Колосков гарантирует: Россия сыграет в Бразилии и примет чемпионат мира 2018 года. По мнению почетного президента РФС и бывшего вице-президента ФИФА, опасности изоляции России, исходящей от международных футбольных организаций, не существует.
Вячеслав Колосков рассказал о своей недавней поездке в Цюрих, о вероятности потери Россией чемпионата мира и возможной дисквалификации нашей сборной, а также о том, как международные футбольные организации отнесутся к включению крымских команд в чемпионат России. Но начался разговор с обсуждения итогов недавнего исполкома и предстоящей конференции РФС, которая должна определить основные векторы развития российского футбола.
- Какие впечатления остались от недавнего Исполкома РФС?
- Позитивные. Исполком проходил конкретно и организованно. Если раньше много времени забирало выяснение отношений между лигами, клубами и РФС, то сейчас нет никаких противостояний. Николай Александрович (Толстых. - ред.) набирает авторитет, поэтому всё прошло нормально.
Первый вопрос - мы утвердили всё, что связано с финансами на нынешний год. Это очень важный документ, определяющий жизнедеятельность Российского футбольного союза. Бюджет полностью утвержден.
Второе - всё то, что связано с предстоящей апрельской конференцией. Это прежде всего стратегия развития футбола. Обсуждались и другие вопросы, носящие больше технический характер. Но самое главное, что всё заседание прошло оперативно и конструктивно.
- Насколько достоверна информация о том, что на предстоящей конференции будет поднят вопрос о возвращении на систему «весна - осень»?
- Это неправда - такого вопроса на повестке дня не будет. Исполком сейчас прорабатывает три темы: совершенствование системы управления российским футболом, анализирует промежуточные итоги перехода на систему «осень - весна» и ситуацию с лимитом на легионеров. Созданы группы, которые уже ведут работу. Михаил Гершкович возглавляет группу, связанную с лимитом; Никита Симонян - с переходом на систему «осень - весна»; Виктор Озеров, член Совета Федерации, возглавляет группу по повышению эффективности управления. Я сам вхожу в группу Озерова. Окончательное решение будет принято только в конце 2014 года. Так что никаких обсуждений этих тем на конференции не будет.
- А ваше мнение о возвращении системы «весна - осень» не изменилось?
- Нет. Я считаю, что ничего больше менять не надо. Просто необходимо очень жестко и четко в регламенте потребовать от клубов решения вопросов, связанных с созданием условий для футболистов и зрителей. Это не только поля с подогревом, но и крыши над головой у болельщиков, сиденья с подогревом, вместительные манежи с качественными полями. Так в свое время было прописано в требованиях к профессиональным клубам, когда мы говорили, что до определенного года трибуны должны быть оборудованы сиденьями, поля - подогревом, налажено освещение. Вот и сейчас нужно четко и жестко прописать все условия.
- Вы сами наверняка помните, как матчи чемпионата СССР проводились в Ленинграде и Москве в «Олимпийском» и СКК. Сейчас этими комплексами не пользуются…
- ...что просто удивительно. К перечисленным вами аренам я бы добавил еще манеж ЛФК ЦСКА. Зрители получали удовольствие и поля в плохую погоду не гробили. Но видите: раньше была жесткая система управления (улыбается): сказали - и сделали! А сегодня есть только дискуссии на тему «хочу - играю» или «не хочу - не играю». Много оказалось надуманных препятствий. Я не считаю, что РФС должен упускать нити руководства из своих рук. Как говорит Виталий Мутко, нужно, чтобы государство всё больше и больше управляло процессом жизнедеятельности спорта. Тогда всё будет нормально.
- Недавно вы ездили в Цюрих. Какие остались впечатления?
- Я туда ездил не просто погулять вдоль озера - у меня там было заседание оргкомитета по проведению клубного Кубка мира. Восемь лет я его возглавлял. Сейчас, поскольку не являюсь членом исполкома, больше не руковожу, но являюсь старейшиной, и Блаттер отметил этот факт на последнем заседании. Мы обсудили всё, что касается конкретно Марокко, где будет проходить клубный Кубок мира в этом году. Затем рассмотрели заявки на последующие годы: с 2015-го по 2018-й.
- Не доводилось ли с представителями ФИФА затрагивать тему участия крымских команд в российском чемпионате?
