Талисманом чемпионата мира по футболу в Бразилии был выбран улыбающийся броненосец, держащий в руке мяч. «Газета.Ru» рассказывает, почему бразильцы отдали предпочтение именно этому экзотическому животному, а также вспоминает символы предыдущих турниров.
Традиционно талисманами крупных соревнований становятся симпатичные мультяшные зверьки или символы, олицетворяющие культуру и особенности страны. Однако в этот раз бразильские болельщики удивили мировую общественность, отдав предпочтение в ходе интернет-голосования редкому экзотическому животному броненосцу.
В споре за право быть лицом турнира он опередил пуму, а также героя бразильского фольклора мальчика Сачи, отличительными чертами которого являются красный колпак и курительная трубка. Этот талисман активно лоббировал министр спорта Альдо Ребело, но в ФИФА отдали предпочтение менее спорному образу.
Изначально предложение сделать броненосца талисманом чемпионата мира выдвинула одна из крупных природоохранных организаций Бразилии, и ее идея носила символичный характер. Казалось бы, в чем может быть взаимосвязь природоохранной организации с чемпионатом мира по футболу? На самом деле все просто - ФИФА во время проведения мундиаля организует пиар-акцию в поддержку охраны окружающей среды, а главной задачей турнира станет информирование общественности о необходимости заботы об экологии.
В связи с этим в качестве талисмана был предложен именно броненосец, причем его особенный вид - трехпоясный, который имеет интересную особенность – он умеет сворачиваться в клубок при опасности, напоминая футбольный мяч. При этом зверька можно катать, и он долго не будет принимать свой прежний облик.
Таким образом экологи надеются обратить внимание на проблему вымирания этих животных из-за преступных действий браконьеров и вырубки лесов. В последние десять лет их популяция сократилась на 30%.
Болельщики выбрали талисману соответствующее имя - Фулеко, сложенное из слов «футбол» и «экология». Улыбающегося броненосца-футболиста раскрасили в цвета бразильского флага.
Еще задолго до начала чемпионата мира в Бразилии талисман стал пользоваться большой популярностью среди любителей футбола. Он изображен на шарфах, игрушках, постерах. Некоторая часть вырученных средств идет на спасение этого исчезающего животного.
Предыдущие символы чемпионатов мира по футболу были не столь экзотичными. Трижды талисманом становился лев, также была собака, леопард, птица. В качестве символов мирового первенства выбирали даже перчик и апельсин, а также мальчиков в национальных одеждах и даже компьютерные создания.
Создатели символов традиционно пытаются отразить в их образе отличительные особенности страны-хозяйки турнира. Большинство ограничивается типичным символом государства и цветовой гаммой флагов, но иногда встречаются более оригинальные подходы, скрывающие символичный замысел, как было в этот раз в Бразилии.
На прошлом чемпионате мира в ЮАР талисман был достаточно ординарным - леопард с зелёными волосами, одетый в футболку с надписью SOUTH AFRICA 2010. Сочетание зелёного и жёлтого означало цвета национальных спортивных команд ЮАР.
В 2006 году в Германии организаторы тоже не стали придумать чего-то особенного - символом мундиаля был выбран лев, одетый в футболку немецкой сборной.
А вот в 2002 году корейцы и японцы отличились оригинальностью: талисманами их чемпионата мира стали компьютерные Ато, Каз и Ник - соответственно оранжевый, розовый и синий существа, призванные подчеркнуть высокотехнологичность Кореи и Японии. Все трое - члены команды по «Атмоболу» (вымышленный вид спорта, родственный футболу), Ато - тренер, а Каз и Ник - игроки.
Талисманом мирового первенства 1986 года в Мексике был выбран красный перец, характерный для местной кухни, с усами и сомбреро на голове. А в 1982 году в Испании лицом турнира стал апельсин, обычный для страны фрукт, одетый в форму сборной.
Самым успешным с коммерческой точки зрения стал галльский петух Футикс, олицетворявший чемпионат мира-1998 во Франции. Организаторам он принес рекордные $27 млн прибыли - этот результат до сих пор никто не превзошел. На втором месте по популярности идет собака Страйкер, ставшая символом чемпионата мира-1994 в США, персонаж был придуман компанией Диснея и в итоге заработал $11 млн.
Ожидается, что бразильский броненосец-футболист заработает не меньшую популярность среди болельщиков.