На фоне очередного вручения премии «Оскар» вспоминаем лучшие фильмы о спорте, боровшиеся за статуэтку.
Спорт — весьма плодородная почва для кинематографистов. Здесь герои на самом деле выходят за границы возможного по сравнению с обыкновенными людьми, между спортсменами происходят очевидные противостояния, которые неизбежно приведут к хеппи-энду для одних и сокрушительному поражению – для других. Спортивные баталии уже многие десятилетия вдохновляют режиссеров, и почти сразу фильмы о спорте начали попадать в фокус американской киноакадемии.
Одним из первых фильмов о спорте, получивших «Оскар», в 1931 году стала драма «Чемпион» Кинга Видора. Картина получила статуэтку за лучший сценарий, а Уоллес Бири сыграл главную роль – бывшего чемпиона по боксу Энди Перселла. Это был не просто фильм о спорте, а драма о семье и личностном росте – во главу угла были поставлены взаимоотношения чемпиона со своим сыном. «Чемпион» получил четыре номинации, но выиграл лишь в двух.
Некоторое время эта лента оставалась самой успешной на тему спорта, однако в 1942 году вышел хит «Гордость янки». Это была биографическая лента о Лу Гериге, легендарном бейсболисте, защитнике первой базы.
Фильм рассказывает о том, как испытывавший проблемы со здоровьем бейсболист продолжал играть и на протяжении 14 лет не взял ни одного отпуска. «Гордость янки» вошел в список самых вдохновляющих картин в истории кино и получил 11 номинаций на «Оскар», в том числе «Лучший фильм», «Лучшая мужская роль» и «Лучший сюжет», но получил только одну – «Лучший монтаж».
Затем на экраны вышли оскароносные картины «Кровь и песок» и «Женщина года», но следующим по-настоящему успешным фильмом о спорте стала семейная драма «Национальный бархат». Это трогательная история 1944 года, рассказывающая о том, как юная британка Вельвет Браун в начале века выходит замуж за мужчину, чтобы выступить на Великих национальных скачках. Энн Ревер, игравшая мать главной героини, получила премию за лучшую женскую роль второго плана, а съемочная группа была удостоена «Оскаром» за лучший монтаж. В трех других номинациях «Национальный бархат» проиграл.
Во второй половине 40-х популярностью у зрителей пользовался фильм «Тело и душа», но двумя годами позже в прокате триумфально прошел «Чемпион» 1949 года. Он не имел ничего общего с одноименной картиной 1931 года – новая лента была снята по мотивам рассказа Ринга Ларднера. Лента рассказывала о том как «Мидж» Келли, работающий в забегаловке, оказался на ринге, обратил на себя внимание авторитетного менеджера и начал выстраивать боксерскую карьеру.
Это была одна из первых ролей Кирка Дугласа, которому тогда было 33 года. Критики замечательно восприняли фильм и расхваливали его на всякий лад. «Чемпион» получил «Золотой глобус» за операторскую работу и шесть номинаций на «Оскар», в том числе за лучшую музыку, написанную уроженцем России Дмитрием Темкиным. Впрочем, в копилке фильма осталась лишь одна статуэтка – за лучший монтаж.
В том же году на экраны вышла картина «История Страттона» с Джеймсом Стюартом и Джун Аллисон. В 1950 году эта лента получила «Оскар» за лучший сценарий игрового фильма – это была вдохновляющая история о том, как бывший бейсболист встречает в провинции талантливого паренька Монти Стрэттона и ведет его в профессиональную лигу.
Следующей громкой спортивной драмой стал байопик о Рокки Грациано – «Кто-то там наверху любит меня». Грационо обладал одним из самых сильных ударов в среднем весе за всю историю бокса. Фильм рассказывает о карьере боксера с самого детства, о его проблемах с законом и перерождении по освобождению. Картина была удостоена премиями за работу оператора и художника. Главную роль в фильме сыграл Пол Ньюман.
В 1961 году на экраны вышел еще один громкий фильм с Ньюманом — драма Роберта Россена «Мошенник», в советском прокате шедшая под названием «Бильярдист». Фильм рассказывает об Эдди Фелсоне по прозвищу «Быстрый».
