Что дал болельщикам Феттель, ослушавшись команду, и почему Адриан Сутиль может стать главной угрозой «Макларену» в этом сезоне?
Позади четыре первых Гран-при сезона, а до следующей гонки еще пару недель — самое время совершить пит-стоп и посмотреть, какие события и тенденции вышли на первый план на заре чемпионата и как они могут отразиться на дальнейшем развитии событий.
Скорость «Феррари»
Еще на предсезонных тестах «Скудерия» показала хороший темп, а гонщики отправляли в адрес инженеров хвалебные отзывы, подчеркивая отличную управляемость машины. Пэт Фрай радовался, что расчеты, произведенные средствами CFD и в аэродинамической трубе, получили подтверждение на трассе, а наблюдатели с трассы заявили, что за победы «Феррари» будет бороться с первой гонки.
После четырех этапов чемпионата «Феррари» уступает «Ред Булл» в Кубке Конструкторов 32 очка, но этот показатель не должен вводить в заблуждение — команда из Маранелло сейчас может по праву называть себя одной из двух доминирующих сил в чемпионате мира. Проигранные действующим чемпионам две гонки этого сезона — результат стечения обстоятельств и форс-мажора.
В Австралии Фернандо Алонсо в том числе за счет корректировки тактики смог опередить Себастьяна Феттеля, а в Китае испанцу и вовсе не было равных — навязать двукратному чемпиону борьбу за победу не смог никто: не сработали ни экономичность «Лотуса», ни тактический риск «Ред Булл «, ни скорость «Мерседеса».
Поражения в Малайзии и Бахрейне действительно случайны — от разбитого антикрыла в сутолоке первого круга не застрахован никто, а DRS не ломается только на тех машинах, на которых этой системы нет. В прошлом году, обладая гораздо менее эффективным автомобилем, играя на удержание созданного на первых этапах преимущества, «Феррари» боролась за титул до самого конца сезона, однако сейчас у «Скудерии» есть все возможности бороться за чемпионат в агрессивном и смелом ключе — команда умеет работать аккуратно и методично, и нет ни одного повода считать, что из двух обидных поражений будут сделаны соответствующие выводы и приняты соответствующие меры.
Борьба «Мерседеса»
Осенью и зимой многие высказывались в адрес Льюиса Хэмилтона в том ключе, мол, чемпион 2008 года решил променять быструю машину на быстрые деньги, перейдя из «Макларена» в «Мерседес». Сам пилот, учитывая, в какой форме немецкая команда была в концовке прошлого сезона, аккуратно заявлял, что в этом году команда Росса Брауна за титул бороться не будет, победы не светят, но, может, за подиум им зацепиться удастся. Однако старт сезона превзошел самые смелые ожидания команды.
«Мерседес» по-прежнему не может разобраться с работой шин, однако в прошлом году износ резины был попросту катастрофическим, тогда как в этом проблемы приобрели несколько иной характер. Например, в Австралии Хэмилтону удался длинный относительно соперников отрезок на «суперсофте», а в жарких условиях Малайзии «Мерседесы» уверенно стали второй по силе командой и, уступив лишь «Ред Булл», финишировали на третьем и четвертом местах.
Сейчас инженерам не всегда удается понять, в каком именно диапазоне условий шины «Пирелли» будут эффективно работать с данным конкретным шасси. На Гран-при Бахрейна команда с самого начала знала, что расход резины станет большой проблемой, но в данном конкретном случае свою роль сыграли особенности трассы. Состоящий из разгонов и торможений трек сильно нагружал задние шины, которые на W04 и без того подвергаются серьезному воздействию из-за особенностей конструкции. Несмотря на это, Льюис Хэмилтон, стартовавший из конца первой десятки, смог выбраться на пятое место.
У новой машины отличный потенциал — сейчас «Мерседес» идет на четвертом месте, но когда инженеры разберутся с особенностями собственного автомобиля, Хэмилтону с Росбергом будет по силам побороться с «Лотусом» за третье место Кубка конструкторов, а в случае какого-то непредвиденного развития событий в группе лидеров — оба этих коллектива вполне могут навязать борьбу и «Феррари» с «Ред Буллом».
Демарш Феттеля
Гран-при Малайзии этого года надолго останется в памяти общественности, став очередным памятником командной тактики и различных ее проявлений. Можно по разному относиться к тому, что Себастьян Феттель проигнорировал приказ команды и пошел в атаку на Марка Уэббера, можно интерпретировать этот поступок с точки зрения гонщика, заряженного на победу, можно посмотреть на этот эпизод глазами сотен сотрудников команды, чье мнение Феттель отправил по известному адресу, но факт в том, что произошедшее в гонке приоткрыло завесу относительно закрытых от глаз широкой публики внутрикомандных механизмов. И не только в «Ред Булл» — раньше-то Экклстоун не рассказывал, что недоливал топливо в баки собственных гонщиков.
