Узбекский арбитр Равшан Ирматов до последнего момента был одним из главных претендентов на работу в финале ЧМ-2014. Но в ФИФА в итоге выбрали итальянца Риццоли. В преддверие главной игры года корреспондент «Советского спорта» пообщался с отцом судьи Сайфиддином Ирматовым.
Сайфиддин Ирматов – известная личность в Узбекистане. Он играл на высоком уровне, имеет тренерский опыт, а с 1985 по 2000 годы работал арбитром в высшей лиге. Сейчас работает инспектором и переживает за сына, ставшего настоящей звездой мирового судейства.
– Не пропускаю ни одного матча Равшана, – признается отец. – Записываю все игры, а потом вместе пересматриваем и разбираем, где принял правильное решение, а где можно было сделать что-то иначе. Во время игр, конечно, немного переживаю, но все-таки гордость берет верх. Гордость за то, что правильно воспитали сына, что правильно судит. Ведь я с раннего детства прививал ему чувство справедливости.
«РЖАВАЯ ЦЕПЬ ПРОРВАЛА КОЖУ»
Впрочем, у этой сказки вполне могло и не быть счастливого конца. В раннем детстве с Ирматовым приключилась страшная история, которая могла стоить карьеры.
– Когда Равшану было четыре годика, соседи катали его на велосипеде, – рассказывает Сайфиддин Газиевич. – И так получилось, что ржавая цепь прорвала кожу и вошла в голеностоп. Началось сильное нагноение, шесть месяцев он пролежал в больнице. Врачи говорили, что существует угроза удаления правой ноги. Но все обошлось, и ему даже удалось начать карьеру профессионального футболиста. Но при каждом столкновении голеностоп вновь вылетал, и после второй подряд травмы врачи запретили играть. А ведь выступал прилично, если бы не повреждение, мог бы вырасти в хорошего игрока. Я мечтал сделать его именно футболистом, но у в итоге он стал судьей.
– В то время я работал главным тренером юношеской сборной Узбекистана, – продолжает собеседник. – Сыну приходилось несладко, и чтобы он смог отвлечься, взял его своим помощником. Но видел: это не его, глаза у парня не горели. Справлялся с обязанностями нормально, но искренности я не чувствовал. И здесь, как говорится, не было счастья, да несчастье помогло. Как-то проводили игру на первенство города, и главный арбитр куда-то запропастился. Даю Равшану свисток, форму и говорю: «Давай, попробуй». Отсудил не без ошибок, но и без серьезных претензий. Отдал его в школу арбитров, записал на изучение английского языка, контролировал, помогал. А чтобы он мог сам проанализировать свои ошибки, купил видеокамеру, на которую мы снимали все его матчи.
– Сейчас старая травма не беспокоит?
– Нет, он же не играет в футбол, а только судит. Во всех матчах старается быть ближе к эпизоду, везде успевает, а значит, нога не болит.
«ДОГОВОРНЯКИ? СЫНУ НЕ НУЖНЫ ПОДАЧКИ»
На новой стезе Ирматов-младший добился грандиозного успеха в кратчайшие сроки.
– Главное, что есть у сына – характер. Я ему объяснил: нужно гнуть свою линию, тогда все получится. И уже в 23 года он отсудил матч высшей лиги в качестве главного арбитра, – вспоминает отец. – При этом его девиз: «Всегда оставайся скромным». Всегда запрещал Равшану говорить, что он все знает. Когда у человека появляется самоуспокоенность, на нем можно ставить точку.
– Судейство – профессия со множеством подводных камней. Как уберегли сына от договорных матчей и подобных негативных моментов?
– Во-первых, второе образование Равшана – экономическое, так что он уже не пропал бы. Во-вторых, у него есть свой бизнес (арбитр владеет сетью магазинов, – Прим. ред.). Мой сын – обеспеченный человек и по сторонам не смотрит. Никакие подачи-шмодачи ему не нужны!
– То есть деньги за «левый» пенальти никогда не предлагали?
– Ему это абсолютно не нужно. Своя честь дороже всего. Можно потратить много лет, чтобы заработать уважение, а вот потерять его можно за один миг. Так что это не наш принцип.
– Равшан стал рекордсменом чемпионатов мира, отсудив больше всех матчей на этом турнире – сразу девять. Как поздравили сына, и что он сам говорил после рекорда?
–Пожелал сыну не останавливаться на достигнутом, сказал, что где девять, там будет и десять матчей. Потом состоится чемпионат мира в России, а затем в Катаре в 2022-м. Дай бог, чтобы он и там поработал, провел еще больше матчей.
«РАВШАНА УЗНАЮТ ПОВСЮДУ»
– В Узбекистане Равшан, наверное, национальный герой. Не мешает популярность?
– Узнают, конечно, повсюду. Но у него времени на поклонников не так уж и много – постоянные тренировки, домашние дела. Хотя Равшан лишен высокомерия и старается со всеми найти общий язык, всем помочь.
– В свободное от обслуживания матчей время он работает футбольным инструктором. Что именно входит в его обязанности?
– Работает в школе арбитров. Мы набираем 30-35 молодых судей, и он передает им свой опыт, проводит практические и теоретические занятия. Да, Равшан мог бы безбедно существовать и без этого, продолжая обслуживать матчи. Но такова потребность нашей школы.
– Ваше мнение – почему на постсоветском пространстве перестали выращивать сильных арбитров? В чем проблема?
– Талантов везде хватает, просто нужно находить их и правильно воспитывать. Отказываюсь верить, что у нас перевелись таланты. Дело в подходе.
– Как встретите Равшана? И что вы хотите сказать ему в обращении перед финалом через нашу газету?
– Хочу пожелать удачи, четкого судейства и быстрее вернуться в родные края. Не видели его уже полтора месяца, так что и мы сильно соскучились, и дети (у Ирматова сыновья-близнецы, – Прим. ред.). Если ему отдадут финал, желаю отработать на высоком уровне и никак иначе. Мы же тепло встретим его здесь, я в большом казане приготовлю плов, соберутся близкие, и вместе отпразднуем.
www.sovsport.ru