Сезон Формулы-1 стартует уже в эти выходные. Суммируем все главные перемены - от ужасных носов до отката назад Феттеля и «Ред Булл».
Новый сезон Формулы-1 традиционно начинается с Гран-при Австралии в Мельбурне. В 2014 году изменений в техническом и спортивном регламенте Ф-1 море, что в свою очередь не могло не сказаться на раскладе сил. Мы постарались в рамках одного материала обобщить все основные перемены, которые позволят вам (особенно если вы не слишком подробно следили за зимними тестами) не запутаться в тот момент, когда стартует гоночный уик-энд в Альберт-парке…
1. Внешний вид: носы и антикрылья
Пожалуй, первое, что бросится всем в глаза, - обновлённый облик всех болидов Формулы-1. Носы машин максимально опущены вниз (максимальная высота снижена с 55 см до всего 18.5 см), чтобы в случае аварии риск попадания в шлем пилота стал ниже. Однако в попытке ещё поднять безопасность гонщиков ФИА по недоброй традиции совсем забыла о том, как новые параграфы правил отразятся на внешнем виде болида. Проблема такова: опущенный нос резко сокращает доступ воздуха к днищу, с чем инженеры никак не могли смириться. Вот и появились разнообразные отростки, вызывающие нехорошие ассоциации со всякими-разными вещами: всё ради того, чтобы «питать» воздухом аэродинамику. Привыкайте: до 2015 года сильно лучше не станет, если, конечно, все дружно не скопируют элегантное решение «Мерседеса».
Наиболее внимательные поклонники Формулы-1 также могут заметить, что чуть уменьшились в размерах передние и задние антикрылья, что в теории увеличит шансы на совершение обгонов. К тому же немного поменялся и дизайн закрылка DRS, так что и её активация должна давать несколько больше.
2. Новые моторы: странный звук и топливная экономия
Как только болиды выедут на трассу по ходу первой пятничной практики, внимание привлечёт существенно изменённый звук двигателя - следствие перехода с атмосферных движков V8 на турбомоторы V6. Новый звук стал разнообразнее, в чём-то даже интереснее (теперь можно услышать и звук от других элементов машины), но тише. Петь, как прежде, движок уже не будет…
А вот в плане скорости проблем нет: если в поворотах болиды сначала поедут спокойнее (теперь не удастся направлять на диффузор выхлопные газы), то скорости на прямых уже возросли за счёт тяги турбомотора и новых систем рекуперации энергии. Новая ERS взамен прежней KERS и мощнее (даёт порядка 160 л.с.), и работать будет не прежние семь секунд за круг, а все 33. Соответственно, в случае поломки несчастный гонщик будет терять аж две секунды, резко превращаясь в аутсайдера.
Важный нюанс: с новыми двигателями пришли и существенные ограничения по топливу. Если прежде за гонку пилоты расходовали 130-140 килограммов топлива, то в 2014-м введён лимит на сто килограммов. Соответственно, по ходу гонки теперь надо следить не только за состоянием шин, но и за уровнем топлива в баке.
Что же до самих двигателей, то теперь их на сезон выделяется только пять вместо прежних восьми. При этом на тестах у клиентов «Рено» возникло немало проблем - правда, скорее по части управления новым силовым блоком, а не собственно его надёжности. Сезон уже стартует, а уверенности у французов всё нет.
И ещё нюанс: каждая коробка передач отныне должна выдерживать шесть Гран-при, причём на всех этапах должны использоваться одни и те же передаточные значения. Поменять их можно лишь один раз за сезон, так что будьте любезны ехать в скоростной Монце и на улицах Монако с идентичными вариантами.
3. На 1-99 рассчитайсь: запоминаем номера
Если к приведённым выше техническим переменам можно относиться по-разному, то следующий пункт нравится практически всем: в Формуле-1 появились постоянные номера для каждого из гонщиков. То есть теперь до самого конца карьеры пилот будет выступать под одним и тем же номером - в независимости от смены команды и собственных результатов годичной давности (исключение - чемпионское звание, но и тут при желании можно не брать № 1 и сохранить прежний номер).
Плюсы очевидны. Теперь и приобретённая атрибутика дольше будет сохранять актуальность, и при сообщениях о штрафах легче понять, эпизод между какими пилотами подлежит разбору стюардов. Ну и вообще будет проще разобраться, кто же сейчас едет по трассе (похвалим команды, чьи номера на машинах хорошо видны, и гонщиков, грамотно разместивших любимые числа на шлемах). Почитать, почему пилоты выбрали соответствующие номера, можно здесь: «Что в номере тебе моём?»
4. Шаг в сторону NASCAR: двойные очки в Абу-Даби
Следующий момент куда более спорен: резко и внезапно было решено, что за заключительный этап сезона (в 2014-м это Абу-Даби) будет начисляться двойное количество очков. Задумка в том, чтобы дольше поддерживать интригу. Вот только веет от новшества какой-то искусственностью, да и сулит оно дополнительные расходы, ведь теперь ещё важнее будет дорабатывать машины до самого конца чемпионата. В какой-то момент всё чуть не переиграли в пользу двойных очков за три последних Гран-при, но пороть горячку не стали.
5. Прощай, суперлицензия: штрафные баллы
Изменены правила, касающиеся санкций к пилотам. Для начала пряник: теперь введено более мягкое наказание в виде пятисекундного штрафа за мелкие прегрешения. К тому же, если до конца гонки ещё запланирован пит-стоп, то пилот имеет право отбыть штраф именно на нём - перед тем, как механики прислужат к обслуживанию болида.
