«Реал» выложил за Гарета Бэйла 100 млн. евро - но долго ли продержится этот рекорд? История роста трансферных рекордов посредством поэтапного преодоления «психологических» отметок в британских фунтах стерлингов – в этом материале.
100 фунтов – Вилли Гроувз (Шотландия). 1893 год. Полузащитник и нападающий. Из «Вест Бромвича» в «Астон Виллу».
В те далекие времена еще не существовало системы правил переходов игроков из одного клуба в другой, и «стоимость трансфера» Гроувза представляла собой штраф, наложенный на «Астон Виллу» английской футбольной федерацией. Руководство «Вест Бромвича» возмутилось поступком шотландца, который вместе со своим партнером по команде Джеком Рейнольдсом никого не предупредив, и ничего не согласовывая, просто взял и заявил, что отныне будет играть за другой клуб.
100 фунтов стерлингов в 1893 году были эквивалентны примерно 6 000 образца наших дней.
1000 – Альф Коммон (Англия). Нападающий. 1905 год. Из «Сандерленда» в «Мидлсбро».
Неслыханная для начала XX века «тысяча» была уплачена уже в силу определенных и вполне объяснимых обстоятельств. Переход Коммона, полностью согласованный и оформленный на законных основаниях, был обусловлен желанием «Боро» сохранить место в элитном дивизионе.
В феврале 1905 года (когда и состоялся переход) над командой нависла реальная угроза вылета, однако благодаря совершению дорогой покупки, катастрофы удалось избежать. На заключительном отрезке чемпионата приобретенный у «Сандерленад» форвард проявил себя во всей красе.
10 890 – Дэвид Джек (Англия). Нападающий. 1928 год. Из «Болтона» в «Арсенал».
Отметка в десять тысяч была пройдена через 23 года после перехода Коммона. Интересно, что предыдущий трансферный рекорд (5 тысяч за переход Сида Паддефута из «Вест Хэма» в шотландский «Фалкирк)» был превзойден более чем в два раза, и сделка вызвала большой общественный резонанс. К примеру, тогдашний президент Футбольной ассоциации Англии сэр Чарльз Клэгг, узнав о сумме трансфера, выступил с официальным заявлением, в котором было сказано, что «ни один игрок в мире не может и не должен стоить таких денег».
Впрочем, не менее любопытен и тот факт, что «канониры» изначально должны были заплатить еще больше. Боссы «Болтона» наотрез отказывались продавать свою звезду меньше чем за 13 тысяч. И тогда главный тренер «пушкарей» Герберт Чепмен пошел на хитрость. Он предложил обсудить сделку в баре одного из отелей, на что представители «Уондерерс» охотно согласились.
Заранее договорившись с барменом, Чепмен сделал так, что его собеседники уже через пару часов сильно захмелели, осушив несколько стаканов довольно крепкого джина с тоником. В напитке же, что подавался ему самому, алкоголя не было.
Платил за угощение, естественно Чепмен. В итоге гости «вечеринки» стали гораздо сговорчивее и снизили цену более чем на две тысячи фунтов.
10 890 фунтов стерлингов в 1928 году были эквивалентны примерно 364 000 образца наших дней.
152 000 – Луис Суарес (Испания). Полузащитник. 1961 год. Из «Барселоны» в «Интер».
Не имеющие пристрастий статистические факты гласят, что после окончания Второй мировой войны «мыльный пузырь» трансферного рынка раздули до гигантских размеров представители итальянской серии А. Подчас неконтролируемые финансовые потоки, зачастую носившие даже полукриминальный характер, привели к тому, что рекорды устанавливались и побивались за невероятно короткие промежутки времени.
Отметка в 50 тысяч фунтов была пройдена уже в 1952 году. Швед Хассе Йеппсон перешел за 52 000 из «Аталанты» в «Наполи», который тогда еще не владел ни одним титулом на Апеннинах, однако с небывалой легкостью выложил другому еще не знававшему ни одной громкой победы клубу умопомрачительную по тем временам сумму за переход отдельно взятого футболиста. Вследствие чего такое могло происходить – оставляем на суд читателей.