- Конечно, доводилось. В разговорах со всеми позиция была однозначной (на мой взгляд, очень правильной и, кстати, соответствующей позиции нашего государства). Нельзя, чтобы футбол опережал политические решения. Сначала все вопросы нужно решить на политическом уровне, что и делается сегодня. Уже определено, что Крым входит в состав Российской Федерации, там образован федеральный округ, назначен уже полномочный представитель президента, формируются федеральные органы управления. Как только политический процесс завершится, можно будет рассматривать спортивные вопросы в порядке, установленном российским законодательством. Сперва должно состояться вступление федераций футбола Крыма и Севастополя в состав РФС, а когда оно завершится, тогда уже можно будет рассматривать участие профессиональных и любительских клубов в различных соревнованиях, которые проводятся под эгидой ФИФА и УЕФА. То есть - сначала политическая сторона вопроса, а потом - всё остальное.
- Пока многие страны мира не признают вхождение Крыма в состав России. А как к этому относятся в ФИФА?
- Эти темы еще будут обсуждаться с представителями ФИФА и УЕФА. Но, исходя из моего личного опыта, скажу: не вызовет возражений участие Крыма и Севастополя в соревнованиях Российского футбольного союза, поскольку это составная часть Российской Федерации. Как те же Татарстан, Красноярский край, Калмыкия и т.д. Конечно, нюансы есть, но международного признания здесь не требуется. А это - самое главное.
- На ваш взгляд, могут ли крымские команды усилить российскую Премьер-лигу?
- Нет, конечно. Это не мне решать, но я вижу, что они не в состоянии конкурировать с нашими ведущими клубами. Впрочем, дело даже не в этом. В России есть система очень жесткого лицензирования, через которое должны пройти крымские клубы. Кроме того, не может только что пришедшая команда сразу претендовать на какие-то самого высокого уровня соревнования. Руководствуясь этими двумя принципами, и нужно рассматривать вопрос участия клубов Крыма и Севастополя в российских соревнованиях. Хотя окончательное решение - прерогатива руководителей нашего футбола и прежде всего - Исполкома РФС.
- А как относитесь к мнению, которое высказал Виталий Мутко, что «Таврию» и «Севастополь» нужно включить в переходной турнир в компании с 13-й и 14-й командами РФПЛ и 1-й и 2-й ФНЛ?
- Откровенно говоря, это дело не министра спорта, а национальной федерации футбола, которая должна решать, откуда начинать новичкам: с переходного турнира, ФНЛ, второго дивизиона или любительского соревнования. Я не думаю, что мы должны заранее раздавать крымским командам какие-то карт-бланши в этом отношении.
- При вас не было таких случаев, когда команды приходили из другого чемпионата?
- Нет.
- Выходит, тогда на этот счет в регламенте ничего и не прописано?
- Всё прописать невозможно, поэтому происходит постоянное совершенствование. Вот возникла такая ситуация. Бывало наоборот. Распадался чемпионат Югославии, было принято одно решение. У нас при распаде чемпионата СССР - другое. Мы тогда даже на промежуточном этапе создали Федерацию футбола СНГ, чтобы нашей сборной разрешили участвовать в чемпионате Европы 1992 года. Однако меняется ситуация в мировом футболе, и мы должны соответствовать этим изменениям и принимать оперативно свои решения, исходя из интересов российского футбола.
- Еще одна тревожная тема прозвучала в последнее время. Американские сенаторы приняли обращение к ФИФА с призывом лишить Россию права проведения чемпионата мира 2018 года и исключить нашу сборную из числа участников ЧМ-2014 в Бразилии. Можете сказать как человек, проработавший в ФИФА много лет, какова вероятность того, что такое может произойти?
- Такой вероятности нет. Могу ответственно заверить любителей футбола: в Бразилии сборная России будет участвовать, и наша страна будет организовывать чемпионат мира 2018 года! Все заявления американских сенаторов - это не что иное, как попытка политиков вмешаться в деятельность ФИФА и УЕФА. А вы знаете, что эти организации очень жестко реагируют на подобного рода покушения на их автономность и независимость. Так что воспринимать это можно как какую-то агонию, недружественный жест сенаторов в отношении России. Но не более того.
- Вы уверены, что ФИФА не будет залезать в политику?
- Смотря в какую. Если вы имеете в виду письмо сенаторов, то на него, по-моему, даже и отвечать не будут, поскольку это является прямым вмешательством в дела автономной и независимой организации.
- Тем не менее, один раз был прецедент, когда в 1992 году сборную Югославии лишили права участвовать в чемпионате Европы по политическим соображениям…
- Так в стране шла война. Я сам был свидетелем той разрухи, которая была после окончания военных действий, в том числе и последствий бомбардировок НАТО. Как можно во время войны формировать какие-либо сборные команды и прочее?! У нас ситуация совершенно другая - даже единичных выстрелов нет. Так что никакой параллели здесь проводить не стоит.
Спорт-Уик-Энд