Бразилия готовится к проведению чемпионата мира по футболу в условиях тяжелого социального кризиса. Полиция очищает фавелы в перестрелках с местными бандами, а демонстранты вновь выходят на улицы, протестуя против несправедливого, по их мнению, распределения бюджета в пользу крупных спортивных мероприятий.
Бунтующие фавелы
Демонстрации в Бразилии, начавшиеся летом прошлого года с протестов против несправедливой социальной политики и высоких расходов на организацию чемпионата мира по футболу, все чаще перерастают в беспорядки и столкновения с полицией.
Последняя акция протеста возле строящегося стадиона «Арена Коринтианс» в Сан-Паулу, на котором менее чем через 40 дней должен пройти матч открытия мундиаля, обошлась без пострадавших, однако в конце апреля сообщения о жертвах волнений поступали с пугающей периодичностью.
28 апреля демонстранты сожгли пять автобусов в области Коста-Баррос на севере Рио, выражая недовольство действиями полицейских, убивших 17-летнего парня в перестрелке с наркоторговцами в фавеле Жокей. По мнению протестующих, его гибель была не случайной.
23 апреля на территории школы в фавеле Павао-Паваозинью был найден мертвым 26-летний профессиональный танцор Дуглас Перейра. По версии родственников погибшего, полицейские убили его, приняв за наркокурьера, однако в предварительном заявлении властей говорится, что «смерть могла наступить в результате падения».
Гибель Перейры стала катализатором новых народных волнений. Демонстранты перекрыли улицы главного туристического района города, Копакабаны, соорудили баррикады из автомобильных покрышек и подожгли их. После участники протестов стали жечь автомобили и напали на полицейский участок.
Тремя днями раньше беспорядки устроили жители трущоб Карамуйо, возмутившиеся смертью двух молодых людей: один юноша погиб, врезавшись на мотоцикле в бронированный автомобиль полиции, другого стражи порядка убили в перестрелке с бандитами.
Во время акции митингующие забаррикадировали несколько центральных улиц, подожгли грузовик, два легковых автомобиля и четыре автобуса.
Также жители трущоб поджигали автомобили и в отместку за гибель 72-летнего пенсионера Арлинды Бесерры дас Чагаса.
Потери несут и представители власти. С начала 2014 года погибли пять офицеров полиции. За три месяца до мундиаля власти Рио-де-Жанейро ввели в фавелы войска, чтобы не дать местным бандам завладеть там контролем над ситуацией, однако бои не прекращаются до сих пор.
Местные власти уверяют, что справятся с этими обстоятельствами к началу мирового первенства, однако международные наблюдатели обеспокоены проблемами с безопасностью на стадионах.
К тому же туристам и ряду сборных перед чемпионатом придется проезжать мимо бунтующих фавел: единственная дорога от аэропорта в центр города ведет через трущобы Пенья и Маре.
Трехгрошовая революция
Все началось в июне 2013 года, когда правительство Сан-Паулу повысило цены на проезд в общественном транспорте с 3 до 3,2 реала (разница составила около 3 рублей). По всей стране люди вышли на улицы, всего в акциях протеста тогда приняло участие более 1 млн человек в 100 городах. В некоторых из них, в том числе и в Рио, полиции пришлось использовать слезоточивый газ, чтобы разогнать демонстрантов.
Власти быстро отказались от повышения цен, однако джинн уже вырвался из бутылки. Граждане вспомнили все, что мешало им жить на протяжении последних десятилетий, - плохое состояние школ, больниц, дорог, коррупцию и некачественную работу полиции.
Особое возмущение вызвали бюджетные траты на строительство объектов в преддверии летних Игр 2016 года и чемпионата мира по футболу, который пройдет в 2014 году. В совокупности на эти мероприятия Бразилия выделила $26 млрд.
В городе Бразилиа, столице страны, десятки протестующих прошли маршем мимо зданий конгресса и верховного суда, а примерно 80 радикалов попытались поджечь здание МИДа. Впрочем, остальные участники протеста в основном осуждали проявления насилия.
Число пострадавших в столкновениях с полицией исчислялось сотнями, а двое погибли. В отличие от нынешних волнений в фавелах тогда основным двигателем протеста считался бразильский средний класс.
Президент страны Дилма Роуссефф попыталась сгладить ситуацию, обратившись к протестующим и пообещав, что будет больше тратить на образование и здравоохранение, а $15 млрд на проведение чемпионата мира возместят частные компании, но окончательно охладить пыл демонстрантов ей так и не удалось.
На проходившем в Бразилии в конце июня Кубке конфедераций, своеобразной репетиции мундиаля, болельщики освистали не только выступление президента, но и собственную сборную.
Новая, менее массовая волна протеста против расходов на проведение чемпионата прошла по Бразилии в январе 2014-го. На демонстрации в Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу, Куритибе и Ресифи вышло несколько тысяч человек, а группы молодых людей в масках уже по традиции стали громить витрины магазинов и подожгли автомобиль.
Заместитель директора Института Латинской Америки РАН, доктор политических наук Борис Мартынов рассказал «Газете.Ru», что основа «старой, классической Бразилии» ломается - людей уже нельзя отвлечь футболом и карнавалом от социальных проблем.
