К Борису Джонсону есть вопросы как британскому премьеру, но в деле велосипедизации он был и остается большим молодцом.
На прошлой неделе Борис Джонсон анонсировал транспортную программу под названием Gear Change. В буквальном переводе - «Смена передач», но речь больше о смене транспортного средства как такового. Джонсон, во времена своего мэрства много сделавший для велосипедизации Лондона, теперь хочет изменить транспортные привычки всей Британии.
«Велосипед приносит пользу не только вам. Он не просто делает вас счастливее. Не просто делает вас здоровее. Он помогает миллионам других людей, даже если они не планируют сами сесть на велосипед. Велосипед - это меньше загрязнения воздуха и меньше шума. Это более активная торговля. Это меньше машин, которые стоят перед вами на светофоре», - так политик расписывает радости велосипедизма.
Эндрю Джиллиган, серый кардинал британского велосипедизма. Фото: Getty Images.
Когда год назад Джонсон занял кресло премьера, он назначил своим советником по велотранспорту Эндрю Джиллигана, который работал с ним в лондонской мэрии. Считается, что именно Джиллиган инициировал тогда строительство обособленных велодорожек (хотя лавры и достались мэру). Теперь он хочет распространить эту практику на всю страну. «Инфрастуктура, состоящая из одной только краски, предполагающая, что пешеходы и велосипедисты делят одно пространство, и никак не меняющая статус кво, финансироваться не будет», - говорит Джиллиган.
Борис Джонсон общается с владельцем веломастерской. Фото: Getty Images.
Одна из причин такой активности - стремление правительства привить соотечественникам здоровый образ жизни. Сейчас 63% британцев имеют лишний вес, а треть из них страдает ожирением. И это не только взрослые; лишние килограммы есть у каждого третьего школьника 10-11 лет. Британские врачи общей практики впредь будут прописывать пациентам поездки на велосипеде как средство для снижения веса. Новые велодороги, по задумке Джонсона, станут «гигантским спортзалом, открытым 24 часа в сутки и абсолютно бесплатным». На строительство такого «спортзала» правительство собирается потратить 2 миллиарда фунтов стерлингов. Премьер анонсирует это как «самое радикальное новшество в наших городах со времен появления моторизованного транспорта».
Программа Gear Change предполагает также обучение езде на велосипеде для детей и взрослых, изменения в правилах движения в интересах пешеходов и велосипедистов, создание новых стандартов велоинфрастуктуры и масштабную установку велопарковок.
Проблема ожирения стоит в Британии давно, и до последнего времени Джонсон считал, что правительство не должно вмешиваться в привычки граждан, но по итогам ковида, которым он переболел и сам, изменил мнение. Ожидается, что за анонсом велореволюции последует запрет на телевизионную рекламу джанкфуда.
По материалам публикации в Forbes