Без таланта и влияния Скотти Пиппена величайший игрок всех времён Майкл Джордан мог сильно недотянуть до итоговой степени своего величия.
А многие ли помнят такой любопытный факт: Скотти Пиппен был выбран под общим пятым номером на драфте командой "Сиэтл Суперсоникс"? Представьте себе, они обменяли его на Олдена Поланиса, сделав "Чикаго" лучший подарок в их клубной истории (Джордана-то "быки" выбрали всё-таки сами). Чёрт возьми, даже если бы на носу была война между штатами Вашингтон и Иллинойс, не уверен, что Пиппена разумно было бы менять на батальон Поланисов, вооружённых до зубов. Он бы уделал их всех и на поле боя.
На прошлой неделе у Пиппена был день рождения, и за юбилеем Коби Брайанта великого форварда как-то забыли поздравить. А ведь речь идёт об одном из сильнейших игроков в истории баскетбола. Один мой коллега всерьёз утверждает, что Пиппен как баскетболист был лучше Джордана. И не спешите крутить пальцем у виска. Сначала прочтите вот какую цитату: "Да, Майкл Джордан — лучший игрок всех времён. Но в том "Чикаго" лучшим игроком был Пиппен". Знаете, кто сказал? Чак Дэйли, создатель великого "Детройта", дважды кряду выигрывавшего чемпионство на закате 80-х и тренер первой, оригинальной "дрим-тим".
Я общался с Пиппеном дважды в своей жизни — и в моей голове по итогам этого общения поселилось подозрение, что этого человека недооценили современники потому, что он был… слишком скромным, умным и интеллигентным.
А ведь его недооценили, несмотря ни на какие регалии.
Обладай Скотти более дерзким нравом, будь он более амбициозен, считай он, что суперзвезда не может быть Робином при Бэтмэне, — и в "Чикаго" его бы не было году этак к 1991-у. И как знать, сколько тогда перстней завоевал бы Его Воздушество. Я уж не говорю о том, что было бы, играй Пиппен за команду, выбравшую его на драфте. Шон Кемп пришёл в "Сиэтл" в 1989-м, Гэри Пэйтон — годом позже. Макмиллан в команде уже был, а позже, когда пришли Хокинс, Шремпф и Перкинс, это был уже клуб, уступавший на планете только одному коллективу, — джордановско-пиппеновскому "Чикаго". В регулярном сезоне-1995/96 "Соникс" одержали 64 победы, в плей-офф добрались до финала. Пэйтон и Кемп тогда попали только во вторую символическую пятёрку первенства. Пиппен был в первой (разумеется, вместе с Джорданом). Да, в той финальной серии Майкл звездил страшно, но Пиппен набирал по 15,7 очка, делал 8,2 подбора, 5,3 передачи и 2,3 перехвата в среднем за матч.
"Скотти мог забить 4 очка, но доминировать в игре, влиять на неё, как никто другой. Это и делало его особенным", — слова Стива Керра, выигравшего с Пиппеном три чемпионата подряд.
Леброн Джеймс — это вовсе не новый Майкл Джордан, как ни приклеивали к нему этот ярлык с детства. Леброн — это новый, улучшенный Скотти Пиппен. Совершенный баскетболист, умеющий сыграть на всех пяти позициях, — Скотти был таким задолго до нынешнего Короля. Только у него самого не было шанса стать королём. Не снимай свой лучший фильм в год, когда выходят "Унесённые ветром", — так, кажется, говорят в Голливуде. Не будь даже идеальным баскетболистом в одной команде с Джорданом, — так, вероятно, звучит аналогичная поговорка в НБА.
Незачем рассказывать о том, что как человек Пиппен был всегда более приятен своим одноклубникам, чем Джордан. Об этом одноклубники много раз рассказывали сами. Речь именно о том, что он недополучил своей славы, которая полагалась ему от рождения. В сезоне-1993/94, когда Джордан ушёл в бейсбол, ведомые Пиппеном "Буллз" одержали в "регулярке" 55 побед. Сам Скотти набирал 22,0 очка, делал 8,7 подбора, 5,6 передачи и 2,9 перехвата в среднем за игру. Очень даже леброновская статистика, не правда ли?
"Джордан всегда знал, что Пиппен был кем-то особенным. Часто говорят, что они были необходимы друг другу. Но я не уверен, что Джордан был нужен Пиппену больше, чем Пиппен Джордану", — слова Текса Уинтера, изобретателя знаменитого "треугольного нападения". Кстати, внедрявший эту систему вместе с Уинтером сначала в "Чикаго", а затем и в "Лейкерс", Фил Джексон как-то вспоминал, что с её пониманием и принятием периодически возникали проблемы у каждого игрока. У Джордана, у Шакила О'Нила, у Коби Брайанта. У каждого, кроме Пиппена.
Ключевым фактором первого выигрыша чикагцами титула была защита Пиппена против Мэджика Джонсона, — это отмечали буквально все, от Билла Пэксона до самого Мэджика. Это одна из тех вещей, которыми Скотти напрямую "кормил" Джордана: он очень часто опекал самого опасного атакующего игрока в составе соперника, в том числе и среди защитников. В тот период Джулиус Ирвинг называл Пиппена "более универсальным и богаче оснащённым баскетболистом, чем Джордан". Мнение авторитетное.
Но есть в этом вопросе ещё более авторитетный голос. И принадлежит он Майклу Джордану, величайшему и единственному, не признававшему и никогда не признающему ничьего превосходства над собой. "Я знаю, что он сделал из меня лучшего игрока. К сожалению, только через какое-то время, когда мы оба уже завершим карьеры, люди поймут, насколько Скотти Пиппен был хорош на самом деле".