует арену у Манчестера, и поэтому власти города вряд ли ставили палки в колеса этой сделке. Многих удивило решение более чем обеспеченных «горожан»пойти на такой шаг, но продажа названия позволила клубу удержаться в рамках финансового фэйр-плей.
С апреля 2014 года не утихают разговоры о том, что и другой манчестерский клуб - «Юнайтед» -также продаст название своей арены. За рекордную сумму в £800млн выкупить имя легендарного стадиона «Олд Траффорд» готова компания Nike, уже много лет являющаяся техническим спонсором МЮ.
Разумеется, намерение руководства немедленно вызвало бурю негодования в стане фанатов «дьяволов», которые, кажется, больше всего на свете не хотят походить на «Манчестер Сити».
Скандал с переименованием пришелся на тяжелые для «Манчестер Юнайтед» времена и вкупе с турнирными неудачами привел к очередному витку войны между болельщиками и владеющей клубом американской семьей Глейзеров.
«Ливерпуль»
А вот куда более скромный в финансовом плане «Ливерпуль» не захотел переименовывать стадион. По мнению болельщиков, с чем согласилось и руководство «красных», как только перестанет существовать «Энфилд», исчезнет и сам «Ливерпуль».
Кстати, в свое время болельщики московского «Локомотива» также не допустили перемены названия стадиона «Локомотив» в«РЖД-Арену», кажется впервые в истории богатых взаимоотношений убедив в чем-то Ольгу Смородскую.
«Ньюкасл»
С английским «Ньюкаслом» произошла еще более интересная история: под давлением фанатов «сороки» вернули историческое название городской арене, заодно восстановив и свое реноме.
В 2009 году боссы клуба приняли непопулярное решение и переименовали стадион в «Спортс Директ Арену» в честь компании Sports Direct, принадлежащей владельцу клуба Майку Эшли. Распечатав сотни писем от разгневанных жителей Ньюкасла-апон-Тайн, Эшли пришлось поумерить свои аппетиты и не только восстановить название «Сент-Джеймс Парк»,но и удалить всякое напоминание о своей фирме с территории арены.
«Зенит»
Практика продажи названий стадионов сейчас невероятно распространена. Однако фанаты гораздо спокойнее относятся к коммерческим названиям, если спонсорские имена получают новые арены. За примерами далеко ходить не надо: совсем недавно у «Спартака» в Москве появилась «Открытие Арена» в честь банка «Открытие», в Лондоне у «Арсенала» есть«Эмирейтс», в Мюнхене у «Баварии» - «Альянц Арена», и таких примеров множество.
Впрочем иногда на название могут повлиять не любовь к спонсорским вложениям или почтение к традициям, а политика. Так, небезызвестный депутат Виталий Милонов в мае нынешнего года выступил с предложением присвоить строящемуся стадиону «Зенита» имя …«Путин Арена».
Руководство «Газпрома» к инициативе одиозного политика отнеслось благосклонно, но все же предпочло оставить изначальное название «Газпром Арена». Нужно сказать, что и это имя не вызывает восторга у населения Санкт-Петербурга, которое предпочитает варианты «Крестовский» или просто «Зенит Арена».
Впрочем, окончательного решения по названию еще не принято, и пока что сохраняется рабочее - «футбольный стадион в западной части Крестовского острова».