15 лет назад состоялся самый драматичный матч в истории России и Украины: 1:1 в «Лужниках», роковая ошибка Филимонова, безумный ажиотаж.
ДО
Такого ажиотажа не вызывал больше ни один матч в истории сборных, вышедших из советского футбола. Более того, в Европе утверждали, что ни одна другая встреча в квалификации Евро никогда прежде не проходила в такой обстановке. Украина и Россия уже встречались в начале отборочного цикла, в Киеве хозяева победили 3:2, и тот матч тоже ждали с нетерпением, вокруг него кипели политические страсти. Но все же решающую роль он не играл. А вот матч 9 октября 1999 года в «Лужниках» должен был дать ответ: кто не поедет на чемпионат Европы. Выигрыш выводил в финальную стадию победителя, ничья позволяла украинцам пробиться в плей-офф квалификации, а Россию оставляла за бортом, поскольку французы в параллельной игре предсказуемо должны были обыграть исландцев.
Россия – Украина – 1:1 (0:0)
Голы: Карпин, 75 (1:0). Шевченко, 88 (1:1).
Россия: Филимонов, Хлестов, Хохлов, Смертин, Аленичев, Дроздов, Онопко, Карпин, Титов, Панов (Семак, 79), Тихонов (Бесчастных, 61).
Украина: Шовковский, Лужный, Мизин, Головко, Ващук, Дмитрулин (Ковалев, 75), Максимов (Мороз, 77), Гусин, Скаченко (Микитин, 41), Шевченко, Ребров.
Предупреждения: Хлестов, 49.
Билеты были раскуплены задолго до матча. На ту романцевскую сборную народ, что называется, пошел, поверив в нее после потрясающей победы над чемпионами мира французами в Париже. Уже на встрече с исландцами на стадионе «Динамо» яблоку негде было упасть, небывало много людей пришло и зафиксировать победу над Арменией.
Конфронтации масштаба 2014 года между Россией и Украиной в ту пору, конечно, не было, но спокойными отношения, сдобренные футбольным противостоянием, назвать было никак нельзя. По телевидению крутили провокационные анонсы матча, а газеты пестрили броскими заголовками. Самую большую известность завоевал тот, что вышел на первой полосе «Советского спорта» в день игры – «Бей, Хохлов, спасай Россию!». Приписка «держи Хлестов, не пропускай Филимонов» - это уже были нюансы. Бомба сработала.
Впрочем, нельзя сказать, что исключительно мирным был характер публикаций в украинской прессе. Так, статью, посвященную Олегу Романцеву, издание «Команда» назвало «Москаль-чарiвник». Тут лирики и иронии побольше, но политкорректным такой заголовок не выглядел совершенно точно. На теме футбольного матча соседей зарабатывали очки самые разные политики и не имеющие совершенно никакого отношения к футболу публичные персоны.
Фаворитом игры специалисты называли Россию, набравшую под руководством сменившего Бышовца Романцева отличный ход. «Спорт-экспресс», разбирая соперников по зонам и позициям, отдал предпочтение России по 5 пунктам, Украине – по 3. Кстати, в качестве центрального издание вынесло противостояние Титова и Гусина. Егор во вторник вместе со всей страной провожал в последний путь легендарного Федора Черенкова, а его визави по тому матчу, любимый и российскими, и украинскими болельщиками Андрей Гусин до 15-летия драматичного поединка не дожил – он трагически погиб несколько недель назад. В общем, юбилей катастрофичного для одних и не принесшего радости другим исторического матча получается таким же мрачным, как 9 октября 1999 года.
ВО ВРЕМЯ
Промозглая дождливая погода, и только огни «Лужников» освещают серый, но не питерский, а московский вечер. В субботу 80 тысяч счастливчиков спешат на стадион, а вся страна – к экранам телевизоров. Таких телерейтингов, как у той встречи, в современном российском футболе не может быть в принципе. На трибунах среди рядовых любителей игры - на тот момент мэр Москвы Юрий Лужков и премьер-министр Владимир Путин, спикер Государственной думы Геннадий Селезнев, бессменный лидер ЛДПР Владимир Жириновский.
На стадионе не до веселья: все напряжены и сосредоточенны. Дружелюбных отношений между болельщиками не было и тогда: российско-украинское фанатское противостояние началось еще в советские времена. Да и на поле, как мы помним, динамовцы Киева и спартаковцы Москвы, да и не только они, друг друга не жалели.
