Шесть лет назад прошёл Гран-при Бразилии, сделавший Баттона чемпионом мира на десятый год в Формуле-1. Кто ещё ждал титула так долго?
Дорога к чемпионству бывает разной - кто-то выигрывает титул уже на второй сезон, а кому-то приходится дожидаться своего шанса годами. Шесть лет назад Дженсон Баттон финишировал пятым на Гран-при Бразилии и за один этап до окончания первенства завоевал чемпионское звание. Это был его десятый год в Формуле-1.
В честь победы Баттона вспоминаем его путь на вершину и ещё четырёх чемпионов мира, которым пришлось долго бороться за свой успех.
97 Гран-при Джоди Шектера: история исправления
Он в Формуле-1 ненадолго», - прокомментировал дебют 23-летнего южноамериканца Эмерсон Фиттипальди. Джоди Шектер едва не выиграл свою третью гонку, а в первой чуть не поднялся на подиум. Тем не менее за безрассудство и грубые ошибки Ассоциация пилотов Гран-при требовала его отстранить.
Гонщика изменила трагедия в Уоткинс-Глене. В октябре 1973-го в квалификации к Гран-при США разбился Франсуа Сэвер, с которым Шектер должен был выступать в «Тиррелле» в следующем году. Джоди первым из пилотов оказался на месте аварии и увидел изувеченное тело коллеги.
С этого момента Шектер стал по-другому относиться к гонкам и превратился в одного из самых стабильных пилотов на стартовой решётке. Восемь подряд финишей в очках в 1974-м - редкость для того времени. Шектер на равных сражался с грандами того времени - Фиттипальди, Лаудой, Хантом, Регаццони, но «Тиррелл» стабильно уступал «Макларенам» и «Феррари».
Накануне сезона 1979 года «Скудерия» неожиданно пригласила на место Ники Лауды именно Шектера. Скептики утверждали, что Джоди не сработается с «Феррари»,но он, как более опытный на фоне Жиля Вильнёва, стал лидером команды. Новая 312T получилась отменной машиной, и Джоди за один этап до окончания сезона - в своей 97-й гонке в Формуле-1 - обеспечил себе титул.
112 гонок Мики Хаккинена: самый титулованный в Финляндии
«Летучий финн», как его назовут позже, появился в Формуле-1 в начале 90-х. После ярких побед в Формуле-3 Хаккинена заметил Рон Деннис, и при поддержке «Мировой команды Мальборо»гонщик попал в «Лотус». После двух лет борьбы в середине пелотона Мика уже практически получил контракт боевого пилота«Макларена», но внезапно команда выбрала чемпиона серии CART Майкла Андретти.
Американская звезда не оправдала ожиданий, и под конец сезона Мике всё же предоставили место в кокпите. Хаккинен сразу впечатлил своей скоростью в квалификации, и, когдаАйртон Сенна ушёл в «Уильямс», финн стал главной надеждой Рона Денниса.
Тем временем «Макларену» было не до борьбы за титул. Новое партнёрство с «Пежо» не заладилось, и в Уокинге всё дальше отставали от «Уильямса» и«Феррари». В 1995 году Хаккинен и вовсе чуть не убился в Аделаиде.
Ситуация изменилась, когда Деннис уговорил перейти в «Макларен» Эдриана Ньюи и переметнулся от «Пежо» к«Мерседесу». Уже в 1997-м Хаккинен после памятного столкновения Вильнёва и Шумахера выиграл первый Гран-при, а к следующему году Ньюи подготовил и вовсе непобедимую машину.
В первой же гонке две MP4-13 на круг опередили остальные машины. Первым линию финиша пересёк Хаккинен - Култхард пропустил потерявшего время в боксах финна, придерживаясь предстартовых договорённостей. Затем Мика выиграл в Бразилии, Испании и Монако и уверенно повёл в чемпионате. Драматичная развязка в Сузуке, ставшая для Хаккинена 112-й гонкой, принесла ему девятую победу в Гран-при и титул чемпиона Формулы-1.
В 1999-м Мика Хаккинен завоевал второе подряд чемпионское звание и уже 16 лет остаётся самым титулованным финном в «королевских гонках». А Михаэль Шумахер именно Мику назвал своим лучшим соперником за всю карьеру.
121 этап Кими Райкконена: за Уокинг и против Уокинга
Преемником Хаккинена в «Макларене» должен был стать Райкконен - новая восходящая звезда из Финляндии. Во время дебюта в Формуле-1 у Кими за плечами была лишь двухлитровая Формула «Рено». Многие считали, что он недостаточно опытен для уровня Гран-при.
Тем не менее новичок достойно смотрелся на фоне Ника Хайдфельда и вместо немца получил предложение Рона Денниса перебраться в Уокинг. Первый сезон в «Макларене» Кими набирался опыта у Дэвида Култхарда, потом начал опережать шотландца, а после его ухода на фоне невразумительных выступлений Монтойи стал в коллективе лидером.
