Российскую сборную по футболу пугают дисквалификацией. Но доказательств пока нет.
За год до старта чемпионата мира в России хозяев турнира обвинили в самом страшном грехе: по информации Daily Mail, отечественные игроки принимали допинг во время мундиаля-2014. Этот вопрос освещался не так шумно, особенно на фоне разбирательств с чемпионами Сочи-2014. Ситуация накалилась к декабрю: сначала Международный олимпийский комитет (МОК) наказал сборную России отстранением от Игр в Пхенчхане, а потом Томас Бах предложил ФИФА поискать допинг в футболе. В ответ международная федерация решила перепроверить пробы российских спортсменов. Действительно ли мастера мяча принимали запрещенные препараты и чем грозит расследование ФИФА - в материале «Ленты.ру».
Допинг-team
Пока комиссия МОК решала судьбу российских олимпийцев, ФИФА вела собственное расследование о допинге в российском футболе. В кабинетах международной федерации об этом задумались еще в июне. Тогда британские СМИ сообщили: 34 российских игрока оказались под подозрением, 23 из них входили в состав сборной на чемпионате мира-2014. Англичане, так и не смирившиеся с поражением в споре за право проведения мундиаля-2018, вновь заговорили о том, что «грязная» Россия не очень-то пригодна для проведения главного турнира в мировом футболе.
«Одно и то же продолжается уже лет семь. Англичане все никак не угомонятся: то одно им не нравится, то другое, то третье. Давайте этому не верить. Если появится официальное сообщение ФИФА, тогда уже будем реагировать», - заявил тогда Вячеслав Колосков, почетный президент Российского футбольного союза (РФС).
Чуть позже глава независимой комиссии Всемирного антидопингового агентства (WADA) Ричард Макларен рассказал о существовании целого банка с чистой уриной для российских игроков. Конкретных доказательств канадец, как обычно, не предоставил, лишь показал одну из проб, которая якобы принадлежала футболисту, выступающему в Российской футбольной премьер-лиге (РФПЛ). В июле Ричард Паунд, член МОК и бывший глава WADA, призвал ФИФА начать независимое расследование.
Слухи, которые крутились вокруг сборной России, ничем не подкреплялись, да и перед Кубком конфедераций команда сдала допинг-тесты, которые оказались отрицательными. Сентябрь-октябрь прошли спокойно, как будто и не было никаких обвинений. Сборная играла товарищеские матчи, постепенно сформировался состав участников чемпионата мира.
Российская запрещенка
Ситуация стала накаляться к ноябрю, ближе к заседанию исполкома МОК, на котором должно было решиться будущее российского олимпийского спорта. После решения комитета Россию даже предложили лишить участия в мундиале. «Любое международное соревнование может продолжаться без какой-либо страны, так почему не удастся провести мундиаль в России? Я признаю, на практике это трудно представить, но почему бы и нет?» - заявил сгоряча глава института Национальных антидопинговых агентств Джозеф де Пенсье.
И хотя 20 ноября ФИФА заявила, что не обнаружила нарушений антидопинговых правил российскими игроками, в федерации уточнили, что это лишь предварительные результаты расследования, которое будет продолжаться.
В дела российского футбола ожидаемо оказался вовлечен и главный иуда российского спорта Григорий Родченков. Упоминаемость его фамилии выросла в разы, однако в основном он говорил все же о сочинских чемпионах. Тем не менее досталось и футболистам. Родченков заявил, что предоставит ФИФА данные, которые докажут участие российских футболистов в «государственной программе поддержки допинга». Речь шла о тех самых 34 игроках, имена которых просочились в прессу.
Сразу после этого ФИФА решила связаться Родченковым, а в СМИ появились слухи о том, что ассоциация получит новые данные о допинге в российском футболе от WADA. Встречу между представителями организаций запланировали на 14 декабря. Некий неназванный информатор предоставил агентству базу данных московской лаборатории о допинг-тестах в период с января 2012-го по август 2015 года.
Буквально несколько дней спустя СМИ завели речь о том, что ФИФА начнет перепроверку допинг-проб российских футболистов с середины января 2018 года. Организация проведет специальный анализ пробирок, чтобы установить возможность их незаконного вскрытия, и будет действовать методами МОК и WADA.