Несколько лет назад Формула-1 активно критиковалась за то, что от гонщика мало что зависит в современных гонках — на дубовых шинах каждый мог атаковать в силу возможностей машины, а потому заезды регулярно превращались в парад разноцветных автомобилей, парами расставленных согласно Кубку конструкторов. Поступок Феттеля — кульминация роли пилота чемпионата мира.
Если раньше от имени гонщиков командной тактике сопротивлялся фактически один лишь Рубенс Баррикелло, периодически угрожая в прессе рассказать «всю правду» о внутренней кухне «Феррари» в бытность бразильца гонщиком «Скудерии», то после Гран-при Малайзии все объедки командных побед вывалились из мусорного ведра.
Демарш Себастьяна Феттеля привел к тому, что общественность стала куда более осведомленной по поводу того, как именно происходит «командная» работа в Формуле-1. Достаточно отвлечься от возможных последствий, с которыми командам — а задеты этим инцидентом так или иначе оказались все задействованные в чемпионате мира лица — придется справиться самим, мы, болельщики, стали немного лучше понимать, что именно происходит в темных кулуарах паддока.
Форма Адриана Сутиля
На презентации новой «Форс Индия», когда у Виджая Малльи еще не было второго пилота, владелец команды заявил, что на Гран-при Австралии его коллектив приедет с одной из самых интересных пар пилотов в паддоке. Тогда эти слова воспринимались с большим скепсисом и в контексте самопиара индийца. Маллья выбирал между двигателями «Мерседес» и «Феррари» на 2014 год, а потому основными кандидатам были немец Адриан Сутиль и выпускник академии «Скудерии» Жюль Бьянки. Маллья выбрал Сутиля.
Уже в первой гонке Сутиль лидировал одиннадцать кругов. Конечно, это объясняется альтернативной тактикой немца, тем не менее факт остается фактом — немец аккуратно обращался с шинами и строго исполнял командный план. Несмотря на год вне Формулы-1, Адриан очень быстро адаптировался к изменившимся условиям чемпионата мира и с самого начала выступал так, будто отпуска в его карьере и не было.
Высокая скорость Адриана Сутиля сама по себе придает чемпионату дополнительную интригу. Учитывая проблемы со скоростью у «Макларена» и высокую вероятность того, что Мартин Уитмарш отдаст распоряжение переключиться на сезон 2014 года, мы рискуем увидеть борьбу между «Форс Индия» и командой из Уокинга за пятое место Кубка Конструкторов. В таком случае, учитывая, что у обеих команд одинаковые двигатели, у Виджая Малльи, вытащившего коллектив из бездны чемпионата мира, появляется неплохой шанс вступить в дуэль с одной из наиболее титулованных команд первенства — на фоне традиционного прогресса «Форс Индия» в ходе сезона шанс этот выглядит неплохим.
Прорыв «Маруси»
В Формуле-1 есть две команды, борющиеся не за очки и победы, а за деньги — призовые выплаты за десятое место Кубка конструкторов по итогам сезона. С развалом «ХРТ» эта борьба превратилась в дуэль «Маруси» и «Кэтерхэма» — в прошлом году именно команда Тони Фернандеса была «самой русской» за счет Виталия Петрова за рулем зеленой машины, тогда как с уходом российского гонщика роль флагмана отечественного автоспорта в чемпионате мира перешла к «Марусе».
На предсезонных тестах «Маруся» с самого начала смотрелась выгоднее «Кэтерхэма», а первые гонки сезона подтвердили эту тенденцию — в трех Гран-при из четырех российская команда опередила своих собратьев по подвалу турнирной таблицы. С самого момента прихода в Формулу-1 в 2010 году проект, называвшийся тогда «Верджин», не казался достаточно реалистичным, несмотря на все амбиции Ричарда Брэнсона.
Когда команда перешла под контроль российского производителя суперкаров, уверенности в ее будущем не прибавилось, однако Джону Буту удалось посрамить критиков — «Маруся» действительно методично работает и развивается, держась в Формуле-1 не ради дальнейшей перепродажи. За счет планомерного прогресса Жюль Бьянки уже после первых гонок в составе аутсайдера смог сделать себе имя и сейчас гуляет по паддоку в статусе перспективного дебютанта, несмотря на то что француз так и не смог выиграть ни в GP2 Series, ни в WSR.
Конечно, «Кэтерхэм» может прибавить с развитием сезона, на стороне команды Тони Фернандеса опыт Шарля Пика, год работавшего в «тылу врага», однако этим и нынешние победы Бьянки над соотечественником и привлекают внимание — во «французском дерби», к которому и свелась борьба за десятое место Кубка конструкторов, Бьянки смотрится заметно сильнее Пика. Пока рано говорить о том, что «Маруся» уверенно победила «Кэтерхэм», но в данный момент складывается ощущение, что все именно к этому идет.
«Чемпионат.com»