Аргентина и Германия в третий раз сыграют в финале ЧМ и снова на новом материке: после Северной Америки и Европы – в Южной Америке.
Противостояние Германии и Аргентины на чемпионатах мира – настоящая межконтинентальная классика мундиалей. Команды, умеющие сыграть и от соперника, и полагаясь только на свои силы, встречались на чемпионатах мира шесть раз, и всякий раз (за исключением, пожалуй, ЧМ-2010) это были напряжённые матчи с кучей интриг. В финалах мировых первенств Германия и Аргентина пересекались дважды, и пока у соперников паритет – 1-1. Паритет, который совершенно точно будет нарушен в воскресенье на «Маракане».
Чемпионат мира-1986
Аргентина – Германия – 3:2
Было бы, конечно, несправедливо, если бы тот чемпионат мира не выиграл Диего Марадона. И если в четвертьфинале и полуфинале он сделал результат своими голами, то в финале золотые медали сборной Аргентины принесли его передачи. О том, как закрыть Марадону, ночами перед финалом думал молодой наставник «национальманншафт» Франц Беккенбауэр, но не нашёл варианта лучше, чем приставить к «десятке» Лотара Маттеуса и Норберта Эдера. В итоге абсолютно подвижная модель игры немцев, где постоянную позицию на поле занимал лишь либеро Дитмар Якобс, стала намного статичнее в центре поля, что нанесло урон созиданию команды и не дало плодов в обороне. Позже Беккенбауэр говорил, что считает одной из главных своих тренерских ошибок привязать в том матче опорников к Марадоне. И эти слова дорогого стоят, ведь помимо той проблемы у немцев в Мексике были проблемы с концентрацией – телевизионщики вытрясли из них всю душу, а сама команда, если верить Тони Шумахеру, им лишь помогала своими гулянками.
Карлос Билардо, в свою очередь, натренировал свою команду до автоматизма. Они понимали друг друга даже без взгляда, знали, что делать в обороне и как открываться под Марадону или где искать его на поле передачей. Все три гола аргентинцев были созданы им. Пас пяткой от Марадоны привёл к штрафному на правом фланге в середи непервого тайма. Тони Шумахер грубо ошибся на выходе, и либеро «альбиселесте» забивал уже в пустые ворота. Занятно, что тот гол стал для Брауна единственным в майке национальной команды.
Гол соперника заставил Беккенбауэра перекраивать игру команды прямо на ходу. Томас Бертольд, не справлявшийся на фланге с Хулио Олартикоэчеа и Эктором Энрике, был переброшен в центр обороны, откуда на левый край отправился Ханс-Петер Бригель, а против активного левого фланга аргентинцев был отряжен играть Андреас Бреме. Немцы стабилизировали игру, но не могли найти себя в середине поля. Не поспособствовал этому и гол в начале второго тайма: Марадоне никто не помешал сделать шикарный пас на Хорхе Вальдано, который расправился с Шумахером.
Теперь перестроились уже обе команды. Беккенбауэр махнул рукой и перешёл на игру в три нападающих, выпустив Дитера Хёнесса, а Билардо опустил ближе к полузащитникам Вальдано, отдав Марадоне полную свободу действий. На деле это привело к мощному давлению на ворота Нери Пумпидо, и аргентинцы не выдержали. Германия забила дважды за шесть минут, и оба мяча получились абсолютно идентичными: подача углового с левого края, сброс и удар в пустые ворота – отличились Румменигге и Руди Фёллер, также вышедший на замену.
Однако радость немцев была недолгой. В очередной раз – теперь уже с ультраатакующего варианта – перестроить игру Беккенбауэр не успел: Марадона ушёл едва ли не на позицию опорника, вытянул на себя двух соперников, образовал огромную дыру в обороне немцев, бросил в неё Хорхе Бурручагу, который не имел права промахиваться в таком моменте. 115 тысяч зрителей на «Ацтеке» зашлись в восторженном вопле, отыграться попытавшимся сыграть с Аргентиной в атакующий футбол немцам не хватило ни сил, ни времени.
Чемпионат мира-1990
Германия – Аргентина – 1:0
Положа руку на сердце, вывеска римского финала была куда круче, чем сам показанный командами футбол. Аргентина испытала сложности ещё на групповом этапе, едва выползла из группы, дважды победив в серии пенальти по ходу плей-офф.