В 2003 году Райкконен закончил чемпионат на втором месте, проиграв лишь доминировавшей «Феррари». После неудачной MP4-19 снова бороться за чемпионство Кими смог только в 2005-м, но в результате постоянных сходов и поломок опять остался вторым - теперь позади «Рено».
В конце 2006 года об уходе из Формулы-1 объявил Михаэль Шумахер, и на его место Жан Тодт позвал Кими. Как и в случае с Шектером, говорили, что финн эмоционально не подходит «Скудерии», но Райкконен выиграл первую же гонку в красном комбинезоне и быстро стал своим. В Уокинге тем временем зрел конфликт Алонсо и Хэмилтона, на фоне которого финн в своей 117-й гонке с преимуществом в одно очко вырвал победу в чемпионате.
169 гонок Дженсона Баттона: вундеркинд в поисках хорошего места
На год раньше Кими Райкконена в Формулу-1 пришёл Дженсон Баттон. В 2000 году его называли вундеркиндом с Туманного Альбиона - новичок года в британской Формуле-3, призёр Гран-при Макао, лауреат премии «Макларен» и BRDC, имеет опыт тестов в Формуле-1. Шанс предоставил Фрэнк Уильямс, который устроил «сравнительные тесты»:Баттон опередил чемпиона Формулы-3000 Бруно Джункейру и выиграл место в кокпите.
Правда, это место Дженсон и потерял достаточно быстро - по окончании первого же сезона «Железный Фрэнк» предпочёл ему Хуана-Пабло Монтойю, новую звезду из-за океана. Баттон отправился искать счастья в Энстоун, но и там вынужден был освободить место - на этот раз для Фернандо Алонсо.
Так британец оказался в «БАРе», полузаводской команде «Хонды». Баттон завоевал несколько подиумов, выиграл свой первый Гран-при - в Венгрии в 2006-м, но на большее усилий японцев не хватало. В конце концов - после девяти лет бесплодных попыток - под предлогом финансового кризиса «Хонда» отказалась от проекта, и лишь благодаря сноровке Росса Брауна коллектив смог принять участие в чемпионате 2009 года.
Тем удивительнее оказалось то, что построенная на японские йены машина за счёт «двойного диффузора» стала лучшей в пелотоне. «Хонда» не поверила в потенциал новинки, и в итоге все лавры достались Брауну. На непобедимом BGP001 с установленным в экстренном порядке мотором «Мерседес» Баттон и Баррикелло штамповали победы одну за другой, и в свою 169-ю гонку - Гран-при Бразилии 2009 года - Дженсон завоевал чемпионство.
176 стартов Найджела Мэнселла: долгий путь Биг Найджа
Дольше всех к званию чемпиона Формулы-1 шёл Найджел Мэнселл. Биг Найдж начал бороться на высшем уровне после перехода из «Лотуса» в«Уильямс», в составе которого одержал первые победы.
В 1986-м в Гроуве построили лучшую машину в чемпионате, но Мэнселл с Пике отбирали друг у друга очки - и после проблем с шинами на финальном этапе сезона титул ушёл к Алену Просту из «Макларена». В 1987 году британец выиграл семь гонок, в том числе домашний Гран-при Великобритании, но из-за травмы пропустил два последних этапа, а с ними - упустил и чемпионское звание.
На сезон 1988 года Мэнселл должен был стать первым номером команды, но после перехода на моторы «Джадд» «Уильямс» оказался неконкурентоспособен в борьбе за титул. Найджел в итоге покинул Гроув ради «Феррари», но два года в Маранелло принесли лишь три победы.
Под гарантии статуса первого номера в 1991-м Мэнселл вернулся к Фрэнку Уильямсу.
По чистой машины из Гроува уже начинали опережать «Макларены», но FW14 не хватало надёжности. К тому же и сам Мэнселл допускал грубые ошибки. Например, в Канаде британец потерял верную победу, когда неаккуратно приветствовал зрителей на последнем круге (правда, сам он такую версию опровергает до сих пор).
В 1991-м чемпионство взял Сенна, но в 1992-м «Уильямс» стал более надёжен, инженеры довели до ума электронику машины. Из десяти первых гонок Мэнселл выиграл восемь и уже в середине сезона - на Гран-при Венгрии - обеспечил себе чемпионское звание.
Эта гонка была для Мэнселла уже 176-й в Формуле-1, никто не шёл к титулу дольше британца. Символично, что после победы в чемпионате мира Найджел отправился за океан и с первой же попытки стал сильнейшим в серии CART, опередив таких звёзд, как Эмерсон Фиттипальди, Пол Трейси, Бобби Рэйхол и Марио Андретти.
Чемпионат.com