Удивительно, но факт - с каждым месяцем увеличивается число бишкекчан, которые постепенно пересаживаются с автомобилей на экологически чистый двухколесный транспорт. Возле многих магазинов и крупных торговых центров появляются велопарковки. С чем же это связано? Горожане просто устали от автомобильных пробок или же имеет место активная пропаганда здорового образа жизни и велодвижения среди любителей? Эти вопросы мы решили задать инициатору многих интересных соревнований среди поклонников велоспорта в Кыргызстане, лидеру клуба R-bikers Ярославу Юзефовичу.
- Ярослав, как вы думаете - с чем именно связано то, что ряды велобайкеров в нашем городе пополняются с каждым днем?
- Увеличение числа желающих пользоваться экологичести чистым транспортом объясняется тем, что по сравнению с другими видами транспорта, это очень удобно, быстро и менее затратно. Кроме того многие поняли, что прогулки за город на велосипеде наиболее интересны и поэтому все чаще предпочитают машине своего двухколесного друга.
Открываем «теплый» сезон
- Вы традиционно проводите неофициальную церемонию закрытия сезона, а будет ли открытие?
- Вот уже пятый год мы будет открывать «теплый» сезон катания на велосипедах. Как обычно, это происходит у нас 24 марта у памятника Борцам Революции. До того, как наш клуб R-Bikers подхватил это мероприятие, открытие «теплого» сезона проводилось в Бишкеке уже несколько лет.
При этом хочу отметить, что, когда только мы заявили о себе и начали развиваться, организация подобных мероприятий была на очень низком и примитивном уровне, напоминая чем-то, так скажем, «поездки выходного дня». Сейчас же мы нередко получаем спонсорскую поддержку от крупных компаний, на мероприятия приезжает значительно больше любителей велосипеда. Что касается развития внутри команды, то хочется отметить высокое усердие и ответственность членов клуба R-Bikers перед поставленными им задачами, целями и проектами.
Велоспорт в массы!
- Увеличение количества желающих крутить педали повлекло за собой рост участников соревнований по маунтинбайку, - продолжает Ярослав Юзефович. - представьте себе: участников велопробегов и веломаршей только на закрытие «теплого» сезона катания (28 октября) приехало больше двух сотен! Некоторые с собой брали детей - те рядом с родителями ехали на маленьких велосипедах. Кроме того, в городе появились велопарковки у магазинов и даже рассматриваются проекты строительства велодорожек. Конечно, это не может не радовать.
«Нужен нестандартный подход»
- Ярослав, соревнования, организованные вами и вашим клубом R-bikers, всегда отличаются нестандартным подходом. Почему вы избрали именно такую позицию? Видимо любителям велоспорта действительно скучно просто собраться, проехать по какому-то маршруту, а затем разъехаться по домам?
- Скажу так: раньше в Бишкеке проводилось много соревнований, которые использовали спортивную составляющую как основную цель. Я считаю, что именно поэтому у нас на одни соревнования приходят много зрителей, а на других народу почти нет. Зрелище в дисциплинах Biker-Cross и Downhill действительно стоящее: красивые прыжки, сильные падения, скорость и другое.
В дисциплине Cross-Country же идет упор не на зрелищность, а на выносливость участников соревнований. Поэтому, чтобы сделать их более привлекательными с точки зрения зрительского интереса, было решено добавить элемент триатлона - бег. То есть велосипеды участников остаются на старте, а сами они бегут за ними с полсотни метров, что добавляет некоторого «экшна».
Кроме того, супергонка, которая проводилась после основной гонки, несла в себе чисто фановый принцип: тут борьба шла не за приз, а за титул. Такого раньше не было, поэтому каждая новинка довольно респектабельно оценивается как участниками соревнований, так и зрителями.
- Самые удачные и яркие спортивные мероприятия, организованные вами? На ваш взгляд... Может, нашумевшие велодедоморозы?
- Прежде всего, это традиционный велопробег в Альплагерь, который состоялся 24 апреля 2011 года. Участников тогда было около 350 человек, и я до сих пор помню колонну велосипедистов, которая растянулась на десять километров! Также памятны соревнования, организованные 2 сентября 2012 года, когда мы решили ввести экстремальные элементы байкер-кросса в состав трассы для кросс-кантри. Что касается велодедоморозов, то этот проект пока находится в стадии развития, пока его я не ставлю в один ряд с вышеперечисленными мероприятиями.
«И праздник соревнованиям - не помеха»
- Ярослав, 23 февраля вы планируете провести гонку «Я - мужик» в одном из самых экстремальных видов стартов - Biker-Cross 4Х. Расскажите поподробнее о гонке и как думаете, пожелают ли любители велоспорта приниматть участие в соревнованиях в праздничный день?