Для миллионов телезрителей матч комментирует тандем Виктор Гусев – Андрей Голованов. Нерв игры и цена ошибки чувствуются в каждом эпизоде. На 76-й минуте Валерий Карпин убойным выстрелом со штрафного пробивает Шовковского. Стадион вскакивает в едином порыве – начинается настоящее братание. С пиротехникой тогда такой отчаянной борьбы не было, так что петарды стреляют то в одном секторе, то в другом, и комментаторы вполне удовлетворенно это констатируют. Эйфория – в душах и сердцах российских болельщиков. У украинских – обида. «Покажите нам время, мы ведем 1:0!» - с волнением в голосе почти кричит обычно спокойный Виктор Гусев. До истечения основного времени порядка 15 минут. 13 из них суждено стать самыми счастливыми для десятков миллионов болельщиков.
Считаем минуты, считаем секунды. Мандраж – от каждого перехода мяча в сторону владений Филимонова. Но моментов у его ворот нет, и это настраивает на позитивный лад. Но вот она – роковая 88-я. Смертин подталкивает Мизина в спину у самой лицевой. Необязательный штрафной, и к мячу подходит Шевченко. «Наверняка последует перевод мяча в штрафную площадь», - прогнозирует для телезрителей Андрей Голованов. Высокая подача идет прямо в направлении ворот, что поздно замечает Филимонов. Голкипер, всегда являвший собой само хладнокровие, пятится, ловит мяч, но, пытаясь выбить его в сторону, роняет прямо в ворота. У комментатора Голованова вырывается вздох, после которого он произносит: «Боже мой…». Опустошение и разочарование – в эти минуты эти чувства овладевают всеми: комментаторами, болельщиками и даже футболистами. И времени-то осталось кот наплакал, и сил снова вырвать победу после такого уже не остается. Уже в добавленное время Хохлов с лета бьет от линии штрафной, но Россию не спасает – мимо.
Счастливая сказка той сборной Романцева, а с ней и всех болельщиков, длилась с июня по октябрь – от славной победы на «Сен-Дени» до роковой ничьей в «Лужниках».
ПОСЛЕ
«Сейчас у меня только одно желание – уйти из футбола», - шокировал после игры Олег Романцев, который должен был продолжить работу с командой, независимо от исхода встречи с Украиной. Но потом добавил: «Но я успокоюсь и, конечно, продолжу работать дальше».
Естественно, все обсуждали только одно – ошибку Филимонова. Чтобы ее объяснить, в футболе разбираться было вовсе необязательно. Поэтому Александру досталось от всех – журналистов и экспертов, рабочих и домохозяек, студентов и пенсионеров. Сочувствие к голкиперу со страниц спортивной пресс тоже пробивалось – его называли самым несчастным человеком страны. Но все же критики было гораздо больше: специалисты сходились во мнении, что ошибка Филимонова неслучайна, вратарь давно уже не в лучшей форме, в том числе и психологической – слишком много самоуверенности. Футболисты его, конечно, ни в чем не обвиняли. Но все было ясно и без слов. После матча комментарии наших «сборников» спортивным изданиям были схожи. «Трагедия» - это версия Валерия Карпина. «Самая большая удача обернулась самым большим разочарованием», - цитата из Владимира Бесчастных.
У украинской «Команды» заголовок вышел пророческим - «ПРОРВАЛИСЬ! Пока, правда, только в плей-офф». Именно так и вышло. Оставив Россию без Евро, сами украинцы туда тоже не пробились, проиграв в плей-офф отбора скромной Словении. Но пока на страницах украинских изданий есть место простому болельщицкому счастью. Рожден и ответ на скандальную передовицу «Советского спорта» - «Пей, Хохлов…».
Впрочем, российским болельщикам уже не до противостояния и не до злорадства – справиться бы со своим горем. «Русская драма» - под таким заголовком на черном фоне выходит «Спорт-экспресс». Драма эта вспоминается и сейчас, спустя 15 лет, так, будто только что вскочил в постели после увиденного кошмара – две восьмерки на таймере, Шевченко, Филимонов, мяч в сетке - и 1:1 на табло…
Чемпионат.com