Собираем все самые безумные истории, в которые попадал главный тренер «Пасуша».
Коштинья vs Рабинер
Коштинья приехал в «Динамо» в качестве победителя Лиги чемпионов в составе «Порту» и серебряного призера Евро-2004. У команды и без того дела пошли как нельзя плохо, а в матче со «Спартаком» португальский полузащитник неудачно подкатился под Владимира Быстрова, за что и получил желтую карточку. Однако инцидент на этом не был исчерпан: журналист «СЭ» Игорь Рабинер написал открытое письмо с просьбой наказать динамовца за грубый фол против игрока сборной России. КДК, прочитав заметку, впаял Коштинье три матча дисквалификации, а самому Рабинеру, после угроз от болельщиков «Динамо», пришлось улететь в незапланированный отпуск в Штаты. Отмечу, что все это происходило за несколько недель до важнейшего матча сборной России с португальцами.
Я просто оставлю это здесь:
«Звездность категория относительная. Чем ближе оказывается звезда, тем больше видишь на ней пятен, – вдохновенно писал в «СЭ» Игорь Рабинер. – Помните, как хавбек «Порту» Коштинья в концовке ответного матча плей-офф Лиги чемпионов против «МЮ» добил мяч в ворота Хоуарда и вывел команду Моуринью на путь к сенсационному выигрышу Лиги? Спустя полтора года от такого мастера стоило ожидать класса – тем более что за два месяца набрать форму можно вполне.
Но – не идет. И он, злясь на себя, компенсирует отсутствие игры грубостью. В одном из эпизодов матча «Динамо» со «Спартаком» она переросла в хулиганство. Быстров пробросил мяч мимо вице-чемпиона Европы и уже был готов ворваться в штрафную, когда Коштинья, прекрасно видя (это ясно при повторе), что достать соперника не успевает, осознанным ударом едва не вывернул стопу Быстрова наизнанку. То, что полузащитник сборной России продолжил игру, – чудо…»
История с бутсами
Самая нашумевшая, самая опостылевшая уже история; впрочем, без нее список жизненных достижений Коштиньи был бы не таким красочным.
Все еще игрок «Динамо», португалец прибыл с командой на утреннюю тренировку, но без бутс. Юрий Семин, тогдашний главный тренер команды, построив подопечных, объяснял план занятия, Коштинья же сидел без обуви за пределами поля. Так и просидев всю тренировку, португалец объявил, что ему «не почистили бутсы».
«Был шокирован, когда меня отстранили от тренировок. Отстранили только за то, что я пришел в обычной обуви. Сразу замечу: ни от кого не требовал, чтобы мои бутсы кто-то чистил, как это потом пытались преподнести болельщикам. В тот день бутсы просто пропали. И в чем мне прикажете тренироваться?» – позже объяснил конфликт Коштинья.
Разругавшись с Семиным, обвинив попутно клуб в невыплате зарплаты, португалец отправился в «Атлетико» Мадрид. В «Динамо» он сыграл всего 10 матчей.
Избиение одноклубника
Во время двусторонки на тренировке «Атлетико» с Коштиньей столкнулся юный Якобо, принимавший участие в занятии в качестве игрока молодежной команды, и сразу же извинился перед португальцем. Но ветеран не принял извинения, что-то нашло на него, и он «нанес страшной силы удар по лицу» салаге. Партнеры, как говорят, с трудом оттащили взбесившегося Коштинью, продолжавшего молотить мальчугана, а после окончания тренировки около полусотни болельщиков – преимущественно родители молодых игроков – освистали гадкого португальца.
Каникулы в Бергамо
Оставив Мадрид, Коштинья перебрался в Италию – в «Аталанту». Но за три года португалец сыграл, внимание, 53 (!) минуты, занимаясь исключительно восстановлением от травм. Руководство клуба пыталось разорвать контракт с халявщиком, заявляя, что Коштинья «играл бы, если бы хотел», но тот шел на любые уловки, лишь бы не уезжать из Италии – он был, кажется, вполне доволен зарплатой в 700 тысяч евро в год. Опальный полузащитник весело проводил время и даже отправлялся в соседний Милан, чтобы посмотреть на «Интер» своего старого друга Моуринью, а после пропустить с мэтром одно-другое винцо.
Конфликт с Маратом Измайловым
Неожиданно расторгнув контракт с «Аталантой», Коштинья также неожиданно уже через два дня стал главным менеджером (если быть точнее – директором по футбольным операциям) лиссабонского «Спортинга». Первое, что он сделал на своей новой должности – отказался продавать Марата Измайлова в «Локомотив», сорвав трансфер на самом флажке: к тому времени все детали сделки уже были согласованы, а россиянин уже прошел медосмотр в Москве – словом, возвращение Марата в родной клуб было практически фактом.
Разумеется, не самый простой на характер Измайлов безрадостно воспринял эту новость и стал подозрительно часто болеть. Ситуация накалилась до предела, когда россиянин по неясным причинам пропустил важный матч Лиги Европы против «Атлетико». Клуб наложил на Измайлова штраф в размере 3300 евро, но игрок наотрез отказался платить, пригрозив судом.
«Измайлов больше не будет носить футболку «Спортинга». В важный момент он отказался помочь команде, в то время как некоторые, несмотря на проблемы со здоровьем, полностью отдают себя клубу. Не думаю, что существуют обстоятельства, при которых Измайлов сможет снова защищать цвета «Спортинга», – комментировал ситуацию Коштинья.
«В португальском клубе прекрасно сознают, что Измайлов прав, что именно колено, а не что-либо еще, помешало ему выступить против «Атлетико», – отвечал ему агент Измайлова.
«Что он вообще делает в клубе?!», – удивлялся сам футболист, рассказав о противоречивости действий и заявлений руководства «Спортинга», в частности Коштиньи.
Когда же я спустя годы после этого конфликта попытался выведать у Измайлова, в чем же действительно тогда было дело, почему все понимали, что Коштинья такой Коштинья, а Марат такой Марат, но с мертвой точки дело не сдвигалось, то он, немного помявшись, выдавил: русофоб.
Развал «Спортинга»
О, Коштинья был воистину кошмарным менеджером! Знаете, руководи он клубом НБА, непременно вошел бы в список самых бездарных спортивных руководителей по версии Билла Симмонса и еще ста аналитиков, в этом сомнений нет ни малейших (а так они просто не знают о существовании такого талантливого управленца). Если бы ему дали «Барсу» году в 2010-м, он за пару месяцев превратил бы лучшую команду мира в «Леванте».
Достаточно сказать, что Коштинья, будучи главным менеджером «Спортинга», назначил Пауло Сержио (знаете вообще такого?) на пост главного тренера, тогда как имел реальную возможность заключить контракт с Андре Виллашем-Боашем или с Домингушем Пасиенсией. Первый стал «новым Моу», второй же сделал из посредственной «Браги» конфетку.
Ну и, разумеется, болельщики никогда не простят Коштинье продажу Мигела Велозу и безумный совершенно для любого вменяемого лиссабонца трансфер Жоау Моутинью в «Порту».
После ряда бездарных решений, множества склок, конфликтов и грязи, Коштинья утратил свое влияние и практически не мог управлять делами в клубе.
Закончились же его мучения в «Спортинге» после скандального интервью телеканалу Sport 1, в котором он раскритиковал своих боссов, в том числе и президента клуба за то, что продали Лиедсона, да еще и без его, коштиньевского, ведома.
Под аплодисменты болельщиков Коштинья был уволен со своего поста.