Европейские клубы берут на вооружение практику компенсаций фанатам после провальных матчей и громких продаж. Свежий пример – «Сандерленд».
«САНДЕРЛЕНД»: РАСПЛАТА ЗА 0:8
«Сандерленд» в этом сезоне смог порадовать болельщиков всего одной победой. Зато разочарований хватает. Но даже на фоне серии ничьих и поражений матч с «Саутгемптоном» запомнится фанатам «черных котов» надолго. 0:8 – самое сокрушительное фиаско в истории клуба. В матче со «святыми» «Сандерленд» творил что-то невообразимое: и сам себе забивал, и детские ошибки допускал – не получалось ровным счетом ничего. Позор команды вживую увидели 2600 болельщиков, проделавших долгий путь в 400 км.
Первым с предложением возместить этим убитым горем героям расходы выступил доставший из сетки своих ворот 8 мячей голкипер Вито Манноне. Сразу после матча он заявил, что поговорит с игроками о том, чтобы из своих средств компенсировать траты. Затем инициативу поддержало и руководство «Сандерленда», принявшее решение выплатить болельщикам по 24 фунта (1580 руб.) за билеты на гостевую трибуну. Нужно отметить, что номинальная их стоимость – 34,10 часть из которых «черные коты» уже субсидировали в рамках кампании по поддержке выездных болельщиков. Правда, в акции этой больше популизма, поскольку за дорогу до Саутгемптона болельщики выложили сумму в 7 раз большую - 152 фунтов.
«АРСЕНАЛ»: ДЕНЬГИ ЗА 2:8
Случай «Сандерленда» далеко не первый подобный в Англии. В 2011 году «Арсенал» с треском проиграл на «Олд Траффорд» «Манчестеру» - 2:8. За гостей приехали поболеть 3000 фанатов. Всем им клуб предложил взаимовыгодную сделку: в качестве компенсации оплатить билеты. Только не на игру с «МЮ». По предъявлении билета на тот злополучный матч клуб оплачивал посещение другой выездной встречи, которую можно было выбрать самостоятельно. Таким образом, «Арсенал» попытался и загладить вину перед болельщиками, и простимулировать их посетить еще минимум один гостевой матч.
«УИГАН»: ИГРОКИ ПЛАТЯТ ФАНАТАМ
Один из первых известных случаев выплаты компенсации болельщикам за провальное выступление был зафиксирован в 2009 году. «Уиган» тогда с треском проиграл «Тоттенхэму» на «Уайт Харт Лейн». После 1:9 игроки не остались равнодушными и при посредничестве клубной администрации предложили оплатить билеты на этот матч для всех, кто приобрел их через официальный фан-клуб, – таковых набралось около 500. Взрослый билет стоил 27,40, по льготной цене он достался детям и старикам. Общая сумма компенсации не превысила 15 000, то есть каждый из футболистов «Уигана» заплатил меньше тысячи фунтов – на тот момент примерно 5000 руб. Это поспособствовало сплочению команды и фанатов. Единство трибун и футболистов стало одной из предпосылок для победы в Кубке Англии через несколько лет.
«МИЛАН»: ПРОДАЛИ ЗВЕЗД – ВЕРНЕМ ДЕНЬГИ
В 2012 году торсида «Милана» была шокирована продажей Златана Ибрагимовича и Тьяго Сильвы в «ПСЖ». Группа фанатов устроила акции протеста – были и митинги против ухода лидеров, и символические жесты вроде сооружения импровизированной «могилы» с датами жизни клуба. Чтобы разрядить накалившуюся обстановку, руководство «россонери» предложило всем недовольным, как это раньше называлось, «положить партбилет на стол» – сдать абонементы. Естественно, не просто так, а за компенсацию. При этом фанатов призывали не торопиться и дождаться окончания трансферной кампании. Ничего хорошего ближайшее будущее «Милану» и его болельщикам так и не принесло, но в целом страсти удалось погасить. Много ли абонементов было в итоге сдано по акции, не сообщалось.
«МОНАКО» НЕ ДАЕТ ДОБРО
Уход двух звезд «Монако», Хамеса Родригеса и Радамеля Фалькао, побудил болельщиков в сентябре выступить с заявлением на одном из ведущих фанатских сайтов. Поклонники монегасков выступали против такой «пощечины» торсиде и требовали от клуба возмещения потраченных на абонементы денег. В «Монако» ограничились устными извинениями от вице-президента клуба Вадима Васильева, который заверил, что проект не сворачивается и будет развиваться и дальше.
«ХАЛЛ СИТИ»: ПЛАТА ЗА ПЕРЕИМЕНОВАНИЕ
У владельца «Халла» египтянина Ассема Аллама давно есть идея-фикс: сменить название с «Халл Сити» на «Халл Тайгерз», что, по его мнению, поспособствует популяризации клуба на азиатском рынке, где тигр пользуется особым почтением. Благо на эмблеме клуба тигр как раз изображен. Но фанаты чтут историю и проявили принципиальность, вывешивая лозунги типа «Сити» до самой смерти». Год назад Аллам пытался договориться с ними, предложив возмещение стоимости абонементов за вычетом уже сыгранных матчей всем, кто не готов смириться со сменой названия. Однако ни болельщики, ни лига в итоге не согласились на переименование. После этого Аллам попытался продать клуб, а в начале октября просто заявил о планах по сворачиванию финансирования, поскольку без переименования клуб обречен быть убыточным.
«КАРДИФФ СИТИ»: НЕ ХОТИМ СИДЕТЬ НА КРАСНОМ!
Не складываются отношения с болельщиками и у другого заморского реформатора. Тайский владелец «Кардифф Сити» Винсент Тан решил тоже заняться переписыванием клубных традиций, сменив цвет валлийского клуба с синего на красный. У команды теперь есть форма обеих расцветок, а на эмблеме лазурную птицу сменил красный дракон – еще один культовый для восточного мира символ. Несмотря на заметный игровой прогресс команды и выход в премьер-лигу (впрочем, всего на один сезон), протестов болельщиков было не избежать. Они проводят самые разные акции. Одна из самых громких – это обращение группы поклонников «Кардиффа» с требованием выкупить у них абонементы после того, как они обнаружили, что их сиденья на домашнем стадионе в столице Уэльса красные. Дело в том, что арену расширяли, установив дополнительные сиденья. Они-то и оказались красными, с чем фанаты смириться не смогли. В клубе пошли навстречу и смогли договориться с болельщиками. А двумя годами ранее «Кардифф» согласился на выкуп абонементов у всех, потребовавших этого после ребрендинга и смены цветов. Желающих, кстати, оказалось немного: счет шел на десятки. Им была выплачена стоимость абонементов за вычетом административного сбора в 20.
Чемпионат.com