Если подсчитать все известные расходы на подготовку к футбольным турнирам, то Франция на Евро-2016 потратит менее трех миллиардов евро и заработает около полутора миллиардов. Россия потратит на чемпионат мира - 2018 около десяти миллиардов и заработает, может быть, миллиард.
Конечно, сравнивать сложно: Франция уже принимала как чемпионат Европы, так и чемпионат мира по футболу. Это развитая индустриально туристическая страна, где не пришлось отстраивать новые отели и дороги. На подготовку инфраструктуры Пятая республика потратила «сущие копейки» - около 500 млн евро. В основном деньги пошли на точечную реконструкцию и реставрацию городов, подготовку дорог (которые во Франции и так прекрасные, пришлось лишь кое-где поменять покрытие да съезды подготовить).
Основной статьей расходов Франции стали, естественно, стадионы. В общей сложности программа по реконструкции и постройке новых арен обошлась федеральному и городским бюджетам в 1,6 млрд. При этом – внимание – Франция построила четыре новых стадиона (Бордо, Лион, Лилль, Ницца), в остальных городах провела существенную реконструкцию арен (это еще шесть стадионов).
Не забыли французы и про вклад в будущее: готовясь к новому буму популярности футбола после Евро (хотя куда уже больше, тут и так сходят с ума по этой игре), власти выделили 40 млн на помощь маленьким и детским клубам. В основном деньги пошли на обновление помещений, тренировочных залов, душевых кабин, полей.
Страна вообще пытается думать на перспективу: уже стартовала государственная программа по подготовке тренеров и других околофутбольных специалистов. Волонтеры, которым предстоит работать на Евро-2016, тоже приступили к тренингам: причем заявок поступило значительно больше, чем было мест в программе. Из всех претендентов отобрали семь тысяч человек. Вот уже несколько месяцев работает специальная группа маркетологов и футбольных экспертов, которые с программой «Дорожная карта» разъезжают по разным городам страны (тем, что не участвуют в проведении Евро), общаются с людьми и рассказывают им, какие именно дивиденды страна и данный конкретно город получат.
Отдельная, непредвиденная изначально статья расходов – это безопасность и борьба с последствиями террористических атак на Париж 13 ноября 2015 года. После этого было решено увеличить бюджет на меры безопасности как на стадионах, так и в городах и фан-зонах на 10%. В итоге он составит 34 млн. Причем деньги выделяет не только федеральное правительство, но также городские администрации и УЕФА. Для примера: самой дорогой программой безопасности признан план в Бордо. На него выделят 4,3 млн. Это на работу со стадионами, фан-зоной и в городе. Для сравнения: соседняя Тулуза потратит на эти цели всего 500 тыс.
Еще 2,5 млн Франция выделила на работу с туристами после атак. Конкретно: на рекламные кампании, помощь туроператорам и авиалиниям в убеждении туристов вернуться в Пятую республику. Лично мэр Парижа Анн Эдальго даже обратилась с открытым посланием к японцам, которые после атак прекратили ездить в столицу.
«Возвращайтесь в Париж, - заявила градоначальница. – Мы, конечно, страдали. Но мы продолжаем работать, и жизнь идет своим чередом».
По большому счету это все расходы на проведение Евро-2016, которые Франция разделит с УЕФА. При этом ожидаемый вклад турнира в экономику страны на данный момент эксперты оценивают в 1,3 млрд. И тут отмечаются несколько основных аспектов.
Первый: создание новых рабочих мест. Для работы на турнире было нанято 94 тыс. человек. Заключены контракты с 250 компаниями. Причем 80% тендеров выиграли французские фирмы. Соответственно, деньги, выделяемые федеральным и городскими бюджетами, остаются в стране и работают на стимуляцию экономики. Отдельно стоит подчеркнуть, что участие в подготовке и организации Евро-2016 может стать уникальным шансом для малых и средних предприятий. Таких, как дизайнерское бюро ZeBrand, выигравшее национальный конкурс на создание маскота первенства со своим Супер-Виктором.
Второй источник дохода: продажа билетов, которая стартовала 12 декабря прошлого года. В оргкомитете ожидали, что 60% заявок на билеты поступят от французов, 40% от иностранцев. Реальность оказалась четко обратной: больше всех на футбол хотят попасть немцы и англичане.
Францию хвалят за гибкую билетную систему. Она включает как возможность приобретения обычных билетов, так и целых пакетов. Например, «платиновый тариф» на игру на человека оценен в 1225 (без налога), «золотой» - 780 (без налога). Есть также возможность заказать ложу и даже организовать целый прием. В общей сложности предполагается, что зрители принесут французской экономике 775 млн.
Ну и не стоит забывать о простых туристах. Франция здесь в выгодной ситуации: это страна с развитыми туристическими традициями, прекрасной инфраструктурой и удобным положением в Европе.