Уже через два года после трансфера скандинава футбольный мир удивил «Милан», который перед началом сезона 1954/55 перечислил уругвайскому «Пеньяролю» эквивалентную 72-м тысячам фунтов сумму за переход чемпиона мира 1950 года Пепе Скьяффино.
Ну а в преддверии сезона 1957/58 «красно-черных» «обскакал» туринский «Ювентус», также обративший свой взор в сторону Южной Америки. За «неимоверные» 93 тысячи фунтов в аргентинском клубе «Ривер Плейт» был приобретен Омар Сивори.
Впрочем, игра стоила свеч. Завоевавший в 1952-м году девятый для себя чемпионский титул «Юве», после этого никак не мог добыть «юбилейный» десятый скудетто, дающий право навечно прикрепить на форму золотую звезду. И именно в 1958 году, во многом благодаря стараниям Сивори, который забил в чемпионате 22 мяча и занял третье место в споре бомбардиров турнира, «Старая синьора» наконец-то «озвездилась». Причем сделала это первой.
Понятное дело, что такой «щелчок по носу» весьма не понравился миланскому «Интеру», и уже в 1961 году боссы «нерадзурри» приняли решение купить за 152(!) тысячи фунтов награжденного годом ранее «Золотым мячом» хавбека «Барселоны» Луиса Суареса по прозвищу «архитектор». В итоге уроженец Ла-Коруньи очень сильно помог «Интеру» уже к 1966-му году выиграть не хватавшие ему до «звезды» три титула чемпиона Италии, ну а годом ранее черно-синие стали первым итальянским клубом, ставшим двукратным обладателем Кубка чемпионов.
152 000 фунтов стерлингов в 1961 году были эквивалентны примерно 2,5 млн образца нынешнего времени.
1 200 000 – Джузеппе Савольди (Италия). Нападающий. 1975 год. Из «Болоньи» в «Наполи».
«Пробить» миллион фунтов удалось уже через 14 лет после сделки по Суаресу. Вошедшие во вкус итальянцы все продолжали наращивать «гонку трансферных вооружений».
«Психологические» четверть и половина миллиона были пройдены в 1963 и 1968 годах соответственно переходами Анджело Сормани из «Мантовы» в «Рому» и Пьетро Анастази из «Варезе» в «Ювентус».
И когда многим могло уже показаться, что ненасытные представители кальчо наконец-то успокоились, трансферный рынок взорвала «Барселона», купившая в 1973 году за сумму, эквивалентную 922 тысячам фунтов тогдашнего лидера амстердамского «Аякса» и сборной Нидерландов Йохана Кройфа. И этой сделкой «блауграна» вновь «разбудила» утихомирившийся было итальянский «Везувий».
Летом 1975 года форвард «Болоньи» Джузеппе Савольди перебрался в «Наполи» за 1,2 млн фунтов. При всем уважении к таланту и умениям данного футболиста, поставить его в один ряд с Кройфом вряд ли у кого как тогда, так и по прошествии времени, мог возникнуть даже намек. Так что нынешняя история с трансфером Гарета Бэйла отнюдь не нова. И все же сравнить есть с чем.
1,2 млн фунтов стерлингов в 1975 году были эквивалентны примерно 12,5 млн образца нынешнего времени.
10 000 000 – Жан-Пьер Папен (Франция). Нападающий. 1992 год. Из «Марселя» в «Милан».
Следующий существенный толчок в сторону увеличения трансферных сумм в клубном футболе дало появление на небосклоне новой эпохальной суперзвезды. Не будет преувеличением, если сказать, что игра Диего Марадоны многих просто сводила с ума. Естественно не стала здесь исключением и категория людей, обладающих внушительными финансовыми средствами. В итоге Марадона в течение двух лет «пробил» сразу две психологические отметки.
В 1982 году он за 3 млн фунтов перешел из аргентинского клуба «Бока Хуниорс» в «Барселону», однако когда Диего окончательно понял, что в столице Каталонии обрести счастье ему не удастся, тут же «подсуетился» уже «привыкший» к установлению трансферных рекордов «Наполи», без малейших раздумий выложивший за футбольного гения 5 миллионов.
