1 октября Осло отозвал свою кандидатуру на проведение Зимних Олимпийских Игр 2022 года и стал четвертым по счету городом после Стокгольма, Львова и Кракова, сделавшим это. Остались только Пекин и Алматы, и у МОК возникли проблемы выбора между двумя недемократичными странами, где права человека ущемляются. Решение Норвегии предполагает, что МОК придет к более сложному выбору - к реформам внутри самой этой организации.
Почему никто не хочет принимать у себя Олимпиаду? Стоимость удовольствия - первая причина. 448 000 долларов США - столько стоило организовать первые Игры в 1896 году в Афинах. Сегодня этого не хватит даже на церемонию открытия, которую будет вести хореограф Дэнни Бойл. Ванкувер-2010 стоил Канаде 6,4 миллиарда долларов США. Лондон-2012 обошелся в 14 миллиардов. Сочи-2014, где строили все с нуля, по цене взлетел до небес и стоил 51 миллиард долларов.
Такие цифры помогают понять, почему такая богатая страна, как Норвегия, отказалась проводить Игры. Бюджет Осло примерно 5,4 миллиарда долларов, и правящая партия недавно сократил этот бюджет. В среду премьер-министр Эрна Солберг подтвердила, что правительство Норвегии не будет дальше бороться за проведение Игр.
Ранее в этом году подобная ситуация была в Швеции: «Стокгольму нужно разобраться во всем, чтобы затраты на проведение Игр оказались для нас возможными» - сказал Маркус Джонсон, пресс-офицер правящей партии. «Но у нас мало времени, поэтому пришлось снять нашу кандидатуру».
Львов снялся из-за нестабильной ситуации в Украине. Для колеблющихся в 2013 году кандидатов, таких, как Санкт-Мориц и Мюнхен, вопрос о расходах тоже стал решающим в их отказе от борьбы за проведение Игр. Кроме расходов у них также присутствовали страхи неполучения прибыли и выгоды.
Хотя МОК помогает деньгами, и политики обещают рабочие места, привлечение туристов и новые инфраструктуры, но Олимпиада редко оказывается настолько прибыльной для страны-хозяйки из развитых стран. Согласно данным Европейского Банка Развития, Игры создают от 50 до 300 тысяч новых рабочих мест, но эти места временные, и, в основном, эти люди уже имеют работу (только 10% из 48 000 новых рабочих мест во время подготовки Олимпиады в Лондоне-2012 были заняты безработными). В такой стране, как Норвегия, где уровень безработицы только 3,4%, эффект от новых рабочих мест будет минимальным. «Работа и затраты для подготовки к Олимпиаде будут выше, чем мы сможем покрыть прибылью» - сказал Ингунн Ольсен, директор по коммуникациям кампании «Осло-2022».
Правда, проведение Олимпиады имеет экономический смысл в развивающейся стране, которая будет получать выгоду от каждого пункта, которые Олимпиада может предоставить. «Настоящая цена - затраты, реконструкция строений - все это будет покрыто прибылью» - сказал Хольгер Преусс, профессор спортивного менеджмента в Университете Йохана Гутенберга в Майнце, Германия. «Но стоимость инфраструктуры не будет покрыта. Если вам нужны новые спортивные здания, новые дороги, новые железнодорожные пути, то все нормально. Но если все это вам не нужно, то не нужно вкладывать во все это. Олимпиада не для того, чтобы делать деньги. Если хотите заработать, вложите деньги в нефтяную платформу».
МОК не скрывало разочарования решением Норвегии. «Главные политики в Норвегии не совсем правильно оценили ситуацию и приняли решение, основываясь на недостоверных фактах» - сказал исполнительный директор МОК Кристоф Дуби. «Для такой страны, полной успешных атлетов, где живет так много фанатов зимних видов спорта, огромным упущением стал отказ от проведения Игр».
Также боссы МОК устанавливают свои порядки, кто и сколько чего получит от Олимпиады. «Если взглянем на Олимпиады 80-х, телевизионные права разыгрывались на аукционе местными властями, что сохраняло 90% доходов» - сказал Солберг. «Сейчас 68% спонсорских и телевизионных доходов забирается МОК».
Солберг верит, что малое число претендентов заставит МОК прийти к изменениям внутри себя. Томас Бах, президент МОК на ближайший год, как раз пообещал это. В декабре комитет будет голосовать за изменения, чтобы сделать заявочный процесс легче и спортивную программу более гибкой. Также это снизит стоимость проведения Олимпиады.
Но это будет не скоро, и Норвегия не изменит решения. 2 октября Бах сказал, что принятие новых заявок не будет, и что он разочарован, что осталось только два не самых идеальных кандидата. «Все это показывает, что это было политическое решение» - сказал Бах. «Поэтому мы сожалеем по поводу спортсменов и атлетов этой прекрасной страны». То же самое можно сказать и по Олимпиаде в целом.
Лиза Абенд, Time.com,
перевод Sports.kz.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
В Аргентине задумались о проведении зимней Олимпиады
В Аргентине задумались о проведении первых в истории зимних Олимпийских игр в Южном полушарии, сообщает "Спорт-Экспресс".
Местный олимпийский комитет уже выступил с заявлением о том, что приступил к проработке вариантов проведения летних и зимних Игр. Для белой Олимпиады предлагается Патагония - регион, по которому проходит граница между Аргентиной и Чили, включающей в себя высокогорье Анд. Примечательно, что проведение Олимпиады в Аргентине будет подразумевать и перенос традиционных дат, так как снег там лежит с июня по август.
Напомним, в июле следующего года Международный олимпийский комитет назовет столицу зимней Олимпиады 2022 года, на которую сейчас претендуют только два города - Пекин и Алматы.