- Гонка в дисциплине Biker-Cross (4Х) будет проведена 23 февраля, в горном массиве Орто-Сай. Праздничный день, по нашим предположениям, как раз-таки способствует увеличению зрителей и участников, не работающих в этот день. Гонка обещает быть очень «жаркой», ну и сам факт, что это самые зрелищные соревнования, должен привлечь всех желающих увидеть это. Кстати, трасса для проведения соревнований располагается на 300 метров выше автокинотеатра «Синема».
«К соседям ездим редко...»
- Теперь вопрос, так скажем, международного уровня. В прошлые годы наши спортсмены активно участвовали в стартах в Казахстане. Многие отмечают отличную подготовку любителей велоспорта из соседней страны. Может ли, по вашему мнению, кто-нибудь сейчас конкурировать с казахами?
- Уровень подготовки наших гонщиков тоже высок, но ввиду того, что каждая поездка в Казахстан весьма затратна и не финансируется спонсорами и государством, выезжаем мы к соседям достаточно редко.
- Недавно состоялось награждение лучшего велогонщика по итогам года. Он был определен путем подсчета очков. Кто придумал такую систему и как именно начисляются очки?
- Автор этой системы - Канат Келсинбеков, который в прошлом году провел ряд соревнований. Система проста: очки начисляются в зависимости от занятого места. По итогам года очки суммируются, и по результатам высчитывается самый высокий балл.
- Кроме R-bikers, в Кыргызстане функционирует еще несколько велоклубов. Возможно ли проведение совместных соревнований, или они вам все-таки конкуренты?
- Некоторые соревнования мы планируем провести с Фондом развития велоспорта для улучшения их качества. Конкурентов у нас нет - каждый занимается своим делом!
- А как идет сотрудничество с другими видами спорта, к примеру, спортивным ориентированием?
- Ввиду того, что помимо организаций соревнований и прочих спортивных мероприятий, у нас есть ещё личная жизнь и работа, мы занимаемся только своими проектами. Спортивное велоориентирование определенно пришлось по душе нашим велосипедистам, так как это интересно и увлекательно с точки зрения самих участников.
О любителях и профи
- В последнее время у нас в стране проводится множество соревнований среди любителей, при этом создается впечатление, что профессионалы находятся как бы в тени...
- У нас, в Кыргызстане, профессиональный гонщик только один - Евгений Ваккер. Все остальные - любители, которые делятся на «новичков» и «бывалых». Профессиональный спорт, как минимум, оплачивается спонсорами или государством. Ни того, ни другого для наших спортсменов у нас нет. Поэтому велоспорт - это не наша профессия, это, скорее, состояние души. Поэтому мы проводим соревнования среди любителей-велосипедистов, слегка разбавляя их фановой, «неспортивной», так скажем, частичкой.
- Есть ли у вас такие идеи, которые нуждаются в больших финансовых затратах? Поделитесь!
-У нас есть идея, которая даст возможность отечественному маунтинбайку подняться на ступень выше. Это постройка трассы 4Х вместо нынешней, которая уже неинтересна большинству маунтинбайкеров. Почему? Она узкая, размытая дождями, да и профиль оставляет желать лучшего. Лично я готов вложиться в постройку этой трассы, лишь бы получилось взять разрешение на ее возведение в горном массиве Орто-Сай.
- Кто поддерживает вас в проведении соревнований?
- Нас поддерживают те, кто катается с нами. Это обычные велосипедисты, которые становятся маршалами на время гонки, помогают размечать трассу, следят за порядком.
«Соревнований впереди - много!»
- В прошлые годы велобайкеры активно осваивали горнолыжные базы. Сейчас это актуально?
- Да. На горнолыжной базе «Кашка-Суу» проводятся соревнования в дисциплине «даун-хилл». У нас там построена трасса для гонки, удобный подъемник, поэтому пока тренируемся и соревнуемся только там.
- Охотно ли спонсоры идут на сотрудничество и много ли необходимо средств для проведения соревнований?
- Спонсоры бывают разные, поэтому реакция на предложение выступить спонсором наших мероприятий у них тоже разная. Кто-то охотно поддерживает наши проекты, а кто-то, наоборот, - игнорирует. Поэтому большинство мероприятий финансируется из личных средств.
- Планируется ли проведение в Кыргызстане массового велопробега?
- Конечно, планируется! 24 марта состоится открытие «теплого» сезона катания, а 28 апреля пройдет традиционный велопробег в альплагерь, который будет проводиться вот уже пятый год подряд. Также летом наверняка будет много веломаршей по городу и, может быть, даже на Иссык-Куле. Наступление нового сезона уже скоро, так что готовимся, господа велолюбители!
Беседовала Ксения Толканева
Фото автора и из архива Ярослава Юзефовича