Ну а теперь кнут: вводятся штрафные баллы. Если кто-то за календарный год наберёт 12 баллов, то вынужден будет пропустить следующий Гран-при. И ещё момент: если штраф предусматривает потерю десяти позиций на стартовой решётке, а пилот находится и так где-то в конце, то оставшиеся «штрафные места» перейдут на следующий этап, а не сгорят.
6. Практики и тесты: станет интереснее
Не секрет, что первые пятничные тренировки Гран-при все последние годы были не слишком привлекательным зрелищем: первые полчаса практически никто не ездил, все экономили шины и ждали, когда трасса станет чище. Ситуация должна поменяться: теперь строго на первые полчаса выделяется дополнительный комплект шин. Кроме того, ФИА разрешила менять гонщиков прямо по ходу пятничных тренировок: то есть, в теории, молодой пилот может откатать первые полчаса, а потом его место займёт боевой гонщик. Вопрос, насколько быстро можно перенастроить педали и так далее, но посмотрим.
Ещё один шаг в помощь командам и молодёжи - возвращение тестов по ходу сезона. Понятно, что до роскоши первой половины 2000-х по-прежнему далеко: в 2014-м в распоряжении команд будут четыре двухдневные сессии, которые пройдут в Бахрейне, Барселоне, Сильверстоуне и Абу-Даби после соответствующих этапов Формулы-1.
Формула-1. Сезон-2014. Календарь этапов
16 марта - Австралия (Мельбурн)
30 марта - Малайзия (Сепанг)
6 апреля - Бахрейн (Сахир)
20 апреля - Китай (Шанхай)
11 мая - Испания (Барселона)
25 мая - Монако (Монте-Карло)
8 июня - Канада (Монреаль)
22 июня - Австрия (Шпильберг)
6 июля - Великобритания (Сильверстоун)
20 июля - Германия (Хоккенхайм)
27 июля - Венгрия (Будапешт)
24 августа - Бельгия (Спа)
7 сентября - Италия (Монца)
21 сентября - Сингапур (Марина Бей)
5 октября - Япония (Сузука)
12 октября - Россия (Сочи)
2 ноября - США (Остин)
9 ноября - Бразилия (Сан-Паулу)
23 ноября - Абу-Даби (Яс Марина).
7. Новые Гран-при: Австрия и Россия
Ну и куда без новых Гран-при, тем более что оба добавления очень даже приятные. Во-первых, после долгого отсутствия возвращается Гран-при Австрии на прекрасной трассе «Ред Булл Ринг» (прежде - А1 Ринг). Во-вторых, наконец-то мы увидим Гран-при России, который пройдёт на уличной трассе в Олимпийском парке Сочи. Если кто ещё не в курсе, российский этап намечен на 10-12 октября, пит-билдинг и главная трибуна уже готовы, так что опасений насчёт судьбы гонки не наблюдается. Ну а пропали, увы, Корея и Индия.
8. Новый регламент - новые лидеры?
Ближе к концу нашего превью возвращаемся к тому, что мы увидим в Мельбурне. А рискуем мы увидеть слабые результаты Себастьяна Феттеля и «Ред Булл», к чьему доминированию все успели привыкнуть во второй половине сезона-2013. Детские болезни «Рено» и слишком агрессивный дизайн болида RB10 привели к тому, что большую часть тестов «быки» провели в боксах, не успев нормально подготовиться. Теперь придётся нагонять по ходу сезона, а пока Кристиан Хорнер то ли шутит, то ли всерьёз говорит, что в Мельбурне «Мерседес» может всех обогнать на два круга.
Действительно, именно команда Хэмилтона и Росберга считается всеми фаворитами сезона: «Мерседес» обладает лучшим мотором, да и сама машина на тестах была хороша. Приятного сюрприза все ждут от «Уильямса», который сумел перестроиться после провала-2013 и вовремя убежал от «Рено». «Феррари» - тёмная лошадка (считается, что на тестах Алонсо и Райкконен не показали весь потенциал). А в целом - полная неизвестность.
9. Есть за кого поболеть: Даниил Квят и «Маруся»
Напоследок о приятном: в этом году россиянам есть за кого поболеть (в том числе на домашнем этапе в Сочи). Понятно, что у многих и так есть свои предпочтения, но всегда здорово, когда в протоколе присутствует российский флаг. И вот в 2014 году новым гонщиком «Торо Россо» станет чемпион GP3 Даниил Квят, резко - но вполне заслуженно - перепрыгнувший на самый высокий уровень автоспорта. Желаем удачи и Даниилу, и российско-британской «Марусе», которая, судя по тестам, наконец-то сможет побороться не только с «Кэтерхэмом». Проверять начнём в Мельбурне. Вперёд!
Чемпионат.com
Формула-1. Сезон-2014. Постоянные номера гонщиков
1 - Себастьян Феттель*
3 - Даниэль Риккардо
4 - Макс Чилтон
6 - Нико Росберг
7 - Кими Райкконен
8 - Ромен Грожан
9 - Маркус Эрикссон
10 - Камуи Кобаяси
11 - Серхио Перес
13 - Пастор Мальдонадо
14 - Фернандо Алонсо
17 - Жюль Бьянки
19 - Фелипе Масса
20 - Кевин Магнуссен
21 - Эстебан Гутьеррес
22 - Дженсон Баттон
25 - Жан-Эрик Вернь
26 - Даниил Квят
27 - Нико Хюлькенберг
44 - Льюис Хэмилтон
77 - Валттери Боттас
99 - Адриан Сутиль.
* - при потере титула Феттель будет использовать постоянный № 5.