10 марта в Кыргызстане состоялись соревнования по GPS-ориентированию среди джипов, посвященные Международному женскому дню, под названием «Грязевой плен». Одним из основных условий было участие в турнире женских экипажей. Таковых оказалось не так много, ведь задача перед гонщиками стояла наисложнейшая - нужно было не только проявить умение ориентироваться на местности и принимать быстрые решения, но и еще отлично управлять внедорожником в самых тяжелых условиях.
И хоть погода в день соревнований была довольно солнечная, снега (а главное - грязи!) было предостаточно.
В пылу сражений
Приятно отметить, что организаторы «Грязевого плена» пригласили нас испытать весь экстрим джип-состязаний в составе экипажа! Предварительно была достигнута договоренность о том, что журналистам придется передвигаться вслед за участниками соревнований на «техничке», но во время регистрации было принято решение о том, что наш экипаж будет состязаться наравне со всеми. Итак, двадцать третий экипаж в составе профессионального пилота Михаила Мартюкова и фоторепортера и штурмана Александра Иващенко выходит на старт!
В спортивном классе - на «котлете»
До начала заездов ни один пилот и штурман не знал конкретный маршрут. И вот, наконец, получив расположение точек, мы отправляемся в путь. Отметим, что соревнования по GPS-ориентированию проводились в двух классах – «стандарт» и «спорт». В первом состязались джипы с колесами «до 33 дюймов» (в основном, автомобили серийного производства и с незначительными техническими изменениями), а в спортивном классе выступили настоящие экстремалы - на автошедеврах изобретательской мысли. В народе такие джипы называют «котлетами», так как совершенно непонятно, из каких составляющих они сделаны. Но, как оказалось на деле, в условиях плохой проходимости этим машинам нет равных!
Среди машин, представленных на соревнованиях, можно также было увидеть авто из далекого прошлого - ГАЗ 69. Кстати, эта машина получила, в итоге, приз зрительских симпатий и не раз срывала аплодисменты.
От кочки до точки
Для того, чтобы точку, отмеченную на маршруте, потом засчитали, машину, по условиям соревнований, нужно было максимально близко расположить рядом с отмеченной точкой, чтобы можно было одной рукой коснуться кузова внедорожника, а другой – заветной отметки. Однако порой контрольные пункты находились в таких сложных участках, что машину приходилось подтягивать на лебедке и, получив заветный снимок, экипаж отправлялся дальше. Кроме того, организаторами были предусмотрены и дополнительные баллы для тех, кто первым найдет метку. Тот, кто оказывался на месте раньше других, находил бутылочку с кетчупом, каждая из которых потом, при подсчете, давала несколько бонусных баллов.
В итоге, для того, чтобы взять все КП, нужно было забыть про различного рода осторожности - ветки вырывали зеркала, а на камнях оставались глушители. Но для настоящих экстремалов - все это не помеха! Они шли вперед на своих железных конях, порой не раз выручая друг друга в сложных ситуациях. В каких только неожиданных местах не находились точки: в ущельях, на дне быстротока, в развалинах заброшенного дома. Отыскать их было задачей не из простейших.
Лучшие из лучших
По итогам соревнований, в классе «стандарт» первое место завоевал экипаж под номером три в составе пилота Николая Лебедева и штурманов Романа Барханского и Сергея Вареса. В классе «спорт» первенствовал экипаж № 17 - Дмитрий и Данияр Мамутовы.
Отметим, что в «стандарте» третье место удалось завоевать представительнице прекрасного пола Ларисе Осадчей (пилот) в сопровождении двух штурманов, одним из которых был известный экстремал Дмитрий Фадеев.
- Лариса, в соревнованиях решили принять участие не так много девушек, почему вы вышли на старт?
- Потому что мне это было, прежде всего, по-настоящему интересно. Для меня это - своеобразный вызов, ведь я управляю автомобилем в городе уже несколько лет и очень хотелось попробовать себя на бездорожье. Это мой первый соревновательный опыт, тем более, на машине с правым рулем, - говорит Лариса Осадчая.
- Что для вас показалось особенно сложным в этих соревнованиях?
- Большинство участков были сложными, особенно тяжело давалась грязь... Но у меня была просто отличная команда – два штурмана, которые очень мне помогли. И это призовое место мы взяли все вместе!
Отметим также, что экипаж в составе двух дам - Елены Бакулиной (пилот) и Анны Стародубцевой (штурман) завоевал приз «За волю к победе» от организаторов соревнований. Награждение победителей состоялось в рок-баре «Цеппелин», куда они прибыли уже на чистеньких авто. Кстати, дамам были вручены цветы, ведь соревнования проводились в честь женщин!
Ксения Толканева
Фото Александра Иващенко