За шесть матчей команда Карлоса Билардо забила лишь пять мячей и подходила к финалу с заметными проблемами в составе из-за жёлтых карточек и травм. Однако всё это было бы восполнимо, если бы в хорошей форме находился Диего Марадона, но аргентинский гений пребывал очевидно не в лучших кондициях – особенно по сравнению с ЧМ-1986.
Немцы же групповой этап прошли гораздо увереннее, лишь один раз потеряв очки – ничья с Колумбией 1:1. Тот результат заставил немецкую прессу восторгаться южноамериканской командой – на чемпионате мира, где большинство сборных показывали пресный футбол, колумбийцы и вправду были глотком свежего воздуха, хоть и тоже оборонительного. Плей-офф подопечные Франца Беккенбауэра, который сумел раскрепостить команду, тоже прошли чуть увереннее, чем аргентинцы, но однозначно впечатляющих команд в Италии-90 всё же не было.
Германия с первых же минут захватила инициативу на поле и не отпускала нити игры до финального свистка. В первые 10 минут два шанса упустил Руди Фёллер, и после второго момента стало понятно, что Аргентина не прочь вновь провести серию пенальти, сведя встречу к нулевой ничьей. Игроки «альбиселесте» выстраивались в несколько линий у своих ворот, рассчитывая лишь на озарение Марадоны. Временами у ворот Серхио Гойкочеа выстраивались шесть защитников в линию, но непроходимой эта стена не выглядела. Во втором тайме команда Билардо подсела физически, чаще стала фолить и упускать соперников. При этом голкипер сборной Германии Бодо Иллгнер совсем забыл о своей работе: за матч аргентинцы нанесли лишь один удар в створ.
Когда же в середине второго тайма вышедший в перерыве на замену защитник Педро Монсон упустил несущегося по правому краю Юргена Клинсмана, сфолил и увидел перед собой красный свет, стало окончательно понятно: Аргентина будет тянуть до серии пенальти. Ирония судьбы заключалась в том, что именно пенальти в этой игре всё и решил. Руди Фёллер и спустя 24 года дипломатично говорит, что 11-метровый был чистым, но на самом деле он просто поймал самого неопытного защитника «альбиселесте» Роберто Сенсини на неудачно выставленной ноге. «Он даёт пенальти, он даёт пенальти!» — закричал в микрофон комментатор ARD Герд Рубенбауэр, и в его голосе слышалось нескрываемое облегчение. Посовещавшись с капитаном Лотаром Маттеусом, к точке подошёл защитник Андреас Бреме и пробил в правый для вратаря угол, памятуя о подвигах Гойкоэчеа в серии пенальти с Италией. Аргентинский кипер и здесь угадал направление удара, но не дотянулся. Его партнёры в поле в ярости бросились играть откровенно грязно, Густаво Десотти получил вторую жёлтую за то, что приёмом из рестлинга бросил на газон Юргена Колера. Марадона заложил руки за спину и деловито пошёл к мексиканскому арбитру Эдгардо Кодесалу, но его опередил полузащитник Педро Трольо, который так агрессивно общался с Кодесалом лоб в лоб, что за судью становилось страшно. В сущности, этот эпизод был самым ярким моментом с участием Марадоны в матче: Беккенбауэр не стал приставлять к нему Маттеуса, и один Гвидо Бухвальд справился с лидером аргентинцев безупречно.
Однако самые эмоциональные минуты случились уже при награждении. Оглушительный свист стадиона в адрес сборной Аргентины («Сукины дети», — так это прокомментировал Марадона), плачущий гений с десяткой на спине, пиротехника по периметру арены, милое удивление немцев при виде девушек со скульптурами на головах… Потом немцы побежали на круг почёта, а Беккенбауэр, который уже объявил об уходе с поста, положил руки в карманы брюк и прохаживался по центру поля в полном одиночестве. «Я был где-то в своих мыслях, не знаю где», — сказал потом Кайзер.
«Мне очень жаль, но всему миру нужно понять, что эта команда будет непобедима долгое время», — сказал сразу после финала с преисполненными гордости и чести глазами Франц Беккенбауэр. Прошло 24 года, и сборная Германии вновь пытается взять четвёртый титул. На пути у них, как и тогда, добротная аргентинская команда с абсолютным лидером, носящим на майке 10-й номер.
Источник: "Чемпионат"