В 2013 году Гибралтар вошёл в состав УЕФА. Корреспондент «Чемпионат.com» познакомился с новой сборной и страной, которую она представляет.
ВХОД В СТРАНУ – ЧЕРЕЗ АЭРОПОРТ
Если заранее не знать, что тебе предстоит пересечь государственную границу, можно и не заметить, как попадаешь из Испании в Гибралтар – одно из самых маленьких государств на планете, находящееся под суверенитетом Великобритании. Неприметный КПП сразу за оживлёнными торговыми рядами городка Ла Линеа де ла Консепсьон большинство проходит за пару секунд, доступ гражданам Испании свободный. Останавливают только туристов, но с декабря 2013 года для россиян попасть на территорию Гибралтара не составляет труда – больше не требуется специальная британская виза. Открытый «шенген» — и можете находиться в мини-государстве до семи дней совершенно беспрепятственно. Коротенькая анкета, раритетный штамп в загранпаспорт – и уже через пару минут любой российский турист присоединяется к нескончаемому потоку испанцев и гибралтарцев, которые ежедневно пересекают границу – кто по работе, а кто развлечения ради.
Едва оказавшись на заморской территории Великобритании, попадаешь… в аэропорт. Он в Гибралтаре уникальный – во-первых, из-за нехватки пригодной для строительства территории взлётно-посадочная полоса начинается прямо с моря – она и создана была на специальной насыпи. В государстве вообще дефицит земли, высокая плотность населения, поэтому насыпь – тот способ развития и расширения, который в Гибралтаре давно взяли на вооружение. Вторая особенность взлётно-посадочной полосы – её пересекает дорога, связывающая государство с Испанией, по которой и попадаешь в единственный город страны.
Когда садятся самолёты, улицу перекрывают – при помощи шлагбаума, как обычный железнодорожный переезд. Но рейсы бывают нечасто, порядка шести раз в день, так что долго ждать не придётся. С воздушным сообщением всё вообще непросто из-за сложных отношений с Испанией, которая до сих пор имеет виды на эту территорию. Поэтому самолёты летают лишь в Великобританию да Марокко, с которым Гибралтар граничит по воде.
МАЛЕНЬКИЙ СТАДИОН ДЛЯ МАЛЕНЬКОГО ГОСУДАРСТВА
Перейдя взлётно-посадочную полосу, оказываешься аккурат у стадиона «Виктория» — единственного в стране, где проходят все матчи чемпионата и кубка. Так что это тоже уникальная арена, расположенная буквально в паре десятков метров от аэропорта. Вот только пока национальная сборная Гибралтара, с третьей попытки ставшая-таки членом УЕФА в 2013 году, может проводить здесь лишь неофициальные товарищеские встречи.
Вместимость 5000 зрителей не соответствует критериям организации, поэтому сейчас проектируется новый «Европа Стэдиум» на 10 000 мест, который планируется построить к следующему отборочному циклу чемпионата мира – к 2016 году. К слову, в ФИФА Гибралтар пока не приняли: для этого должно пройти минимум два года членства в УЕФА. Но вполне возможно, что отбор к российскому мундиалю они начнут, и сделают это уже на своей арене. Пока же играть предстоит в португальскому Фару – именно этот стадион выбрали в местной федерации, хотя предлагался вариант и в самой Великобритании. Но выбор был сделан в пользу одного из ближайших – несколько сотен километров.
«МЮ» ГИБРАЛТАРСКОГО РАЗЛИВА
Так что в квалификации Евро-2016 оценить красоты Гибралтара его соперники не смогут. Больше повезет тем, кого жребий сведёт с местными клубами в отборе Лиги чемпионов и Лиги Европы, – они как раз побывать в карликовом государстве смогут. Сейчас клубы Гибралтара вряд ли способны дать кому-то бой – слишком долго они оставались в стороне от большого футбола. Хотя в середине XX века сюда приезжали испанские гранды и получали серьёзный отпор местных любителей.
Сейчас футбол в Гибралтаре остаётся полупрофессиональным – самые талантливые стараются уехать в команды низших лиг Испании и Англии, остальные совмещают игру с основной работой. Всего на 30 тысяч жителей 600 футболистов и два дивизиона. Часть команд была создана много десятилетий назад на базе фан-клубов. Так, в Гибралтаре есть свой «Манчестер Юнайтед», которому называться так разрешил лично сэр Мэттью Басби, и свой «Челси», а также «Бока Хуниорс». Бессменный же чемпион последних лет – «Линкольн», образованный в 1970-х как клуб местной полиции.
