Спонсоры выразили озабоченность последними сообщениями о коррупции в Международной федерации футбола.
За считаные дни до начала чемпионата мира в Бразилии, ознаменовавшегося серьёзными проблемами с подготовкой объектов, не менее проблемный мундиаль 2022 года в Катаре продолжает осложнять жизнь ФИФА. После выхода в прессе очередных разоблачений о покупке Мохамедом бин Хаммамом голосов в поддержку заявки Катара пять из шести крупнейших коммерческих партнёров ФИФА неожиданно решили выразить свою позицию по ситуации.
Заявка Катара вызвала споры ещё в самом начале агитационной кампании - противники сетовали на небывалую жару в стране в те месяцы, в которые обычно проводится чемпионат мира, и скромные футбольные традиции принимающей стороны.
Предполагаемый перенос мундиаля в Катаре на конец года может стать настоящей катастрофой для телевизионщиков и европейских футбольных клубов.
Однако куда более серьёзным ударом по ФИФА стало то, что организацию заподозрили в коррупции. Газета Sunday Times утверждает, что, проанализировав «электронную базу тысяч миллионов сообщений электронной почты, счетов и других документов», сумела заполучить доказательства того, что решение вопроса о хозяйке чемпионата мира 2022 года в пользу Катара было проплачено. По данным газеты, бывший член исполкома ФИФА катарец бин Хаммам, используя специальные фонды, контролируемые его частной компанией, и наличные средства, сделал десятки денежных переводов на счета президентов 30 африканских футбольных ассоциаций. Именно эти чиновники определили, как должны были проголосовать четыре члена исполкома ФИФА от Африки. Чтобы задобрить нужных людей, бин Хаммам якобы потратил более $ 5 млн.
ФИФА уже проводил расследование обстоятельств определения стран-хозяек чемпионатов мира 2018 и 2022 годов по более ранним сообщениям о возможной коррупции. И вот теперь федерация вынуждена начать новое дело. И хотя Россия и Катар отвергли всевозможные подозрения, скандал нарастает словно снежный ком.
Вскоре после появления сенсационной информации на неё отреагировали спонсоры ФИФА. Adidas, поддерживающий Международную федерацию футбола с 1970 года, назвал текущую ситуацию «нехорошей ни для футбола в целом, ни для ФИФА и его партнёров, в частности». Немецкий производитель спорттоваров, напомним, продлил контракт с ФИФА до 2030 года. Аналогичное заявление опубликовала Coca-Cola, призвавшая ФИФА отнестись к обвинениям серьёзно и тщательно расследовать случившееся. Их примеру последовали Sony, Visa и Hyundai/Kia.
Бывший прокурор США Майкл Гарсия, ведущий внутреннее расследование ФИФА, должен предоставить итоговый отчёт в июле, примерно через неделю после финала чемпионата мира - 2014. По словам директора по маркетингу ФИФА Тьерри Вайла, все спонсоры уверены в результатах расследования и не требуют дополнительной информации по данной теме.
Публичные комментарии по столь щекотливой теме нехарактерны для спонсоров и свидетельствуют об их обеспокоенности за свой имидж. «Компании хотят убедиться, что ассоциирование их бренда со спортивными соревнованиями укрепляет их репутацию, а не разрушает», - считает Энди Сатерден, глава отдела спортивного маркетинга и спонсорства в H+K Strategies.
В 2013 году доходы ФИФА составили почти $ 1,4 млрд $ 600 млн федерация получила с продажи прав на телевизионные трансляции, а ещё $ 400 млн - от спонсоров и других коммерческих партнёров. Шесть главных спонсоров ФИФА (Sony, Adidas, Visa, Coca-Cola, Emirates и Hyundai/Kia) выплатили в общей сложности около $ 180 млн. Соглашение Sony, действовавшее в том числе на чемпионате мира - 2010, истекает в этом году, и сейчас стороны находятся в стадии переговоров. Также в конце нынешнего года заканчивается контракт авиакомпании Emirates, которая единственная воздержалась от комментариев по поводу обвинения в коррупции.
ФИФА уже призвали отобрать у Катара чемпионат мира, если в ходе расследования подтвердится факт подкупа. В голосовании в 2010 году соперниками Катара были США, Австралия, Япония и Южная Корея, которые представляются более проверенными вариантами
из-за опыта проведения крупных соревнований и развитого рынка товаров народного потребления.
Ранее недовольство планами по переносу турнира в Катаре на более позднюю дату выразил американский телеканал Fox, заплативший $ 425 млн за показ чемпионатов мира 2018 и 2022 годов, поскольку в этом случае мундиаль будет совпадать по датам с матчами НФЛ.
Хотя Катар и предпримет всевозможные шаги для сохранения права провести чемпионат мира, болельщики и спонсоры были бы рады переносу турнира в другое место. «Ни один из спонсоров не хочет, чтобы чемпионат мира прошёл в Катаре, - полагает управляющий директор Dentsu Aegis Network Sport & Entertainment Дэвид Питерс. - ФИФА не оказывал особого почтения спонсорам. Футбол настолько объёмен, что он обязан кому бы то ни было меньше, чем другие виды спорта».
Не исключено, что в случае худшего развития событий с расследованием дела о коррупции (например, подтвердятся слова Марадоны о повсеместном взяточничестве в ФИФА) спонсоры задумаются о приостановлении контрактов с федерацией. Примеров, когда компании отказывались ассоциироваться с командой или игроком из-за их подпорченной репутации, в спорте предостаточно. Один из ярких тому примеров ситуация с велогонщиком Лэнсом Армстронгом, который после признания в употреблении допинга потерял спонсоров и возможный доход в $ 150 млн.
Чемпионат.com