До старта сезона осталось две с половиной недели, Договор согласия не подписан, а Экклстоуну уже 82. Куда дальше пойдёт Формула-1?
Сейчас чемпионат находится в фазе принципиальных реформ, очертания которых лишь предстоит выяснить. Администрация спорта всерьёз подумывает о выходе на биржу, при этом Адам Парр в открытую говорит, что Еврокомиссии может понадобиться калькулятор, чтобы посчитать количество нарушаемых законов о конкуренции.
Берни Экклстоун, увы, может не успеть проконтролировать весь процесс трансформации Формулы-1 — он может занять около десятка лет.
Таким образом, важность фигуры преемника промоутера чемпионата мира переоценить невозможно. Этот человек должен будет в буквальном смысле привести первенство в светлое будущее и гарантировать процветание серии с тем, чтобы защитить текущие инвестиции автопроизводителей и финансовых конгломератов — в противном случае они попросту плюнут на чемпионат.
Среди возможных преемников Экклстоуна называют бывшего главой O2 Arena Дэвида Кэмпбелла, ныне зарабатывающего деньги продажей рекламы на трассах чемпионата и развивающего проект PaddockClub. Кэмпбелл работает в компании AllsportManagement, принадлежащей CVC Capital, что добавляет его фигуре веса. Дэвид может стать ставленником владельцев контрольного пакета акций Формулы-1, если те посчитают, что достойных кандидатур на стороне не найти. Однако сможет ли Кэмпбелл управляться с десятком команд и дополнительными участниками или продолжит продавать рекламу и зарабатывать на не имеющих отношения к спорту программах — большой вопрос, но прошлой весной говорилось, что кандидатура утверждена всеми заинтересованными сторонами.
В кандидатуре Кэмпбелла также может быть заинтересован Питер Брабек-Летмат, председатель совета директоров Nestle, по совместительству трудящийся также на благо небезызвестных в Формуле-1 компаний CreditSuisse, L’Oreal и ExxonMobil. Помимо прочего Брабек-Летмат был назначен на несколько декоративную должность директора чемпионата и входит в правление DeltaTopco – это промежуточное звено между Формулой-1 и CVC Capital. Этот человек является одним из тех, что принимают решения об инвестициях в чемпионат мира, а потому кровно заинтересован в будущем первенства.
Одним из конкурентов Кэмпбелла в последнее время также называли Ричарда Скудамора, главу английской футбольной Премьер-лиги. Ранее Берни Экклстоун вместе с ФлавиоБриаторе владел акциями клуба "Куинз Парк Рейнджерс”, но затем продал свой пакет акций Тони Фернандесу. "Заубер” в последнее время регулярно подчеркивает свои связи с "Челси”. Тем не менее вариант со Скудамором кажется не очень вероятным — механизмы взаимодействия спонсоров, участников и организаторов крупных футбольных чемпионатов, входящих в структуру европейского и мирового футбола, слишком сильно отличаются от специфики управления, пожалуй, единственного коммерчески успешного автоспортивного чемпионата мира.
Однако в том случае если CVC Capital покажется, что Формуле-1 неплохо бы интегрироваться с другими телевизионными шоу, использующими спорт высоких достижений для развлечения публики, Берни Экклстоун может посоветовать им обратиться к своему старому приятелю — ФлавиоБриаторе, вроде как изгнанному из чемпионата с позором, тем не менее регулярно расхаживающему в паддоке как бы без конкретного занятия.
Бриаторе имеет в Формуле-1 не только вес, но и запятнанную "крэшгейтом” репутацию. Впрочем, репутация Флавио не особенно мешала и в прошлом — обсуждать вслух в паддоке обвинительный приговор суда в Бергамо в 1984 году считается чем-то вроде моветона.
У Флавио есть налаженные связи в бизнесе и политике, у итальянца также есть завязки в многочисленных европейских лобби, что потенциально позволит ему так или иначе влиять на микроклимат в Формуле-1. При этом сейчас Бриаторе не задействован в правлениях каких-либо крупных коммерческих организаций, обладающих потенциалом прихода в чемпионат мира, что исключает конфликт интересов, возможный в случае прихода к рулю Брабека-Летмата или его ставленников.
Однако Бриаторепадок на шоу. Не в его характере считаться с законами, если путь к выбранной цели можно сократить. В июне 2008 года Бриаторе женился на модели ЭлизабеттеГрегорачи, что на 30 лет моложе самого Флавио, а уже в сентябре состоялся печально известный Гран-при Сингапура.