«Футбол, карнавал - это всегда была отдушина для бразильцев, - подчеркнул Мартынов. - Если бы не футбол, кто знает, что бы там случилось, учитывая колоссальные социальные диспропорции.
Власти пытались действовать по старинке: вот вам чемпионат, а вот Игры. А эти механизмы уже не срабатывают. Ломается основа старой, классической Бразилии. Но другому качеству жизни должны соответствовать политические институты».
«Лучший мундиаль в истории»
Тем не менее бразильские власти всерьез настроены организовать праздник несмотря ни на какие волнения. Президент Дилма Роуссефф заявила, что правительство Бразилии не потерпит насилия ни в какой форме.
«Мы не дадим никому испортить праздник. Чемпионат мира по футболу - историческое событие для Бразилии», - отметила глава государства.
Выступая на Международном экономическом форуме в Давосе, она заверила, что страна готова провести «лучший мундиаль в истории футбола».
Вопросы безопасности сейчас приоритетная задача для бразильских властей. Правительство не без оснований опасается, что протесты и особенно вооруженные конфликты в непосредственной близости от стадионов могут не лучшим образом сказаться на посещаемости чемпионата. Ожидается, что в Бразилию поедут около 600 тыс. иностранных туристов, но реальные цифры могут оказаться не столь оптимистичными.
За радикальными группами протестующих уже организовали слежку. По некоторым данным, местные спецслужбы внедряют своих агентов в эти группировки и контролируют их электронную переписку.
По мнению властей, основными зачинщиками беспорядков являются члены неформальной группировки Black Blocs, действующей в ряде крупных городов. Именно ей правоохранительные органы уделяют особое внимание.
Во избежание неприятных последствий префект Рио-де-Жанейро Эдуарду Паис объявил сухой закон вокруг стадиона «Маракана» в дни матчей чемпионата мира. Запрет на продажу спиртных напитков на десяти улицах вокруг арены будет вступать в действие за два часа до начала матча и длиться еще два часа после финального свистка.
Всего на «Маракане» состоится семь матчей футбольного чемпионата мира, в том числе финал и встреча сборных России и Бельгии на групповом этапе.
Ромарио против Пеле
Мнения авторитетных людей в бразильском футболе заметно разделились по этому вопросу. К примеру, легендарный Ромарио, чемпион мира 1994 года и депутат Национального конгресса от социалистов, выразил мнение протестующих.
«Мы потратили огромную сумму на организацию чемпионата мира, это абсурд, и дальше будет только хуже. Правда состоит в том, что в Бразилии много воров», - заявил спортсмен.
Король футбола Пеле занял более миролюбивую позицию. По его словам, перед чемпионатом мира страна должна консолидироваться и забыть о политической ситуации.
«Конечно, все мы согласны с тем, что мы хотим лучшего для нашей страны в том, что касается новых школ и больниц. Но игроки ничего не могут поделать с этим или политической коррупцией, - отметил Пеле, который в свое время был министром спорта Бразилии. - Поэтому неправильно освистывать игроков, как это было на Кубке конфедераций. Повторюсь, футболисты не имеют никакого отношения к этим проблемам.
Нам нужно разделять эти вещи, потому что футболисты всегда показывают лучшую сторону Бразилии. Поэтому давайте поддерживать их, ведь это хороший момент для всех нас».
Главный тренер сборной Бразилии Луиз Фелипе Сколари и вовсе беспокоится лишь об игре своих подопечных.
«Думаю, что во время чемпионата мира протесты будут, - сказал он в интервью Terra Networks. - Я не против, если они будут спокойными, без погромов. Это демократично, но я не думаю, что чемпионат мира - самое подходящее время для различных акций. Могут ли протесты сказаться на сборной? Очень даже».
Стратегический подход
Удивительнее всего, что при всех бюджетных тратах и сопутствующих проблемах в стратегическом плане чемпионат мира может оказать небольшое, но благотворное влияние на экономику Бразилии.
Аналитики международного рейтингового агентства Moody's подсчитали, что расходы Бразилии на инфраструктуру составляют 0,7% общего инвестиционного плана страны на 2010–2014 годы, зато в течение следующих десяти лет мундиаль прибавит к ВВП Бразилии 0,4%.
По словам эксперта Moody's Барбары Маттос, экономика Бразилии слишком велика, чтобы краткосрочный футбольный турнир, затраты на который ограничены 12 городами, оказал на нее значительное влияние.
С другой стороны, от удачного проведения чемпионата зависит репутация страны, в том числе и финансовая. Успех турнира повысит статус Бразилии на мировой арене, а волнения во время матчей, напротив, испортят имидж страны.
Министр спорта Бразилии Алду Ребелу отмечает, что благодаря мундиалю дополнительная экономическая активность в период с 2010 по 2014 год составит 112 млрд реалов, к тому же во многих городах будет налажена инфраструктура.
Впрочем, можно с уверенностью говорить, что для людей, выступающих под лозунгом «Мирового кубка не будет!», первенство мира является лишь поводом, чтобы напомнить правительству о существующих социальных и экономических проблемах.
gazeta.ru/sport