Ни немцы, ни британцы, ни бельгийцы, равно как и представители большинства стран Старого Света, чьи команды отобрались для участия в Евро-2016, не откажут себе в удовольствии заехать во Францию хотя б на выходные. Даже не имея на руках билетов на игры. Просто чтобы прочувствовать атмосферу турнира. И доходы от этих туристов – а их будут тысячи и тысячи – пока в финансовых прогнозах не прописаны.
Так что на данный момент выходит, что в ближайшей перспективе Франция «отобьет» расходы на Евро-2016 как минимум на 50%. Ну и естественно, в стране надеются, что проведение турнира будет иметь дальний положительный эффект на экономику страны.
Проведение чемпионата мира по футболу 2018 года – совсем иная история. Для России это будет первый большой турнир, многие из городов, отобранных для проведения игр, туристическими направлениями пока не являются. В большинстве случаев инфраструктуру приходится развивать чуть не с нуля.
Например, расходы на дорожные работы корректировались, причем в сторону увеличения. В 2014 году, пересматривая бюджет, правительство добавило 13%, доведя бюджет на строительство и реконструкцию дорог до 23 млрд руб. Среди основных программ предусматривалась реконструкция дороги до аэропорта Саранска; реконструкция шоссе Летчиков от интернационального аэропорта Волгограда; строительство улично-дорожной сети на территории острова, на котором будет построен стадион в Калининграде; реконструкция автомобильной дороги Калининград - Мамоново II (пос. Новоселово) - граница Республики Польша; реконструкция подъезда к аэропорту Нижнего Новгорода; строительство ул. Южный подъезд - ул. Левобережная (в Ростовской области); реконструкция автомобильной дороги Волжский - аэропорт Курумоч (в Самарской области); строительство путепроводной развязки на пересечении Пулковского шоссе с Дунайским проспектом в Петербурге.
О цифрах в оргкомитете ЧМ-2018 говорить не очень любят. Но информация, то и дело всплывающая в СМИ, даже учитывая названные выше факторы, иногда шокирует. Утверждается, например, что арена в Санкт-Петербурге в конечном итоге будет стоить миллиард!
Нет, если в Северной столице планируют установить золотые кресла на трибунах, это можно понять. В противном случае логичного объяснения этому найти нереально. Франция потратила сумму лишь в полтора раза большую на строительство четырех новых арен (по самым современным стандартам) и реконструкцию еще четырех. Выходит шокирующе даже в сравнении с другим стадионом российского проекта – стадион «Спартака» практически в центре Москвы стоил в два раза дешевле…
Сейчас очень сложно подсчитать точный бюджет в валюте, ибо с момента его утверждения и по сегодняшний день курс рубля скорее напоминал американские горки. Изначально утвержденная сумма равнялась 13,5 млрд, сегодня это менее 8 млрд. Но понятно, что деньги тратились на протяжении всего этого периода (причем большая часть из них до скачка курса).
Это в любом случае больше, чем потратила Бразилия на свой чемпионат мира. Но и заработает Россия больше, чем ее предшественница. Все-таки Россия находится ближе к Европе. И предположительно, большее количество туристов до нас доедет. Тем более что законодательные меры были приняты: на время ЧМ-2018 для болельщиков будут отменены въездные визы. Ожидается, что Россию посетят 1,5 млн иностранцев (в полтора раза больше, чем Бразилию четырьмя годами ранее).
Сколько они потратят – пока предполагать рано, ибо цены на билеты станут известны позже. Но международные аналитики прогнозируют, что примерная выручка от продажи билетов составит 645 млн (большую часть этой суммы получит российская сторона).
Естественно, будут другие доходы от туристов, а также от спонсоров и от продажи прав на трансляции. Но даже если Россия сможет заработать примерно столько же, сколько заработают французы этим летом, все равно расходы на организацию и проведения ЧМ-2018 в десять раз превысят доход.
В правительстве с началом кризиса вопрос бюджета на ЧМ-2018 поднимался неоднократно. В начале текущего года он даже был сокращен – на 30 млрд руб. И составил в итоге 631,5 млрд. Де-факто в оргкомитете и Минспорта признали, что изначальный план был раздут. По словам Виталия Мутко, сократить бюджет удалось за счет урезания «избыточных» объектов: лишних гостиниц и четырех (!) тренировочных баз в районе стадионов.
В идеале в оргкомитете ЧМ-2018 хотели повторить сочинскую историю. Когда новый олимпийский город, начиная от инфраструктуры и заканчивая спортивными объектами, был отстроен с нуля. Только в данном случае речь идет о 12 городах. Понятно, Москву или Санкт-Петербург заново отстраивать не нужно. Но в большинстве городов накопилось много потребностей для полноценного развития как самого населенного пункта, так и туризма на его территории.
Но только Сочи строился в докризисные времена. И, говоря о ЧМ-2018, в правительстве подчеркивают: «Такого размаха, как перед Олимпиадой-2014, уже не будет».
Газета.Ru