ТРЕНЕР ДЯДЯ БУЛА
Пока лишь считанное число игроков сборной Гибралтара, весьма удачно проведшей свой дебютный официальный международный матч (ничья 0:0 со Словакией), имеют опыт зарубежной карьеры. Самый известный – Дэнни Хиггинботам, уроженец Манчестера, чья мать родом из Гибралтара. Воспитанник «МЮ» немало поиграл в премьер-лиге, а в 34 года дебютировал в национальной команде под руководством своего дяди Аллена Булы, который, в отличие от сестры, на Британские острова не перебрался.
В Гибралтаре рассчитывают, что средства, которые поступают от участия в турнирах под эгидой УЕФА, помогут в развитии местного футбола. С одной стороны, с инфраструктурой в стране дела обстоят совсем неважно – спортивная жизнь маленького городка сосредоточена вокруг «Виктории» и четырёх её полей, которые не могут вместить всех желающих погонять мяч. С другой, у местных юниоров есть хороший стимул – возможность свободно уехать в один из английских или испанских клубов.
СКАЛА ОБЕЗЬЯН
Вообще история одного из легендарных Геркулесовых столбов насыщенная, но никак не связана со спортом. Край античного мира – место больших сражений и больших политических споров. Гибралтар был частью Римской империи и владением готов и вандалов, находился под властью мавров и Испании, а в 1704 году был захвачен британской флотилией. С тех пор испанцы не раз предъявляли права на этот крохотный, но стратегически значимый клочок суши. И хотя обосновавшиеся здесь англичане давно породнились с соседями, на референдуме подавляющее большинство жителей страны высказалось за сохранение британской власти. По преданию, Гибралтар будет оставаться британским, пока живы обитающие здесь обезьяны маготы. Живут они на скале, которая так и называется – Скала — и занимает добрую половину территории государства.
Во время Второй мировой войны, когда гора была испещрена подземными бункерами и туннелями, а Гитлер уговаривал Франко напасть на Гибралтар, обезьяны действительно едва не исчезли, и Уинстон Черчилль даже приказал увеличить их популяцию. Сейчас маготы прекрасно себя чувствуют, вовсю общаются с туристами, которые, несмотря на штраф в 500 фунтов, охотно кормят их фруктами. Впрочем, обезьяны настолько смелы и расторопны, что без труда и сами залезают в машины, в сумки и карманы курток в поисках съестного. А если туристов маловато – спускаются к подножию скалы и обворовывают сады местных жителей, так что те зовут их не иначе, как «чёртовы обезьяны». Приезжие их негодования не разделяют – где ещё бесплатно сфотографируешься с настоящим маготом, да ещё живущим не в вольере, а прямо в естественных условиях?
ФУТБОЛ КАК РЕКЛАМА СТРАНЫ
На главной улице Гибралтара (в названии тоже нет и капли фантазии – Main Street) чувствуешь себя попавшим в старую добрую Англию: британские пабы, красные телефонные будки, полицейские «бобби» в знаменитых шлемах, двухэтажные автобусы, ну и фунт как основная валюта (евро, правда, тоже принимают, но в магазинах такой курс, что лучше сразу заглянуть в обменник или пользоваться картой). Можно приобрести и форму сборной Гибралтара, которую охотно скупают туристы – пока это супер-раритет.
В магазинах она висит аккурат рядом с футболками грандов двух главных для гибралтарцев стран – «МЮ», «Челси», «Реала» и «Барселоны». Когда УЕФА признал Гибралтар, в городе был настоящий праздник с фейерверками и народными гуляньями. Многие постарались выбраться и на первый официальный матч в Фару. Ну а когда соперники по отборочным циклам начнут приезжать в сам Гибралтар – здесь обещают невероятный приём. Самую маленькую из европейских футбольных стран знают в основном благодаря античной и средневековой истории, географии, налоговым льготам, но вот её культура и спорт для остального мира загадка. Завесу тайны обещают приподнять у подножия легендарной скалы. Благодаря футболу о маленькой, но уютной и симпатичной стране должны узнать даже те, кто в школе плохо учил географию и историю.
Чемпионат.com