Главный тренер сборной России по футболу Станислав Черчесов, президент Российского футбольного союза Виталий Мутко и врач сборной Эдуард Безуглов (слева направо) на тренировке команды перед товарищеским матчем против сборной Аргентины.
Допинга нет?
Подобная информация на фоне отстранения российской сборной от Олимпийских игр 2018 года заставляет задуматься о правомерности подозрений мирового спортивного сообщества. Даже президент Международного олимпийского комитета Томас Бах обратился к футбольной федерации - заявил, что готов помочь найти у русских запрещенные вещества.
Ситуация для российского футбола нерадостная. Футбол, казалось, был на обочине допинговых скандалов. Зачем игрокам запрещенные вещества, чтобы пинать мячик? Да и статистика на стороне футбола. На чемпионате мира в 2010 году из 552 проб, взятых на турнире в ходе сборов и контрольных матчей, ни одна не дала положительного результата. Та же ситуация и с 284 пробами участников чемпионата Европы 2012 года. По данным ФИФА, при том, что количество тестов год от года возрастает, число случаев использования запрещенных веществ продолжает балансировать вокруг отметки 70-80 в год - от 0,2 до 0,3 процента.
Однако представители WADA считают, что футболистов практически не проверяют на запрещенные вещества. «Футболист за целый год может не пройти проверку ни разу», - заявил представитель ассоциации. Именно WADA выступила инициатором введения в футболе анализов крови, а теперь и «биологических паспортов», давно уже ставших обычным делом в других видах спорта. ФИФА до последнего не подписывала устав WADA и сделала это последней из международных федераций по олимпийским видам спорта в 2006 году.
Прошлый век
Допинговые скандалы в футболе разгорелись не сегодня. В финале чемпионата мира 1954 года сборная Германии обыграла фаворита мундиаля - венгров. Вызывала сомнение сила немецкой сборной, ведь в группе Германия проиграла тем же венграм со счетом 3:8. Впоследствие в СМИ просочилась информация, что немцы играли на допинге, употребляя метамфетамин первитин. Препарат был популярен среди немецких солдат на войне. Из-за побочных эффектов после финала победителей тошнило, а работник стадиона признался, что видел в немецкой раздевалке шприцы и ампулы.
Самым ярким футболистом-нарушителем считается Диего Марадона. Легендарный игрок феерил на победном для Аргентины чемпионате мира-1986 в Мексике и на итальянском ЧМ-1990, где почти единолично вывел свою сборную в финал. Американский мундиаль 1994 года стал лебединой песней Диего. Однако в крови спортсмена нашли эфедрин, за что он был отлучен от футбола на пятнадцать месяцев, а по истечении этого срока и вовсе завершил карьеру.
Российский футбол тоже небезупречен. Бывшие работники «Спартака» рассказывают, что в нулевые тренерский дуэт Андрей Чернышев и Сергей Юран активно использовали бромантан. Препарат выдавался игрокам для стимулирования физической реабилитации. Бромантан был разработан советскими медиками для применения в Афганистане с целью повысить выносливость солдат в условиях жары. По словам Юрана, врач команды раздавал перед матчами таблетки ведущим игрокам «Спартака». В 2004 году капитан красно-белых и игрок сборной России Егор Титов получил годичную дисквалификацию за употребление бромантана.
Примеров применения допинга в футболе масса. Однако разоблачения российского футбола ФИФА и WADA не имеют спортивных целей - сборная России не фаворит предстоящего чемпионата мира. Добиться переноса турнира из России после открытия продаж билетов тоже невероятно сложно. Однако вполне возможно отстранить группу игроков сборной от ЧМ-2018 или дисквалифицировать всю российскую команду.
Не ясно только одно: как запрещенные вещества помогают нашим футболистам. Если немцы в 1954 году, марадоновская Аргентина и «бромантановский» «Спартак» добивались результатов, то сборная России - нет. Как верно подметил вице-премьер Виталий Мутко, «если мы так на допинге играем, то что будет, если мы будем играть без него?».