На прошедшем чемпионате мира по футболу в Бразилии Равшан Ирматов, футбольный судья из Узбекистана, установил мировой рекорд по количеству проведенных матчей на мундиалях.
Его заслуги были также отмечены Президентом страны. Журналисту UZ24 удалось побеседовать с Равшаном Ирматовым. Он рассказал, как стал рефери международного уровня, как он готовится к матчам, и в каких он отношениях с Месси и сборной Аргентины.
«Мне говорили, что судить чемпионаты мира меня не допустят!»
В 2002 году в Узбекистане проходил семинар ФИФА. Тогда-то их наблюдатели заметили меня и рекомендовали в состав судей ФИФА. Уже в 2003 году я принял участие на молодежном чемпионате мира. Затем мы попали в поле зрения инструкторов- организаторов ЧМ. Инструкторы ФИФА и инспекторы ЧМ это представители двух разных организаций.
В 2007 году в феврале в Швейцарии начался отбор судей на Чемпионат мира в 2010 году. Подготовка к ЧМ начинается за три года. В течение этого времени инструкторы тщательно изучают рефери со всего мира и в конце остаются 23- 24 команды судей, которые потом едут на ЧМ.
Я никогда не забуду, как впервые туда приехав, меня вызвал к себе шотландский инструктор и спросил, откуда я. Узнав, что я из Узбекистана, он не сразу понял, где это и сказал: «Равшан, ты особо не старайся тут. Видишь сколько здесь судей из разных стран, где футбол очень развит. Тренируйся, повышай квалификацию, но не думай о том, что тебя допустят судить матчи чемпионата мира».
Прошло 3 года и я услышал свое имя в списке 24 судей, которые поедут на чемпионат мира. Это было волнительное и радостное событие. Я думаю, тогда мы доказали, что ничем не хуже других. Но это было только начало пути.
«Кто этот Ирматов? Откуда он? Где это Узбекистан?»
Основная сложность судейства не в том, что ты бегаешь в течение 90 минут, а в том, что необходимо оттачивать каждое движение, анализировать каждую ситуацию, потому что, любое движение решает твою дальнейшую судьбу. Перед Чемпионатом Мира в 2010 году мы готовились к выступлению за 4 месяца. Пройдя все семинары, которые организуются ФИФА, 6 июня собрался весь судейский совет. Тогда представители африканского совета объявили о том, что наша бригада будет судить матч открытия. Сначала никто не понял и все сидели молча, но после того как эту новость повторили 3 раза все встали и начали аплодировать. На следующее утро пресс- атташе принес мне целую кипу бумаг с распечатками газетных заголовков, где была масса негатива в наш адрес. Были такие вопросы: Кто этот Ирматов? Откуда он? Где это Узбекистан? Было очень важно не допустить ошибок во время матча. Затем уже нас стали назначать на разные матчи, и негативное мнение потихоньку изменилось в позитивную сторону.
Каждый матч это судьба той или иной страны, это миллионы болельщиков, поэтому к нему нужно подходить ответственно. Перед матчем я говорю своей команде, что мы должны не только показать на что мы способны, но и продемонстрировать высший класс, потому что на кону имидж страны.
«Я предупредил Роббена о симуляциях»
На игре мы должны быть на расстоянии 10 метров от мяча. За один матч мы пробегаем расстояние до 18 км. Сердце бьется 3 раза в секунду. И в этом режиме мы работаем 90 минут, иногда 120 минут. Мы расходуем 2000 килокалорий. Это стресс для организма. И при этом во время бега мы должны следить за всеми движениями футболистов и принимать решение за доли секунды, учитывая 6-7 критериев одновременно, ведь на поле нет возможности просматривать повтор. Понять это состояние можно только прочувствовав его на себе. Часто мы вынуждены обращаться к интуиции.
Кроме того, мы тщательно изучаем игроков команд. За два-три дня до игры мы просматриваем все матчи и изучаем поведение каждого игрока. В последнее время мы видим много симуляций со стороны футболистов. Я хотел бы рассказать одну историю, которая произошла, когда меня назначили на матч Коста-Рики с Голландией. Мы за три дня просмотрели все их игры и признали самым опасным игроком Арена Роббена. Уже перед матчем я подошел к Роббену и сказал: «Арен, ты самый примерный футболист мира. Все молодые футболисты стремятся быть таким как ты. Все любят тебя за твои голы, за твой превосходный дриблинг, но не из-за симуляций».
После первого тайма, Роббен, оказавшись рядом, пошутил, что хотел симулировать, но всегда видел меня рядом. Я засмеялся. Если бы он тогда попытался симулировать, то получил бы вторую желтую и пропустил следующий матч.