Как выяснилось чуть позже, импульсивные неаполитанцы знали на что шли. Весной 1990 года «адзурри» благодаря Марадоне уже являлись двукратными чемпионами Италии и вошли в список обладателей еврокубков, завоевав в 1989-м Кубок УЕФА. Ранее о таких триумфах тифози «Наполи» не могли и мечтать. Переезд аргентинца на Апеннины практически совпал со временем (май 1984 года) получения Италией прав на проведение мундиаля-90.
Нетрудно догадаться, что вследствие этого «футбольная артерия» Страны спагетти заметно расширилась. Поэтому неудивительно, что даже второй трансферный рекорд Марадоны пал уже через три года. Летом 1987-го за 6 млн фунтов из нидерландского ПСВ в «Милан» перешел Рууд Гуллит, ну а сразу после проведения ЧМ за «Ювентус» начал выступать Роберто Баджо, купленный в «Фиорентине» за 8 миллионов.
«Десяток лимонов» «сорвал» еще через два года французский «Марсель» посредством «неслыханной щедрости» все того же «Милана», владелец которого Сильвио Берлускони в то время не скупился на приобретение звезд мировой величины. Правда, следует признать, что 10 миллионов фунтов за Папена были заплачены после довольно сложных и длительных переговоров.
10 млн фунтов стерлингов в 1992 году были эквивалентны примерно 20 млн образца нынешнего времени.
100 000 000 - ?
Поначалу могло показаться, что десятикратное увеличение суммы трансферного рекорда относительно стоимости трансфера Папена образца 1992 года, снова не займет более 15-17 лет. Уже в 1996 году Алан Ширер перешел из «Блэкберна» в «Ньюкасл» за 15 млн, а к лету 1999-го «планка» перевалила за 30 миллионов (Кристиан Вьери перебрался из «Лацио» в «Интер» за тридцать один миллион).
Летом 2000-го состоялся, пожалуй, самый запомнившийся переход. Он произвел эффект разорвавшейся бомбы не только вследствие рекордной стоимости трансфера.
«Предательство» Луиша Фигу, сменившего сине-гранатовые цвета «Барселоны» на белоснежную форму мадридского «Реала» обошлось заполучившего португальца «королевскому клубу» в 37 млн фунтов.
Ну а ровно через год продолживший курс на построение «команды-галактикос» «Реал» выложил 46,6 млн туринскому «Ювентусу» за Зинедина Зидана. Таким образом, прошло лишь 9 лет, а рекордная стоимость трансфера выросла уже почти в пять раз по сравнению с суммой, уплаченной «Миланом» за Папена.
Однако, следующего суперрекорда «пришлось» ждать целых восемь лет, прежде чем все тот же «Реал» «сразил наповал» новым достижением. Мадридцы не только заплатили 80 млн фунтов английскому «Манчестер Юнайтед» за приобретение прав на Криштиану Роналду, но и выложили 56 миллионов «Милану» за бразильца Кака. До той поры еще никто и никогда не платил 136(!) млн фунтов стерлингов за двух футболистов в одно межсезонье. Для сравнения данная сумма составляла 4700 годовых(!) средних зарплат явно не бедствовавших в 2009-м году лондонцев.
Трансфер Гарета Бэйла, из «Тоттенхэма» в «Реал», согласно данным специализированного интернет-портала transfermarkt.de составил 100 млн. По нынешнему курсу это 85,3 млн фунтов. Рекорд снова побит, однако сто миллионов в британской валюте пока еще «держатся».
Впрочем, ни для кого уже давно не секрет, что на данный момент в мире уже точно имеются минимум два игрока, за которых целый ряд клубов готовы заплатить не менее «психологических» ста миллионов фунтов при условии, что действующие контракты данных футболистов будут в силе как минимум еще два года.
Имеются в виду Лионель Месси и Криштиану Роналду, чей рекорд и побил недавно валлийский полузащитник.
Не исключено, что предстоящий следующим летом ЧМ в Бразилии поднимет до астрономических высот трансферную стоимость и других исполнителей. Судя по последним событиям, создается впечатление, что отметка в 100 миллионов фунтов будет преодолена в ближайшие год-два, а провозглашенная чиновниками УЕФА политика так называемого «финансового фэйр плей» окажется в итоге не более чем популистским шагом на фоне все увеличивающихся аппетитов сильных мира сего.
«Газета.Ru»