Отметим, что для Дмитрия этот выход перед судейской коллегией был первым - до этого на соревнованиях такого уровня он не выступал! Примечательна победа Ковалева еще и тем, что на сей раз соревнования проходили по европейским правилам ассоциации EMMA, что, конечно, налагало определенную ответственность.
Автозвук - спорт или...
Скажем сразу, такое экзотическое действие как автозвук, многие к виду спорта в его традиционном понимании, не относят. Ну грохочет, мол, музыка в машине - ну и что тут особенного? Однако сам герой нашего репортажа с этим категорически не согласен:
- Любое мероприятие, где присутствует дух соревнования, можно отнести к спорту, - говорит Дмитрий Ковалев. - Хотя лично я себя спортсменом не считаю, да и занимался этим больше для себя. Но мечта попасть на соревнования возникла у меня давно. Я тщательно ознакомился с правилами, подготовил автомобиль, презентацию и поехал. Участвовал в среднем классе «Любитель», кроме того, были также классы «Новичок» и «Профессионал». Участников было не так много (12 машин) и подклассы объединили в один класс. Пришлось состязаться с «сильными» и «слабыми» участниками. Чем больше динамиков и стоимость оборудования, тем выше класс. В классе «Мастер» участвовали машины достаточно высокого уровня. Есть еще класс «Эксперт», но участников с таким оборудованием в Казахстане не оказалось.
Про давление и качество
- Есть такой сложившийся стереотип, что автоспортом, а особенно автозвуком, занимаются те, кто работает на рынке автозапчастей?
- Не обязательно. Я, к примеру, работаю в сфере IT-технологий, то есть с авто совершенно не связан. На нашем авторынке невозможно приобрести компоненты соревновательного уровня. Поэтому их заказывают из Москвы, Казахстана... В автозвуке есть две категории участников: те кто занимается звуковым давлением (SPL) - чья машина звучит громче, и те, кто занимается качеством звучания (Sound Quality) - концертный зал в автомобиле. Так сложилось, что в категории SPL участвует больше машин, чем в Sound Quality. Для участия в соревнованиях по правилам ассоциации EMMA машины должны иметь достаточно большую подготовку на безопасность установки: проводки, динамики, подключение усилителей и т.д. Все эти критерии оценивают судьи, и участник набирает баллы.
«Пионер» - не всем ребятам пример!
- А правда, что стоимость аппаратуры иногда превышает стоимость авто?
- Нет, составляет примерно третью ее часть. Помимо покупки аппаратуры, ее установка отнимает гораздо больше времени и денег. Например, такие материалы, как звукоизоляция, проводка - дорогое удовольствие. Я видел на соревнованиях такие машины, которые были достаточно хорошо укомплектованы, но при этом не звучали, не было «правильной» настройки, хотя деньги были вложены немалые.
- Говорят, что лидирует здесь известная фирма Pioneer?
- Нет, только головное устройство, акустика и сабвуфер, к примеру - DLS, усилители Genesis, Adagio, Kenwood. При подготовке машины абсолютно не привязываешься к определенным брендам.
Как это происходит
- Дмитрий, расскажите, как проходят соревнования, ведь мы не имеем даже приблизительного представления об этом.
- Самое главное - это предоставить судьям качественную презентацию, которая готовится самим участником и распечатывается в виде буклета, где показана вся система. По этой презентации оценивается качество инсталляции аудио-системы. Есть и определенные правила: к примеру, на плюсовой кабель определенного диаметра подбирается соответствующий номинал предохранителя - это обеспечивает защиту системы от короткого замыкания. Также в презентации показывается вся проводка, как проходят силовые кабеля, защита, заход проводов в двери, подключение к динамикам и усилителям и т.д. По каждому из этих пунктов выставляются определенные баллы. Если пункт соблюден - ставится 5 баллов, если нет - вы не получите ничего! За каждый неподключенный компонент баллы также снижаются... То есть тонкостей много!
Если в презентации отсутствует подключение какого-либо компонента, судьи могут попросить показать, если вы этого не сделаете в течение пяти минут - потеряете баллы.
Судей не обманешь!
- Так некоторые умельцы могут подготовить отличную презентацию, которая удивит судей, но не будет соответствовать машине...
- Нет - это сделать невозможно! Во-первых, презентация в распечатанном виде играет большую роль. Второй шаг - это оценка качества звука системы. Проходит это так: устанавливают тестовый диск, по которому и производится оценка судей. Аудиосистема тестируется на «правильность» звучания. Идея такая - «воспроизвести концертный зал у себя в автомобиле». Один автомобиль оценивается приблизительно 40 минут. Один судья садится со стороны водителя и выставляет оценки, другой - со стороны пассажира. Потом они меняются, затем они усредняют свои оценки и выставляют общие баллы.
Громкость участник устанавливает сам, а уже по ней судьи оценивают всю систему. Отмечу, что громкость должна быть чуть больше средней (около 80 Дб). Но есть еще участники в SPL, там диск поделен на определенные частоты, к примеру, низкочастотный гул динамика, и во время звучания замеряется давление. У нас качество - а у них давление звука.
Получить контузию в SPL можно запросто!
- А правдивы ли все эти ролики в Интернете с вылетом лобовых стекол, поврежденными перепонками?
- С вылетом стекол, конечно, преувеличивают. Но получить контузию в SPL можно запросто!
- Не отвлекает такая громкая музыка от дороги?
- Наоборот, помогает! Это лучше, чем ездить в тишине.
- Вы обожаете музыку, наверняка учились в музыкальной школе?
- Нет, я обычный меломан. Просто мечтал заниматься автозвуком уже давно. Первый опыт установки был года четыре назад, хотя, признаюсь, изначально была боязнь вкладывать денежные средства. Потом это стало моим хобби, которое уже переросло в спортивный интерес!
Беседовала Ксения ТОЛКАНЕВА
Фото автора
Откуда «ноги растут»?
Все непонятное и странное всегда начинается в Америке. Собирались в конце семидесятых пацаны на автостоянках. На разномастных здоровенных тачках, с девочками и пивом. Врубали на всю свои «маги», балдели, спорили у кого «музон» круче. А окрестные старухи, как водится, жаловались властям на «молодежь» и звонили в полицию. Полиция пацанов гоняла.
А потом кто-то мудрый из магазина, торгующего аудиаппаратурой, решил это дело организовать и возглавить - так появился автозвуковой спорт.
Европейской федерации автозвукового спорта около двадцати лет. Первые соревнования в России прошли пять лет назад. По самым скромным оценкам, за один только последний год число фанатов автозвука выросло в России на 300 процентов и составляет сегодня двести-триста тысяч человек. Для них и всех остальных в России издается три толстых глянцевых журнала по автозвуку каждый тиражом около 30 тысяч экземпляров. Фанат-любитель автозвука вкладывает в него от 1000 до 3 тысяч долларов, профессионал - от 3 до 10-15 тысяч. Бывает - больше.
avtolikbez.ru