Он ездит по стране и зарабатывает тем, что завлекает простаков делать ставки на свои игры. Но его амбиции простираются куда дальше разовых заработков мошенничеством – он стремится сыграть с легендой пула Толстяком Миннесотой, а спустя какое-то время уже пытается отыграться на большом турнире…
Эта роль принесла Полу Ньюману его вторую номинацию на «Оскар». Картина также была номинирована как лучший фильм. Но ни режиссер Роберт Россен, ни актеры Пол Ньюман и Джекки Глисон наград не получили. Зато была отмечена двумя «Оскарами» работа оператора и художника.
Четырьмя годами позже успеха добилась комедия, снятая на тему спорта. Правда, «Оскар» «Большие гонки» получили лишь за звук. Однако лента с Джеком Леммоном, Тони Кертисом, Натали Вуд и молодым Питером Фальком собрала в США более 25 миллионов долларов и стала международным хитом. Фильм повествует о беспрецедентном ралли Нью-Йорк-Париж, в котором сошлись интересы дерзкой красотки Мэгги, знаменитого испытателя в белом костюме Лесли и безумного профессора Фэйта.
Уже на следующий год на всех экранах прогремел хит Джона Франкенхаймера «Гран-при». Лента очень подробно рассказывала о мире гонок Формулы-1, при этом для съемок были использованы настоящие гоночные машины, а в рамках одного из реальных Гран-при вышел оборудованный кинокамерой «Макларен» с Филом Хиллом за рулем. Фильм победил во всех своих номинациях, собрав «Оскары» за лучший звук, лучший монтаж и звуковые эффекты.
Но настоящего успеха спортивные фильмы добились в 1976 году с выходом на экраны фильма «Рокки». Сильвестр Сталлоне безупречно воплотил на экране образ застенчивого, но упрямого боксера Рокки Бальбоа, который упорством и верой в себя выбил себе путь наверх из низших слоев среднего класса. «Рокки» получил десять номинаций, в трех из которых получил приз – лучший фильм и лучший монтаж, а также лучшая режиссура – единственный «Оскар» в карьере Джона Эвилдсена.
На волне успеха «Рокки» по «Оскару» получили картины «Небеса могут подождать» и «Вырваться вперед», но превзойти успех этой картины было по силам лишь биографической драме Мартина Скорсезе «Бешеный бык». Это был большой проект, в рамках которого была экранизирована история Джейка Ламотты – чемпиона мира в среднем весе.
Это был не просто фильм о восхождении к вершине – любитель психологических экспериментов Мартин Скорсезе уделил особое внимание личной жизни Ламотты. В фильме показаны его комплексы в жизни и ярость на ринге, которые позже смешались в один запутанный клубок страхов, неуверенности и амбиций.
Роберт де Ниро получил «Оскар» за лучшую мужскую роль, фильм также был удостоен премии за лучший монтаж, но в шести других номинациях уступил другим проектам. «Бешеный бык» стал самым успешным фильмом о спорте после «Рокки».
С тех пор кинематографисты начали постепенно переключаться на другие темы и хитов на спортивные темы стало гораздо меньше. Зачастую сценаристы или переиначивали историю так, что от самого спорта оставалось очень мало, либо же это были трогательные, но локальные истории о тренерах или игроках, пробившихся из десятой районной лиги в девятую областную.
Тем не менее в 2010 году «выстрелила» еще одна драма о боксе «Боец», поставленная по реальным событиям. Марк Уолберг и Кристиан Бэйл сыграли двух братьев-боксеров – Дикки и Микки. Персонаж Бэйла уже добился определенных успехов на ринге, но не устоял перед разрушительными соблазнами праздного образа жизни, в то же время его младший брат в исполнении Уолберга продолжает искать свой путь на вершину. Фильм много рассказывает о тренировках и психологическом настрое боксера, но рассказ часто уходит в сторону непростых взаимоотношений внутри семьи.
Для режиссера Дэвида О. Рассела «Боец» был первым по-настоящему успешным фильмом, лишь после него были сняты нашумевшие «Мой парень – псих» и «Афера по-американски». Впрочем, персональный «Оскар» Рассел так и не получил, а вот Кристиан Бэйл был удостоен награды за лучшую мужскую роль. Также была отмечена игра Мелиссы Лео, сыгравшей мать братьев.
С тех пор было снято еще несколько фильмов на тему спорта, например «Человек, который изменил все» с Брэдом Питтом в главной роли или «Гонка» Рона Ховарда. Но если драма о генеральном менеджере Билли Бине получила шесть номинаций на «Оскар», хотя и проиграла во всех, то история противостояния гонщиков Джеймса Ханта и Ники Лауды не попала даже в шорт-лист премии.
Чемпионат.com