После каждого матча мы проводим специальные восстановительные тренировки. Есть специалисты, которые помогают нам быстрее прийти в себя, потому что организму человека требуются 72 часа для восстановления после максимальной нагрузки.
«Марадонна лично поблагодарил нас за судейство…»
Если вы помните в одном из матчей с участием Аргентины Марадонна, который обычно не благодарит судей даже в случае победы его команды, вышел на поле и пожал нам руки. И это заметьте после поражения Аргентины. Это означает, что он не имел никаких претензий к нашему судейству и все слухи о негативном отношении Аргентины к нашей бригаде не имеют под собой никаких оснований. Вот так из-за непрофессионализма одного человека могут обмануться столько людей. Об этом я узнал из Узбекистана, так как в Бразилии от аргентинской стороны не слышал никаких известий по этому поводу, но у нас все говорят только об этом. После этого я обратился к ФИФА с просьбой разъяснить ситуацию, где мне ответили, что то, что пишет на своей страничке бывший судья не имеет никакого значения.
«Слухи о договорных матчах кому-то выгодны»
Кто-то распускает слухи о договорных матчах в рамках Чемпионата Мира, пишут об этом в СМИ, но никто не может привести факты. Все так думают, но доказательств ни у кого нет. Просто кому-то выгодно распространять такие слухи, как мне кажется.
«Мы не были готовы физически для полуфинала, но все прошло хорошо»
Вы лучше спросите, а был ли легкий матч? Но если признаться, это был полуфинал между сборными Уругвая и Голландии в 2010 году. До него еще один из самых сложных матчей был четверть финала между Аргентиной и Германией. После этого мы целый день провели в дороге и только прибыли в наш тренерский штаб, как нам сказали, что мы должны вернуться в Кейптаун и отсудить матч Уругвай – Голландия. Без сил, морально уставшие, измотанные дорогой. Мы даже не провели восстановительные тренировки и на следующий же день выехали в Кейптаун. А после него опять в дорогу, и опять матч. И только представьте - это был полуфинал! Если бы мы остались в Кейптауне, возможно, было бы легче. Мы не были готовы физически, не изучили до конца игроков и в таком состоянии вышли на поле. Но игра прошла хорошо.
«Гол не засчитали по нашей ошибке»
Если вы помните, был момент, когда из-за назначенного офсайда не был засчитан гол. Шла 75 минута матча Швейцария – Эквадор (Чемпионат Мира – 2014, прим. автора), лайнсмен поднял флаг и объявил положение вне игры. Я тогда спросил Баходира, уверен ли он в офсайде, на что он ответил утвердительно. Мы продолжили игру, не подозревая о том, что была сделана ошибка. Узнали обо всем позже. Когда матч закончился, норвежский судья сообщил о том, что мы ошиблись. К счастью, матч завершился ничьей, и это не оказалось роковой ошибкой. Обычно после таких ситуаций в судейской команде меняются некоторые помощники судьи, но мы решили сохранить наш состав до конца. Я считаю, что это было правильным решением.
«Месси понял свои ошибки после того, как получил предупреждение»
Когда ты судья и выходишь на поле, ты не думаешь о том, играют ли там звезды или нет. Все должны быть равны. Конечно, ты держишь у себя на уме, кто опасно играет, а кто может создать проблемы. Но для судей в каждом матче играют две команды: в белой и красной формах. С Месси аналогичная ситуация. Стоит добавить, что он не разговаривает на английском, только на испанском. А я не очень хорошо владею испанским. Если бы он общался на английском, возможно, я бы смог лучше донести до него информацию о его нарушениях. Однако получилось так, что он понял свои ошибки только после того, как получил предупреждение.
«Акция #IrmatovBest придала нам духа в Бразилии»
Мы услышали об этой акции в Бразилии, и честно говоря, очень обрадовались тому, как поддерживают нас в Узбекистане. Всем стало интересно, и нас просили рассказать, что происходит у нас в стране в связи с этой акцией. Это был приятный сюрприз, и подняло нам настроение и дало духовной силы. Я благодарю всех, кто участвовал в этой акции. Спасибо всем!
«У нас было мало времени, чтобы обсудить судейство Рицолли»
После финальной игры мы сразу уехали в аэропорт, поэтому у нас было мало времени, чтобы обсудить судейство Рицолли. Да и потом, команда судей - это как семья, и ошибку или победу каждого мы переживаем вместе. Если говорить о судействе Рицолли, то он специалист мирового уровня и его команда отлично отсудили финальный матч.
Подготовила Парвина Аюбова