О доверительных отношениях между Бриаторе и Фернандо Алонсо говорит то, что испанец принял участие в обоих событиях того года — пришёл на свадьбу и поднялся на подиум в Сингапуре. Завязанный с миром большого бизнеса и политики Италии Бриаторе без проблем сможет раз за разом договариваться с "Феррари”, вслед за которой костяк Формулы-1 продолжат составлять "Макларен” и другие топ-команды, представляющие собой ядро чемпионата — не только спортивное, но и коммерческое.
Однако в том случае, если CVC Capital всё-таки посчитает, что подозрения в нарушении законов о конкуренции Формулу-1 не красят, фигура Бриаторе может оказаться излишне противоречивой для руководителя чемпионата.
Помимо данных кандидатур много внимания к себе приковывает новый президент ФИА Жан Тодт. Француз намерен повысить роль федерации в европейском автоспорте, в связи с чем на роль консультанта по младшим сериям был назначен Герхард Бергер.
Бергер стремится привести иерархию молодёжного автоспорта в соответствии с интересами спорта и федерации, тогда как сейчас роли и влияние в этой сфере распределены по логике бизнеса — сейчас выступления в GP2 в большей степени рекламируют гонщика, нежели готовят его к Формуле-1.
Обрезав пути продвижения молодых звёзд рекламными и финансовыми инструментами, ФИА способна вынудить менеджеров и спонсоров вступить в плотную конкуренцию друг с другом уже на подходе в Формулу-1. Таким образом, инвестиции в гонщика GP3 окажутся ещё менее защищёнными, поскольку победить в одном из двух чемпионатов калибра Мировой серии "Рено” или GP2 проще, так же как и засветиться в GP3, избежав борьбы со звёздами европейской или британской Формулы-3.
Спонсорские пакеты пилотов начнут снижаться, хотя конкуренция в этих чемпионатах вырастет. Инвесторы перестанут видеть смысл вкладывать несколько миллионов долларов за выступления в двухлитровой Формуле ”Рено”, GP3 и GP2, чтобы на одной из этих ступеней гонщик проиграл талантливому пареньку из Мексики и отвалился бы в менее раскрученные на мировом уровне гонки DTM или спортпрототипов.
Влияние менеджеров и спонсоров начнёт неминуемо сокращаться, тогда как роль руководителей команд молодёжных серий будет расти. А это, в свою очередь, благотворно скажется на подготовке кадров к Формуле-1 — как руководящего персонала команд, так и пилотов.
Такой сценарий потенциально приведёт к увеличению роли ФИА в Формуле-1, поскольку свежая кровь будет приходить в чемпионат после прохождения более конкурентной среды, подконтрольной федерации, а не бизнесменам в лице Бруно Мишеля. Однако для выполнения этой задачи Тодту необходим свой человек на позиции Экклстоуна, но при этом лояльный ФИА и имеющий возможность сопротивляться давлению CVC Capital, рекламодателей и автопроизводителей.
Для этого Формуле-1 необходимо сокращать бюджеты команд — сложно сопротивляться спонсору, когда от одного его решения зависит, будет ли у тебя работа завтра или нет. Механики "ХРТ” отлично это знают.
При этом участники чемпионата и сами заинтересованы в сокращении бюджетов, но выработать решение в ситуации, когда ты должен победить человека, сидящего напротив, а в кармане у тебя пара-тройка лишних десятков миллионов евро — непосильная задача.
Этот вопрос может быть отчасти решён передачей командам прав на управление чемпионатом. И команды даже вроде как сами к этому стремятся, однако подобный вариант сулит ещё больше коррупции и попранных законов о конкуренции, поскольку в совете команд Формулы-1 звёзды и старожилы получат заметные преференции по сравнению со своими менее удачливыми коллегами. Мартин Уитмарш и СтефаноДоменикали готовы прислушиваться к Россу Брауну и КристиануХорнеру, но не к Джону Буту, Эрику Булье или ВиджаюМаллье. Так что даже при таком развитии событий, нынешний дисбаланс конкуренции сохранится и будет продолжать требовать вмешательства извне.
От Договора согласия к текущему сезону, похоже, Формула-1 отказалась. Публика и ранее в лучшем случае могла лишь догадываться о содержании этого документа, однако сейчас, складывается ощущение, чемпионат мира вообще живет без конституции. Едва ли мы смогли бы насладиться зрелищем тотального беззакония в рамках одного отдельно взятого чемпионата, но остающийся открытым вопрос о Договоре согласия показывает также, что отношения между участниками и вся внутренняя политика чемпионата мира меняются. И в эти дни где-то в кабинетах решается, по каким правилам в будущем будет играть Формула-1. Остаётся надеяться лишь, что эти правила будут сформулированы людьми, знающими, чем они занимаются.